Юнкера
Жанр: Военный, Отечественный, Сериал
Режиссер: Игорь Черницкий
В ролях: Игорь Черницкий, Анатолий Просалов, Илья Иосифов, Светлана Крючкова, Юрий Черницкий, Алёна Бабенко, Николай Романов, Ольга Арнтгольц, Богдан Ступка, Елизавета Боярская, Владимир Гостюхин, Александр Михайлов, Евгения Дмитриева, Андрей Харитонов, Мария Луговая, Юрий Назаров, Лариса Лужина, Дмитрий Миллер, Александр Песков, Алексей Сидоров
Сериал создан по мотивам произведений Александра Куприна – романа «Юнкера», повестей «Поединок», «На переломе» («Кадеты»), многих рассказов. Также в сценарии использованы документы военной истории России и воспоминания выпускников юнкерских училищ.
Время действия сериала – годы, предшествующие началу Первой мировой войны. В начале фильма и в завершении каждой серии демонстрируются документальные кадры. В картине появляется персонаж не из произведений писателя – Буланин. Это придуманный создателями фильма герой, в котором есть черты самого Куприна.
Юнкера в фильме - это не только мальчишки, мечтающие стать офицерами, но и их учителя, офицеры, уже побывавшие в сражениях, и боевые генералы, в которых чувствуется юнкерская закваска. «Юнкерское» становится в фильме определением, в котором звучит и гордость, и бравость, и любовь. И сквозит добрая улыбка.
Фильм обращён к самому широкому кругу зрителей.
Время действия, в отличие от романов Куприна, сдвинуто с конца XIX века на годы, предшествующие началу первой мировой войны. Передача ощущений этого исторического момента была для авторов фильма столь важной, что и на самые краткие эпизоды приглашены известные талантливые актёры. Практически все события «Юнкеров» зрители увидят глазами главных героев - Буланина и юнкера Александрова. Капитан Буланин, которого не было у Куприна, должен не только связать произведения разных тем и жанров, но и вобрать в себя некоторые стороны, черты характера писателя и выразить полнее особенное, «купринское», бесконечно дорогое читателю и зрителю. Купринская история пехотного офицера, подпоручика Ромашова, драматические события его жизни - ссора с однополчанином, вызов на дуэль и сам поединок, а главное, духовный рост молодого человека, осознание своей ответственности за любимую женщину и за судьбу обиженного бесправного солдата - тоже легли в основу фильма «Юнкера».
Любовь - одна из центральных тем картины. Бывший кадет, а теперь воспитатель юнкерского училища Буланин - поборник строгой воинской дисциплины. Но он абсолютно чужд системы муштры и шагистики, бездумного послушания. Он учит будущих офицеров пониманию того, что решающую роль в сражениях играет крепость духа солдата. Так же, как и его коллега и товарищ, интеллигентный капитан Белов, он учит юнкеров военному искусству. Воспитанник этих офицеров знаменитого в Санкт-Петербурге и во всей России Павловского военного училища юнкер Александров - это будущий Куприн. Всё, что он видит, переживает, его душевные движения - проекция будущего художника. Куприн подчеркивает автобиографичность этого персонажа, делая его автором своего юношеского рассказа «Последний дебют». Этот сюжет проигрывается в фильме. После войны 1914 года юнкера станут для одних злейшими классовыми врагами, для других - средоточием боли и тревоги за судьбу своих детей, вчерашних мальчишек. В фильме «Юнкера» главное - коллизии самой человеческой жизни. Разговор о честности и чести, любви и достоинстве звучит громче, чем социальные споры. Юнкера в фильме - это не только мальчишки, мечтающие стать офицерами, но и их учителя, офицеры, уже побывавшие в сражениях, и боевые генералы.
Фильм "Юнкера" - это и гордость, и бравость, и любовь.
Двенадцатисерийный художественный телевизионный фильм "Юнкера" производства студии "Черома-фильм", снятый режиссёром Игорем Черницким по мотивам произведений А.И. Куприна: в основу сценария были положены роман "Юнкера", повести "Поединок", "На переломе", многие рассказы писателя и эпизоды его биографии, документы военной истории России и воспоминания выпускников юнкерских училищ. "Экранизировать роман А.И. Куприна "Юнкера" я мечтал много лет, а когда подвернулась такая оказия, на радостях сам же написал сценарий фильма и даже исполнил в нём одну из ролей.
Время действия фильма – годы, предшествующие началу Первой мировой войны. В ленте появился персонаж не из произведений писателя – Буланин, придуманный герой, в котором были черты самого Куприна. Юнкера в фильме - это не только мальчишки, мечтающие стать офицерами, но и их учителя, офицеры, уже побывавшие в сражениях, и боевые генералы, в которых чувствуется юнкерская закваска. "Юнкерское" в фильме стало определением, в котором звучала и гордость, и бравость, и любовь. И сквозила добрая улыбка. Фильм, конечно же, был задуман для самого широкого круга зрителей".
Герои фильма:
Капитан Буланин (Игорь Черницкий) - бывший кадет, впоследствии воспитатель юнкерского училища;
Ромашов (Анатолий Просалов) - подпоручик, друг Буланина;
Александров (Илья Иосифов) – юнкер;
Мать Алекса (Светлана Крючкова) - мама Алекса;
Шурочка Николаева (Алёна Бабенко) - любовница подпоручика Ромашова;
Белов (Николай Романов) – капитан;
Аня (Ольга Арнтгольц) - жена капитана Белова;
Шульгович (Богдан Ступка) – полковник;
Слива (Владимир Гостюхин) – капитан;
Генерал (Александр Михайлов) - командир корпуса;
Верочка (Елизавета Боярская).
О героях.
В замечательной экранизации по произведениям великого Куприна - практически каждая роль стала 100% попаданием. "Юнкера" - это история целого поколения, которое жило и сражалось за свои идеалы в одно из самых противоречивых и переломных времён в истории не только России, но и целого мира. Однако все они были счастливы и горды, что могли называться "юнкерами".
Капитан Буланин - бывший кадет, а впоследствии воспитатель юнкерского училища. Буланин был поборник строгой воинской дисциплины. Но ему абсолютно была чужда система муштры и шагистики, бездумного послушания. Он учил юнкеров военному искусству, учил будущих офицеров пониманию того, что решающую роль в сражениях всегда играла крепость духа солдата. Капитан Буланин - актёр Игорь Черницкий: "Для тех, кто любит творчество Куприна, появление нового персонажа Булавина было полной неожиданностью. Определяя свою картину как фильм по мотивам и обретая свободу построения сюжета, создатели и актёры стремились остаться верными духу прозы писателя. Капитан Буланин, которого не было у Куприна, должен был не только связать произведения разных тем и жанров, но и вобрать в себя некоторые стороны, черты характера писателя и выразить полнее то особенное, "купринское", что бесконечно дорого и читателю, и зрителю. Александр Буланин – это некая ипостась Куприна, возможность, проигранная вероятность стать писателем армейскому офицеру, одарённому, но ограниченному средой и профессией, с которыми он не сразу расстанется. Эта недовоплощённость, пока ещё обыкновенность Буланина, роднила его с другим героем – Ромашовым".
Черницкий Игорь Михайлович родился в Перми 14 декабря 1953 года, в 1975 году окончил актёрский факультет КГИТИ им. И. Карпенко-Карого, мастерская Н.Рушковского, с 1975 года - актёр Киевского государственного академического театра русской драмы им. Л. Украинки, с 1983 года - актёр Театра-студии киноактёра при киностудии им. А. Довженко, с 1988 года - режиссёр-постановщик Национальной киностудии художественных фильмов им. А. Довженко, с 2002 года - режиссёр-постановщик киностудии "Арк-фильм" киноконцерна "Мосфильм", а с 2005 года - генеральный продюсер, художественный руководитель киностудии "Черомафильм".
Подпоручик Ромашов - друг Буланина, любовник Шурочки, кино-дебют актера Анатолия Просалова. Анатолий Геннадьевич Просалов родился 7 апреля 1985 года в Ворошиловограде, в 2007 году окончил КНУТКиТ (КГИТИ) им. И.К. Карпенко-Карого, мастерская профессора Н.Н. Рушковского, с 2009 года - актёр Московского драматического театра имени Н.В. Гоголя. Анатолий Просалов - член Гильдии актёров кино России.
Капитан Белов - коллега и товарищ капитана Буланина, интеллигентный по своей сути человек, порядочный во всех отношениях. Капитан Белов - актёр Николай Николаевич Романов. Он родился 17 декабря 1967 года в Усть-Каменогорске, Казахская ССР, в 1993 году окончил Киевское государственное училище эстрадно-циркового искусства, а в 2006 году - Литературный институт имени Максима Горького.
Александров - юнкер, воспитанник офицеров капитана Буланина и капитана Белова, знаменитого в Санкт-Петербурге и во всей России Павловского военного училища. Юнкер Александров - прототип будущего Куприна. Всё, что он видел, переживал, его душевные движения - проекция будущего художника. Куприн подчёркивал автобиографичность этого персонажа, делая его автором своего юношеского рассказа "Последний дебют". Юнкер Александров - актёр Илья Александрович Иосифов. Он родился 25 июня 1986 года в Москве, окончил актёрский факультет Института Гуманитарного Образования, художественный руководитель - Клепиков Ю.В.
Мать Алекса, актриса Светлана Николаевна Крючкова. Она родилась 22 июня 1950 года в Кишинёве в семье военнослужащего. В 1973 году окончила Школу-студию МХАТ (курс профессора В.П. Маркова), и тогда же была принята в труппу МХАТ. Дебют в кино состоялся в 1973 году: Катя в фильме "Двое в пути" и Нелли Леднёва в фильме "Большая перемена".
Шурочка Николаева - любовница подпоручика Ромашова, актриса Алёна Олеговна Бабенко (Баранова). Она родилась 31 марта 1972 года в Кемерово, на Кузбасе, по окончании школы в 1988 году поступила на факультет прикладной математики и кибернетики в ТГУ (Томский государственный университет), где и увлеклась театром, в 2000 году окончила мастерскую Анатолия Ромашина во ВГИКе, с 2008 года - актриса театра "Современник".
Аня - жена капитана Белова, актриса Ольга Альбертовна Арнтгольц. Она родилась 18 марта 1982 года в городе Калининграде в семье актёров Калининградского областного драматического театра - "Заслуженного артиста РФ" Альберта Альфонсовича Арнтгольца и актрисы Валентины Галич, в 2003 году окончила вместе с сестрой Татьяной Арнтгольц Высшее Театральное училище им. Щепкина.
Шульгович - полковник, актёр Богдан Сильвестрович Ступка. Он родился 27 августа 1941 года в поселке Куликов, Жолковский район, Львовская область, в 1961 году окончил драматическую студию при Львовском театре им. М.К. Заньковецкой, окончил театроведческий факультет Киевского театрального института им. И.К. Карпенко-Карого, с 1961 года - актёр Львовского украинского театра драмы им. М.К. Заньковецкой, с 1978 года - артист Киевского академического украинского драматического театра им. Ивана Франко. Богдан Ступка - "Заслуженный артист Украинской ССР", "Народный артист Украинской ССР", "Народный артист СССР", Академик Академии искусств Украины, Герой Украины. 22 июля 2012 года Богдан Ступка ушел из жизни.
Верочка, актриса Елизавета Михайловна Боярская. Она родилась 20 декабря 1985 года в Ленинграде, в городе на Неве в семье актёра Михаила Боярского и актрисы Ларисы Луппиан, окончила СПбГАТИ в 2007 году, мастерская Льва Додина. С 2006 года - актриса Малого Драматического Театра (Театра Европы) в Санкт-Петербурге.
Капитан Слива, актёр Владимир Васильевич Гостюхин. Он родился 10 марта 1946 года в Свердловске, на Урале, в 1970 году окончил Государственный институт театрального искусства им. А.В.Луначарского, с 1982 года - актёр Минского Театра-студии киноактёра. Владимир Гостюхин - Член Международной славянской академии, вице-президент Международного кинофорума "Золотой Витязь", с 1982 года - "Заслуженный артист РСФСР", а с 1996 года - "Народный артист Республики Беларусь".
Генерал - командир корпуса, актёр Александр Яковлевич Михайлов. Он родился 5 октября 1944 года в посёлке Оловянное Читинской области, в Забайкалье. Огромную популярность актёру принесла работа в кино, он играл всё больше своих современников, сильных духом людей, обладающих цельной натурой: Павел Зубов в "Мужиках", Вася Кузякин в фильме "Любовь и голуби", Павел Шорохов в картине "Змеелов".
Сюжет фильма "Юнкера".
Россия на рубеже веков, 1900-1910 годы. Знаменитое в Санкт-Петербурге и во всей России Павловское Александровское военное училище и его воспитанники - юноши - без пяти минут офицеры, и их воспитатели - наставники, а в недавнем прошлом боевые офицеры, которые умело складывали определенный мир будущего художника и офицера. У последних всё происходило впервые: первый бал, первая любовь, первый поединок, первый отпор негодяю, первая готовность пожертвовать собой ради друга и защитить слабого... Время действия в фильме, в отличие от романов Куприна, было сдвинуто с конца XIX века на годы, предшествующие началу Первой мировой войны. Передача ощущений этого исторического момента была для авторов фильма столь важной, что на самые краткие эпизоды приглашены были известные талантливые актёры, так как практически все события "Юнкеров" зрители увидели именно глазами главных героев - юнкера Александрова и капитана Буланина, последний отсутствовал у Куприна, но обязательно должен был появиться в кадре, чтобы не только связать произведения разных тем и жанров, но и вобрать в себя некоторые стороны, черты характера писателя и выразить полнее особенное, "купринское", бесконечно дорогое...
Любовь стала одной из центральных тем ленты. Купринская история пехотного офицера, подпоручика Ромашова, драматические события его жизни: ссора с однополчанином, вызов на дуэль и сам поединок, а также духовный рост молодого человека, осознание своей ответственности за любимую женщину и за судьбу обиженного бесправного солдата - также нашли центральное отражение в сюжетной линии фильма "Юнкера".
После войны 1914 года юнкера стали для одних злейшими классовыми врагами, для других - средоточием боли и тревоги за судьбу своих детей, вчерашних мальчишек. В фильме "Юнкера" правильно поставлены коллизии самой человеческой жизни, разговор о честности и чести, любви и достоинстве прозвучал громче, чем социальные споры. Юнкера в фильме - это не только мальчишки, мечтающие стать офицерами, но и их учителя, офицеры, уже побывавшие в сражениях, и боевые генералы, в которых чувствовалась юнкерская закваска. Вчерашние мальчишки из хороших семей мечтали о воинской славе, о любви и больше всего на свете боялись потерять честь, которая была одним из основных достоинств русского офицера...
За кадром фильма.
Съемки фильма "Юнкера" проходили в Санкт-Петербурге и его окрестностях, при этом некоторые сцены было разрешено снимать во дворце Державина и в квартире Анны Ахматовой.
В фильме "Юнкера" прозвучали песни Николая Романова, которые он и написал, и исполнил, а также сыграл роль офицера Белова.
Интересные факты.
Фильм "Юнкера" существует и в кино-версии, для телевидения, и в версии прокатного, широкоэкранного кино.
В фильме "Юнкера" было около 200 персонажей. Среди исполнителей были такие мэтры кино, как: Богдан Ступка, Владимир Гостюхин, Светлана Крючкова, Лариса Лужина. Сыграл в "Юнкерах" небольшую роль и Михаил Боярский.
"Обмывали" фильм "Юнкера" в ресторане. Гости обильно угощались, закусывали, в сторонке от всех маститая Алёна Бабенко, сыгравшая в "Юнкерах" Шурочку, беззлобно подтрунивала над любовником по фильму - Анатолием Просаловым, студентом Киевского театрального института, для которого роль Ромашова стала дебютом в кино. "Ну что, любовь моя, как поживаешь?" - пела Алёна, слегка приобнимая молодого человека, последний в ответ поэтично алел и томно вздыхал. Впрочем, дальше невинных объятий дело не пошло, с вечеринки Бабенко ушла одной из первых - актрисе нужно было лететь на съемки в Киев...
Мнения.
"Юнкера" - это лучший фильм за последнее время. Он заставил о многом задуматься. Побольше бы таких лент снимали, которые напоминают, что существуют такие понятия, как совесть и истинная честь, мужская дружба и преданное служение своей Отчизне, чего сегодня так не хватает. Искренне жаль тех людей, которые не поняли фильм и которым он не понравился.
Фильм понравился очень, возможно, где-то излишне он и был сентиментален, но это не столь важно, музыка продолжает постоянно звучать в ушах... Николай Романов - прямое попадание, чувствовалось, что в основу было положено произведение классика. После просмотра получаешь ответы на очень важные вопросы, а также задаешь себе ещё более важные, первостепенные вопросы, которые должен задавать себе каждый Человек - Родина, Честь, Верность, Дружба, Служение, Любовь!
После просмотра фильма возникла мысль - чем только сегодня не напичкана программа по русской литературе в старших классах. Расправляясь с "проклятым советским прошлым", убрали даже "Сына полка" В.Катаева. Взамен не дали детям ничего! "Юнкера" - просто повесть из школьной программы! На таких книгах воспитывались всегда души и чувства. Но это, видимо, не нужно нынешней системе образования. Поэтому выход фильма считаю огромной, к сожалению, никем не замеченной удачей.
P.S. Фильм ПОТРЯСАЮЩИЙ!!!!
Ему веришь в каждой его интонации.
Игра актеров - всех - ВЕЛИКОЛЕПНА!!!
Сам режиссёр, который играет центральную роль, как оказалось, прекрасен! И сначала я ОЦЕНИЛА его героя, только потом поняла через интернет (нашла фото), КТО играет его Беланина (т.е. сам режиссёр и сценарист).
НАХОДКА фильма однозначная и НАХОДКА для кинематографического искусства - АНАТОЛИЙ ПРОСАЛОВ!!!
ТАК сыграть наитруднейшую психологически роль. И так, что ВЕРИШЬ ЕМУ совершенно. КОГДА ЧИСТОТА героя НЕСОМНЕННА, и всё это видно через крупные планы, и в сложнейших психологических перипетиях. Там и юность, и зрелость героя очевидны. Так сыграно. А сцена любви - с ума сойти! КАК ЧЕСТНО и ЧИСТО, НО главное, ЧИСТО!!! Как будто это и НЕ ФИЛЬМ вовсе, а самое настоящее мгновение реальной жизни человека любящего и юного.
КАКИЕ съёмки!!! С ума сойти. КАКАЯ Россия, и через неё тончайший психологизм. А момент на суде чести?!!! Когда при ответе, прежде чем дать его, герой А.П. Ромашов глядит в окно, а в нём ЦЕРКОВЬ! На него смотрит САМ Господь! Как сделано! И таких моментов - весь фильм! Даже сцена с собакой, когда герой Черницкого говорит с ней на "вы". ИМЕННО так! Именно это не разрушает, а укрепляет зрителя в полнейшем ощущении, что он не здесь, а там, в начале 20-го столетия, в царской России. Именно из мелочей всё складывается. И музыка так пронзительно и точно вплетена. Казалось бы, новый композитор (для меня), современно написанная музыка и песни, но как они точно попадают в цель. Как пронзительно и больно они туда попадают!!!
КАКОЕ же счастье, что существуют такие русские люди, как сам режиссёр и сценарист + артист в одном лице, и вся труппа, им так тщательно-точно и любовно подобранная, что веришь - Россия будет стоять, несмотря ни на какие бури, революции, буревестников и пр. и пр.
СПАСИБО ГРОМАДНОЕ за счастье видеть эту грандиозную и честную работу!
Отредактировано Кассандра (2018-12-13 13:33:56)