Вольная грамота
Полина Лебедева выросла настоящей принцессой. Она получила прекрасное образование, но будущее девушки оставалось туманным. Разумеется, её опекун (а на самом деле - родной отец) беспокоился за свою любимую единственную дочь. Перед самой своей смертью барин оставил вольную для Полины, а также завещание, по которому ей достаётся всё состояние отца. Однако из-за козней коварного юриста Бориса, влюблённого в неграмотную крепостную Татьяну, Полина так и остаётся крепостной. Племянник барина оказывается никудышным хозяином, и в конце концов продаёт поместье вместе с людьми. На аукционе имение и крепостных покупает Андрей Кречетский, известный своим жестоким нравом. Его жена Анна Кречетская, зная о многочисленных увлечениях своего супруга, не жалеет провинившихся, с её точки зрения, дворовых девок. Полина сразу понравилась Андрею, но она не желает становиться очередной игрушкой своего нового барина. Со временем Андрей Кречетский начинает испытывать к Полине настоящую страсть. Все карты путает его младший брат Дмитрий Кречетский, по-настоящему влюблённый в Полину. Дмитрий готов сделать всё для того, чтобы освободить девушку из крепостной неволи...
Казалось бы, прекрасная Полина Лебедева родилась, чтобы блистать на балах, поражать сердца поклонников и радоваться благам, которыми полна жизнь богатой девушки. Однако беззаботная жизнь продлилась недолго. Судьба юной красавицы сыграла со своей подопечной злую шутку – неожиданно умирает князь Головин, покровительствующий Полине.
Теперь та, что была рождена и воспитана госпожой, вынуждена познать всю тяжесть доли крепостной, не имеющей ни малейшего права распоряжаться своей судьбой. Полина узнаёт, что она будет продана на аукционе, как и другое имущество покойного аристократа. Возможно, девушка нашла бы силы смириться с неожиданными превратностями жизни, но беда не приходит одна – девушку покупает граф Андрей Кречетский, о порочности и жестокости которого в народе ходят самые страшные слухи.
Спастись из рук беспощадного помещика можно лишь одним способом – получить вольную грамоту. Получится ли у Полины вырваться на волю, или она останется игрушкой в руках нового хозяина? Об этом вы узнаете, если посмотрите новый сериал производства Первого канала. Ну а пока юную красавицу ожидает множество трагических дней, тяжести неволи, душевная боль и, конечно же, любовь, а российский зритель станет свидетелем этих удивительных событий.
Полина Лебедева - молодая привлекательная барышня, проживающая в поместье своего дядюшки князя Головина. С ранних лет девочка была уверена, что она родилась княжной, и Головин - её родственник, который оберегает и всячески опекает. Старательная, уверенная в себе, не по годам мудрая и красивая - Полина объединяла в себе все характеристики, которые могли бы относиться к барышне чистых кровей. Только вот впереди девушку ожидал самый ужасный удар. После того, как Головин скоропостижно умирает, она узнаёт, что на самом деле была крепостной, которую он решил поднять на ступень выше.
Так как князь умер, то теперь никто не будет заниматься воспитанием Полины как дворянки, и девушка превратится в ту, кем должна была быть ещё с детства. Лебедева, как и всё имущество почившего Головина, продаётся с аукциона и оказывается в руках соседа князя - Андрея Кречетского. Неприязнь между ней и графом Кречетским была ещё в тот момент, когда Полина считала себя девушкой из высшего общества. Теперь же она - его имущество, и граф способен отомстить за все свои обиды. Жизнь Полины превратится в настоящий ад, ведь из прекрасного дома, где она была госпожой, девушка переедет в тот, где станет покорной рабыней, которую ни во что не будут ставить.
Молодая девушка Полина Лебедева по официальным документам числится в качестве крепостной. Её покровитель и хозяин князь Головин весьма обеспокоен этим фактом. Но практически никто об этом не знает. Да и сама Полина особо не задумывается об этом и живёт непринуждённой и спокойной жизнью. Она получила отличное воспитание и обладает всеми хорошими манерами, которые характерны для всех светских барышень. Участвуя в светских балах, она сосредотачивает внимание всех молодых людей на себе. Ведь перед её обаянием мало кто сможет устоять. Теперь она достигла того возраста, когда ей необходимо уже подыскать достойного жениха. Никто в округе и не подозревает, что эта девушка не является обладательницей голубых кровей. Её покровитель же даже и не желал, чтобы эта тайна когда-нибудь всплыла наружу. Поэтому он написал для Полины вольную грамоту, чтобы она освободилась от всех крепостных оков и поистине стала свободной девушкой. А также завещал ей всё своё имущество, чтобы она ни в чём не нуждалась.
Спустя короткий период время неожиданно уходит из жизни князь Головин. После этого жизнь Полины кардинально изменяется. Вся причина заключается в том, что вольная грамота, которая была написана её покровителем, загадочным образом пропала. Как и написанное князем завещание. Теперь она должна прочувствовать на себе всё то, что присуще жизни крепостных крестьян. Как известно, эти люди не принадлежат сами себе.
Поэтому после смерти Головина все его крепостные и остальное имущество выставляются на торги. Ещё до всех этих событий Полиной интересовался некий граф Кречетский, который состоял в весьма неприязненных отношениях с умершим князем. Теперь он ни в коем случае не может упустить благоприятного случая. Он покупает Полину на торгах, чтобы использовать её в своих грязных и низменных целях. Теперь девушка полностью пребывает в подчинении своего нового порочного владельца.
Полина Лебедева, воспитанница бездетного князя Алексея Петровича Головина, самая завидная невеста Ямбургского уезда. Во время бала в честь её именин Алексей Петрович умирает от внезапного сердечного приступа. Это горе – лишь начало тяжёлых испытаний, уготованных девушке судьбой. Полина числится крепостной. Образованная, воспитанная как подобает барышне, она вместе с другими крепостными становится собственностью непутёвого племянника покойного, игрока и пропойцы Сергея Головина. Тот, чтобы покрыть карточные долги, спешно продаёт имение со всем имуществом и крепостными душами соседу и давнему врагу дяди – графу Андрею Кречетскому. Уездное общество смотрит теперь на Полину с презрением, жених предаёт, а новый хозяин настойчиво добивается близости... Вдобавок ко всему девушка влюбляется в младшего брата Андрея – красавца Дмитрия Кречетского. Их чувства взаимны, но Полину пытаются как можно быстрее выдать замуж, да и Дмитрию уже подобрали богатую, родовитую и знатную невесту...
Полина Лебедева, воспитанница бездетного князя Алексея Петровича Головина, самая завидная невеста Ямбургского уезда. Во время бала в честь её именин Алексей Петрович умирает от внезапного сердечного приступа. Это горе – лишь начало тяжёлых испытаний, уготованных девушке судьбой. Полина числится крепостной. Образованная, воспитанная как подобает барышне, она вместе с другими крепостными становится собственностью непутёвого племянника покойного, игрока и пропойцы Сергея Головина. Тот, чтобы покрыть карточные долги, спешно продаёт имение со всем имуществом и крепостными душами соседу и давнему врагу дяди – графу Андрею Кречетскому. Уездное общество смотрит теперь на Полину с презрением, жених предаёт, а новый хозяин настойчиво добивается близости... Вдобавок ко всему девушка влюбляется в младшего брата Андрея – красавца Дмитрия Кречетского. Их чувства взаимны, но Полину пытаются как можно быстрее выдать замуж, да и Дмитрию уже подобрали богатую, родовитую и знатную невесту...
Полина Лебедева, воспитанница бездетного князя Алексея Петровича Головина - самая завидная невеста Ямбургского уезда. Во время бала в честь её именин Алексей Петрович умирает от внезапного сердечного приступа.
Это горе - лишь начало тяжёлых испытаний, уготованных девушке судьбой. Полина числится крепостной. Образованная, воспитанная как подобает барышне, она вместе с другими крепостными становится собственностью непутёвого племянника покойного, игрока и пропойцы Сергея Головина.
Тот, чтобы покрыть карточные долги, спешно продаёт имение со всем имуществом и крепостными душами соседу и давнему врагу дяди - графу Кречетскому. Уездное общество смотрит теперь на Полину с презрением, жених предаёт, а новый хозяин настойчиво добивается близости...
"Вольная грамота" - это 16-серийная яркая костюмированная историческая мелодрама. Действие фильма происходит в годы царствования императора Николая I и рассказывает историю о любви и свободе.
Режиссёром картины стал Дмитрий Черкасов ("Степные дети", "Долина роз", "Небо в огне", "Ту-154. Моя легенда" и др.). В главных ролях снялись Татьяна Бабенкова (роль Полины Лебедевой), Артем Крылов (роль графа Дмитрия Кречетского), Владислав Абашин (роль графа Андрея Кречетского), Иван Добронравов (роль Бориса), Ксения Разина (роль подруги главной героини, Татьяны).
Главную ставку в актерском ансамбле режиссер сделал на актеров молодых, дебютирующих или начинающих свой творческий путь. Режиссер Дмитрий Черкасов: "Зрителю будет интересно увидеть новые лица и, возможно, глубже почувствовать нашу историю, ощутить ее героев без шлейфа ролей, сыгранных ими ранее. Это как прочитать новую книгу!"
Съёмки "Вольной грамоты" длились больше года.
За операторскою работу в фильме "Вольная грамота" отвечали одни из лучших представителей отечественного операторского цеха - Владимир Башта ( "Кандагар", "Бресткая Крепость", "Географ пропил глобус", "Степные дети", "Крик совы", "Время первых") и Андрей Каторженко ( "Чужие", "На ощупь", "Долина роз", "Мата Хари").
Для создателей фильма было важно воссоздать историческую атмосферу России 19 века: была проделана огромная работа с документами по изучению старых чертежей, картин и других артефактов, создано более 300 костюмов для главных героев и для актёров массовых сцен, построены многочисленные декорации.
Съёмки проходили в Москве и Подмосковье, в Торжке и Тверской области. Снимали в старых усадьбах и других сохранившихся исторических местах. Многие интерьерные объекты были построены в павильонах. Что же касается улиц Санкт-Петербурга того времени, то эту задачу авторы фильма решили в виде комбинирования эпизодов, снятых на декорированных улицах старого Торжка и в уникальной натурной декорации на киностудии Мосфильм.
В фильме звучат романсы Вероники Долиной. Музыку к фильму написал композитор Иван Бурляев (автор музыки к фильмам "Салют 7", "Притяжение", "Призрак", "Распутин", "Грозовые ворота" и др.) при участии Константина Куприянова. С режиссёром Дмитрием Черкасовым это четвёртая совместная работа. Они вместе работали над фильмами "Степные дети", "Городские шпионы", "Ту-154. Моя легенда".
Режиссёр Дмитрий Черкасов:
Прежде всего, это фильм о любви. Для меня ключевым моментом стала тема свободы и несвободы человека. И в те времена, и сейчас. Чего она стоит, зачем нужна и может ли человек считать себя свободным, любя другого...
Я несколько снисходительно относился к жанру исторической мелодрамы. На самом деле, именно благодаря этому жанру зрители и любят кинематограф. "Три мушкетера", "Граф Монте-Кристо" Дюма. Чуть позднее - "Джен Эйр" Шарлоты Бронте... Истории об отважных героях и их прекрасных возлюбленных, основанные на оголенных чувствах и верной любви.
Сценарий был очень свежо написан, даже я бы сказал, легко. Я принял этот вызов, мне самому захотелось посмотреть, как будет жить "Вольная грамота", и тронет ли она меня, как зрителя. Самое сложное в съёмочном процессе - самому поверить в то, что видишь в кадре. На "Вольной грамоте" со мной и актёрами это произошло, в какой-то момент мы поняли, что снимаем что-то живое, актёры поверили, что они "не ряженные", и что у нас получается не имитировать жизнь, а делать достойную честную работу.
Композитор Иван Бурляев:
Мне безумно интересна судьба нашего проекта, так как у нас абсолютно сознательно получился анти-мейнстрим. Неторопливое изложение изумительного сценария, визуальное пиршество камеры и света, строгая режиссура без поддавков и заигрываний на современном киноязыке.
Историческое кино - тонкий лёд. Идти по нему невероятно сложно для каждого участника процесса. Герои нашей истории вымышлены. Казалось бы, можно было создать "авторский фантазийный мир" с некими чертами эпохи. Но правила нашей игры - "всё по-честному"! 30-е года XIX века.
Татьяна Бабенкова (роль Полины Лебедевой):
На мой взгляд, кино у нас получилось атмосферное, вся команда старалась передать эпоху середины 19 века. На экране сейчас редко можно увидеть честную, искреннюю любовь, и её сложно сыграть, а Дмитрий Черкасов умеет снимать кино о любви.
Мне кажется, недаром так долго искали исполнительницу на роль Полины, ведь она должна была по своему внутреннему состоянию, мироощущению подходить тому образу, который был написан в сценарии и который хотел видеть режиссёр. Так совпало, что я оказалась близка к образу Полины. Моё ощущение свободы совпадает с её!
Артем Крылов (роль графа Дмитрия Кречетского):
Главный герой Дмитрий Кречетский - это тот герой, которого мы помним по русской классике, благородный, честный офицер. Что бы ни происходило, он борется за свои принципы, идеалы!
Нам очень помогали исторические консультанты, учили нас владеть оружием, пистолетами того времени. Был интересный момент: сцена, когда я размахиваю огромным хлыстом. Необходимо было научиться щёлкать им, для этого нужно иметь определённый навык.
Ксения Разина (роль подруги главной героини Татьяны):
Когда я прочитала сценарий, сразу как-то внутренне почувствовала, что роль Татьяны действительно моя. Внутри этой героини множество конфликтов. Она девушка очень сильная и своевольная, в то же время преданная своей подруге Полине, готова за неё в огонь и в воду. Но всё же выбирает свой путь.
Сниматься в историческом проекте очень интересно! Грим, причёска, костюм - и ты внутренне погружаешься в эту атмосферу, сразу хочется держать осанку, жесты становятся утончёнными, это невероятно приятное чувство! А вокруг лошади, экипажи, все дамы в пышных платьях, как будто ты действительно попадаешь в 19 век.
Катарина Шпиринг (графиня Анна Николаевна):
На проект "Вольная грамота" я попала с лёгкой руки моей подруги Юлии Ауг, мы с ней записали интервью, которое впоследствии попало к кастинг-директору, а в потом и к режиссёру Дмитрию Черкасову, которому предложили посмотреть на роль графини немецкую актрису. Анна Николаевна - графиня немецкого происхождения, но, в отличие от меня, она родилась в России. И мы её сделали говорящей с лёгким акцентом не просто так, ведь она и чувствует себя немного другой. Ещё один важный посыл в "Вольной грамоте" в том, что это кино про свободу. Режиссёр Дмитрий Черкасов попросил всех актёров найти момент свободы в своих персонажах, где они свободны, а где нет, или где они хотят свободы, но не могут её получить.
В "Вольной грамоте" зрителю предстоит ответить вместе с героями фильма на вопрос свободы в мыслях, свободы человека в том мире, который его окружает, и подумать вместе с героями о том, на что способна любовь. Это вечные вопросы, которые, я надеюсь, затронут нашего зрителя!
Иван Добронравов (роль Бориса):
Участие в таком масштабном историческом проекте для меня, как для артиста - это большое счастье. Я своего героя пытался сделать неоднозначным, а на таких персонажей всегда интересно смотреть. Вся съёмочная группа и актёры в этом проекте работали с максимальной отдачей, мы полюбили этот проект и своих героев и надеемся, что наши ожидания, всё то, что мы видим и вкладываем в этот фильм, понравится и заинтересует зрителя.
Сергей Барковский (роль Доктора):
Мой герой - доктор, а это уже ко многому обязывает. Человек в возрасте, с богатым опытом, профессиональным и человеческим. Мой персонаж пытается влиять на события "Вольной грамоты", но у него по разным причинам не очень получается.
В сюжете много перипетий, острых ситуаций, разных поворотов. В общем, есть что играть. Время, в котором разворачивается наша история, предъявляет свои требования. Их выполнять непросто. Светский этикет в обществе и дома, манеры, правила хорошего тона. Помогал нам прекрасный консультант Олег Шухат. Энное количество раз нас вызывали на танцевальные репетиции, чтобы не просто в сценах бала мы нужное исполнили, а чтобы все связки и фигуры вошли в плоть и кровь. Пришлось мне вспоминать также, чему учили в балетном кружке в юности, что проходили на уроках хореографии в театральном институте, к съёмкам бала мы разучили вальс, мазурку, полонез, кадриль, лансье.
В ролях: Татьяна Бабенкова, Артем Крылов, Владислав Абашин, Иван Добронравов, Ксения Разина, Владислав Ветров, Катарина Шпиринг, Анна Лутцева, Владимир Торопов, Артем Ткаченко, Мария Сокова, Сергей Барковский.
Художник по костюмам: Елена Брянская
Аутентичность, зарубежные референсы и борьба с «лубком» — на примере сериала о крепостной России «Вольная грамота» художник по костюмам Елена Брянская рассказывает о профессии
Практические вопросы
Задача художника в кино — перенести на экран некую фантазию. После первого прочтения сценария появляются первые эскизы — наброски твоего видения, черновики. И только после многочасовых разговоров с режиссёром рождаются определённые образы, своего рода основа, на которую нанизываются идеи. По каждому персонажу я собираю отдельные папки — одежда, обувь, аксессуары, детали. Я их называю «милые мелочи». Затем из выбранного собираю пазл — детально прорисовываю эскизы, подбираю материалы, готовлю техническое задание на изготовление костюма. После раскроя и первой сборки мы начинаем «подгон» под актёра. Мы имеем дело с кино, а не с индустрией моды, то есть актёры должны комфортно чувствовать себя в своей одежде длительное время. Кроме того, вещи надо будет стирать. Вышивка, пуговички, воротнички — все детали, которые есть на костюме, нужно к этому подготовить.
Конечно, у меня есть группа мастеров, которые занимаются пошивом одежды. Но я и сама шью — на «Вольной грамоте» я сделала практически все головные уборы и воротнички для главных героинь.
Эпоха 1830
Действие сериала происходит в 1830 году, эпоху бидермейера. Если мы взглянем на картины того времени — увидим барышень-«валентинок», то есть женщин с огромным количеством бантиков и розочек, с несуразно пышными рукавами. Когда я узнала про выбранное время, ужаснулась: очень уж не люблю в жизни всё «конфетное». К счастью, мы с Дмитрием Геннадьевичем Черкасовым, режиссёром сериала «Вольная грамота», в этом плане близки: нам обоим не нравится «лубок».
Мы договорились, что актёры в кадре будут выглядеть максимально естественно, не парадно. Ведь история, которую мы снимаем, — про провинциальное российское дворянство. В быту дворяне того времени не носили нарядные платья и не ходили в перьях, они выглядели обыденно. Есть много нюансов, которые художник по костюмам должен изучить: как персонажи двигаются, чем они занимаются в свободное время. У нас было много консультантов, знакомых с бытом того времени, и детали мы собирали буквально по крупинкам.
Откуда берутся идеи
Для «Вольной грамоты» мы использовали широкий набор референсов из мирового и отечественного кино и литературы. Я очень люблю голливудский кинематограф 30-40-х годов и советское кино (например, «Война и мир» Бондарчука, «Дубровский», «Дворянское гнездо» Кончаловского). Понятно, что у меня есть любимые фильмы — «Звезда пленительного счастья», например.
Костюмы часто рождаются как аллюзии на определённые «культовые» фильмы, подходящие эпохе. Плащ, в который одет один из главных героев «Вольной грамоты», я увидела в картине «Банды Нью-Йорка». Мне нравятся фильмы BBC за их достаточную точность, за правильно выбранные тона и полутона времени. Но зарубежные референсы важно адаптировать под российские реалии.
Аутентичность
В историческом кино есть определённая «классика жанра», от которой никуда не денешься, например — крой и силуэт. В 1830 году не носили зелёного, и этот цвет нельзя использовать в кадре. На крупного актёра вдвойне сложно сшить костюм, опять же из-за кроя.
Тем не менее приоритетными для меня остаются не мода и стиль, а то, подходит ли актёру тот или иной костюм, помогает ли он выразить нужный образ. Дотошная реконструкция только повредила бы фильму. Средний рост мужчины того времени был 1,60, а размер ноги девушки — 32. Попытка приладить моду тех дней к нашим фигурам была бы смехотворной. Поэтому главным было сохранить дух эпохи и при этом сделать костюмы достаточно удобными.
Слава богу, что сейчас есть интернет: я виртуально прогулялась по музеям мира, где выставлены аутентичные вещи. Некоторые аксессуары — точная копия экспонатов. Например, прозрачный капор главной героини или туфли одного из героев. Многое я купила на блошиных рынках, которые просто обожаю. Кружева для главной героини мне привезли из Ирландии и Брюсселя. Мы проработали в деталях всё, что смогли. Даже пуговицы на мундиры для нас специально отлили в Санкт-Петербурге — найти «правильные», эпохи Николая I, где у двуглавого орла опущены крылья, оказалось невозможно. Таким деталям я уделяю огромнейшее внимание.
Кроме того, в выбранных материалах нет и намёка на синтетику — только натуральное сукно, хлопок, батист российских и белорусских мануфактур. И в этом как художник я тоже видела отражение времени.
Какие образы и костюмы — особенные
Как я уже говорила, при создании костюмов на «Вольной грамоте» активно использовались зарубежные референсы. Полина, главная героиня фильма, для меня — русская Джейн Эйр. Главный вопрос для меня был — как трансформировать её из воздушной девушки, воспитывавшейся как графиня, в крепостную, и показать через костюм, как она внутренне выросла, перейдя через весь свой «ад». Эту задачу я решила цветом: изначальный костюм актрисы изумрудно-голубой, цвет счастья и благополучия, потом, в сложный период её жизни, он становится серым и в заключительных сериях уходит в правильный синий цвет.
Образ другой героини, Катерины, рождался с большим трудом. В конце концов, я пришла к режиссёру и говорю: «Давайте мы представим, что перед нами русская Жорж Санд. Потому что она — единственная женщина, которая скачет верхом и охотится наравне с мужчинами». Для актрисы мы сшили «амазонку», на которую ушло почти двенадцать метров бархата, по лекалам из портновских журналов того времени, их удалось найти в библиотеке. В итоге удалось создать интересный женский образ.
Одного из героев-мужчин мы за глаза называли «граф Дракула». В его образе присутствует достаточно много красного, бордового, что связано с его сценарным образом злодея. Когда зритель смотрит кино, он интуитивно по цветовому решению костюма понимает — положительный перед ним герой или отрицательный. Но важно делать и поправку на время. Несмотря на свой злодейский ореол, герой одет как истинный денди.
Крепостные в фильме
В «Вольной грамоте» много героев-крепостных. В создании их образов я опиралась на картины «Дворянское гнездо», «Дубровский», «Станционный смотритель». Крестьяне сопровождают наших героев на протяжении всей картины. Как и с дворянами, главным требованием режиссёра было отойти от лубочности.
Я собрала достаточное количество аутентичных костюмов из домотканной ткани. Всё это мы стирали и выбеливали, чтобы создать нужный эффект. Были актёры, которым приходилось ходить в рваной одежде, что им не очень нравилось, но я успокаивала их тем, что их персонажи в жизни бы не зашили рубаху: такое было время.
Взаимодействие с группой: режиссёр, гримёр и художник-постановщик
Творческая команда — глаза и руки режиссёра. Важнейшая задача для всех нас — работать на воплощение режиссёрских идей. Первые полтора месяца «Вольной грамоты» мы общались по проекту каждый день. Читали сценарий, погружались в то время, обсуждали детали костюмов. Дмитрий Геннадиевич высылал съёмочной команде большой список фильмов для просмотра, приблизительно соответствующих эпохе. Для него очень важно, чтобы образ был достоверным. Дмитрий Геннадиевич говорит: «Вы мне можете предложить всё, что угодно. Но я задам вам один простой вопрос — видел ли я это где-нибудь ещё?» Не нужно предлагать вариант режиссёру, если ты сам в нём сомневаешься.
50% успеха того или иного образа — работа художника по гриму. На «Вольной грамоте» наш гримёр Сережа Сирин давал очень много подсказок и советов по референсам. Однажды, в сложный момент поиска образа героя, он посоветовал мне посмотреть «Страшные сказки» Маттео Гарроне. Я нашла в нём нужные мне детали: воротник, туфли и браслет.
Когда становится известно, в каких интерьерах мы снимаем, героям необходимо попасть в их цвет и стиль. Но в подготовительный период не всегда удаётся плотно общаться с художником-постановщиком: он ищет объекты, постоянно в экспедициях. В связи с этим на «Вольной грамоте» возник комичный случай, когда наш герой встал у окна в красивом шёлковом халате и в итоге практически слился со шторами. Пришлось внести изменения в костюм актёра.
Я — одна из тех, кто не представляет себя без площадки. Есть художники по костюмам, которые на съёмках практически не появляются. А для меня самый тяжёлый этап — подготовительный, в нём немного не хватает драйва и вдохновения. Когда я на площадке, во мне бушует энергия. Я всегда на подхвате. Бывает, во время съёмок шью костюмы или делаю шляпки. Могу даже сидеть на плейбеке и вышивать актрисе воротник.
Работа с актёрами
Когда образы только рождаются, ещё не знаешь, кого и на какие роли подберут. Иногда мне кажется, что я всё придумала идеально, а в итоге утверждают актёра, которому костюм катастрофически не идёт. Поэтому я всегда прошу своевременно предоставлять мне каст. При первой встрече с актёром я всегда спрашиваю: каким он видит свой образ. Иногда актёры подкидывают очень интересные идеи, иногда — капризничают, и приходится «стиснув зубы» молча делать своё дело. Но в 90% случаев актёры доверяются мне.
Современное кино или историческое?
Я люблю оба направления. Но, конечно, они абсолютно разные. Легко ли работать на современной истории? Наверное, легче: во-первых, здесь художник по костюмам практически не работает с актёрами массовых сцен. Что в историческом кино — львиная доля труда. Второе отличие: простота производственного цикла. На современном фильме была ситуация, когда у меня оставалось только два часа, чтобы быстро смотаться в магазин и купить наряд актрисе. В историческом кино представить себе такое невозможно. В современных историях многие костюмы для героев я беру из своего гардероба или из того, что понравилось и было когда-то куплено на всякий случай.
Чего не хватает отечественному кинопроизводству
У художников по костюмам сегодня очень мало времени на подготовку, при этом — часто небольшой бюджет. Много приходится заниматься техническими моментами в ущерб творчеству. Актёров почти всегда утверждают в последний момент, что даже в современном кино очень тяжело (не говоря про историческое).
Конечно, не хватает ассистентов: их должно быть гораздо больше. Например, тех, кто занимается военными костюмами или актёрами второго плана. Как художник по костюмам я должна складывать множество элементов в единую картину, а не работать по мелочам. Хотелось бы, чтобы актёрские институты преподавали искусство ношения костюма. Артисты не умеют носить костюмы, головные уборы, платья, перчатки. Приходится учить их этому прямо на площадке.
Крепостная
Режиссёры
Феликс Герчиков, Максим Литвинов
Операторы
Сергей Ревуцкий, Алексей Ламах
Художник
Александр Батенев
Актёры
Екатерина Ковальчук, Алексей Яровенко, Станислав Боклан, Ольга Сумская, Марк Дробот, Олеся Жураковская, Михаил Гаврилов (II), Ксения Мишина, Виктор Бабак, Дарья Легейда, Фатима Горбенко, Анна Сагайдачная, Сергей Деньга
Cерий
48
В историческом сериале "Крепостная" актриса Екатерина Ковальчук, младшая сестра известной петербургской актрисы Анны Ковальчук, сыграла роль крепостной Катерины Вербитской. Её крёстная Анна Львовна (Юлия Ауг) вырастила Катерину, как родную дочь. Девушка получила прекрасное образование, могла носить красивые наряды и совершенно не чувствовала себя крепостной. Но всё изменилось в тот момент, когда в поместье после долгого отсутствия вернулся сын Анны Львовны - Григорий Червинский (Михаил Гаврилов). С отцом Петром Червинским они уже давно не ладят, но с войны Григорий вернулся настоящим героем, поэтому семья по праву может им гордиться. В Григория влюблена богатая невеста Натали Дорошенко, однако он сам давно отдал своё сердце крепостной Катерине. А Катерина, между тем, впервые влюбилась в Алексея Косача. Но поместье её возлюбленного не настолько богато, как у семьи её хозяев Червинских. На Алексея положила глаз богатая, но жестокая помещица Лидия Шефер (Ксения Мишина). Она ещё в детстве была влюблена в него, и теперь, годы спустя, уверена, что ей непременно удастся добиться взаимности. Пытаясь добиться любви Катерины, Григорий объединяется с Лидией. Что победит в его поединке с Катей, месть из-за её чувств к другому или всё-таки любовь?
История 18-летней Катерины. Она красива, умна и волею своей крёстной матери воспитана как барышня благородных кровей, но для всего мира Катерина – лишь крепостная самого богатого помещика в Нежине Червинского. В борьбе за свою свободу и право быть счастливой ей придётся пережить смерти самых близких людей, стать собственностью женщины, которая её ненавидит и мечтает убить, выжить во время народного восстания, спастись от преследований маньяка в пугающем мире киевских борделей и снова, и снова бежать от того, кто хочет заполучить её больше всего на свете. Что ждёт Катерину в конце такого страшного и изнурительного пути к свободе?
Оригинальное название: Крепостная
Год выхода: 2018
Жанр: Драма
Время: 45 минут - серия
Режиссёр: Феликс Герчиков, Максим Литвинов
Актёры: Екатерина Ковальчук, Алексей Яровенко, Станислав Боклан, Ольга Сумская, Марк Дробот, Виктор Бабак, Олеся Жураковская, Михаил Гаврилов (II), Ксения Мишина, Дарья Легейда, Фатима Горбенко, Анна Сагайдачная
XIX век. Российская империя. Ещё не отменено крепостное право. Крёстная мать постаралась дать Катерине достойное образование. Женщина не жалела времени и денег ради крестницы. Сейчас девушка достигла 18-летнего возраста. При общении с ней сложно поверить, что собеседница является обычной крепостной, а не барышней дворянского происхождения. Ум и красота Катерины способны поразить любого аристократа. Девушка является достойной конкуренткой многим дочерям знатных дворян. Увы, но крёстная неспособна дать свободу Катерине. Девушка является «собственностью» Червинского, помещика, известного не только своим богатством, но и неимоверным самодурством.
До достижения совершеннолетия Катерина мирилась со своим положением. Она лелеяла слабую надежду, что однажды будет свободным человеком. Став взрослой, Катерина поняла: помещик никогда не согласится дать ей вольную, он не собирается даже продавать её за большие деньги. Девушка поняла: нужно бороться за собственную свободу. Одержимая единственной мечтой, она готова преодолеть все трудности, возникающие на её пути. Катерина верит: однажды она станет вольной. Девушка не подозревает, что нередко свобода оказывается более горькой, чем крепостная неволя.
Действие телесериала «Крепостная» происходит в XIX веке. Красивая девушка Екатерина выросла среди бояр, хотя сама при этом была крепостной. Её крёстная мать – помещица. Женщине всегда было жаль девчонку и она старалась оградить её от страданий, предоставив великолепное образование. В 18-летнем возрасте Катя с лёгкостью владеет несколькими языками, отлично разбирается в живописи и посещает местные балы. Среди её поклонников уважаемые люди губернии, но никто не подозревает, что рядом с ними находится нищая особа.
Прекрасной сказке не суждено было длиться вечно. После смерти крёстной супруг умершей вновь даёт понять выскочке Кате, где её настоящее место. Коварный Червинский давно мечтал вышвырнуть нищебродку из своего дома, но супруга мешала реализовать планы. Катерина испытывает стыд и позор, ведь у многих завистников появляется возможность высмеять девчонку. Юная крепостная привыкает к тяжёлым работам и мирится, что выйти замуж за любимого человека не получится.
Когда крепостная устаёт выслушивать издевательства, то решает начать борьбу за счастье. Она старается пережить издевательства со стороны женщины, которая её ненавидит и сбежать от человека, пытающегося завладеть её телом. Впереди судьба готовит героине непростой путь, и только преодолев его, у крепостной есть шанс стать счастливой.
«Крепостная» - трогательная история о борьбе за свободу и право на любовь.
В центре сюжета костюмированной мелодрамы оказалась судьба бедной, но честной и очень доброй, крепостной Катерины Вербицкой. На долю несчастной выпало много испытаний. Ей придётся сражаться не только за свободу, но и за любовь. Ведь не догадываясь о происхождении девушки, в Катю влюбляется дворянин Алексей Косач. Чем же закончится история запрещённой любви?
Крепостная
Персонажи
Екатерина Вербицкая (Катерина Ковальчук, https://www.instagram.com/katerinakovalchyk/) - крепостная девушка, которая принадлежит семье Червинских и получила, благодаря Анне Львовна Червинской, благородное воспитание. Екатерина существует между двумя мирами - миром крепостных и миром дворян, ни в одном из которых для неё нет места...
Алексей Косач (Алексей Яровенко, https://www.facebook.com/sudziwoj) - мелкопоместный дворянин из старинного благородного дворянского рода. Стал героем Крымской войны. Принципиальный и непримиримый человек, обладающий сильным характером, с которым легко совершать подвиги и благородные поступки.
София Косач (Ольга Сумская, https://www.instagram.com/olgasumska/) - вдова, осталась одна с тремя детьми на руках. Сын Алёша стал её главной опорой и поддержкой. София - умный и тонкий человек, который не привык видеть в людях злые намерения.
Анна Червинская (Юлия Ауг (https://www.facebook.com/JuliaAug)) - мать Григория. Анна производит впечатление мягкой и безвольной, что не в полной мере соответствует действительности. К Екатерине Анна относится, как к дочери, не забывая о том, что формально Екатерина - крепостная, принадлежащая её мужу.
Пётр Червинский (Станислав Боклан https://www.instagram.com/stanislavboklann/) - крупный помещик, владелец нескольких тысяч человек. В отличие от большинства крупных дворян, Пётр лично занимается своим имением. В крепостных он видит только "функцию", при покупке всегда ищет в крепостных «идеальное соотношение цены и качества».
Григорий Червинский (Михаил Гаврилов, https://www.instagram.com/gavrilov85_/) - сын Петра и Анны Червинских, крупных помещиков. Нравится женщинам, харизматичный, чувственный, уязвим. В ситуации больших жизненных выборов он всегда становится на сторону зла.
Натали Дорошенко (Анна Сагайдачная, https://www.instagram.com/annasagaidachnaya/) - дочь крупного помещика, красивая интеллигентная модница. Она располагает к себе уже с первого взгляда, ведь Натали - воздушная девочка в шикарных платьях. Натали довольна собственной жизнью. Барышню слишком хорошо воспитали, чтобы она совершала неблаговидные поступки.
Отношения Натали и крепостных — синтез того, что принято в окружении, и того, что она читает в газетах. Натали хорошо обращается со своими крепостными слугами.
Натали поражена манерами Катерины Вербицкой. Таких образованных крепостных она никогда не видела. Для барышни Катерина — существо из другого мира, с которым вполне можно разговаривать на привычном языке. Со временем отношения крепостной и Натали перерастут в настоящую дружбу. Но в этой дружбе будет место для тайн…
Лидия Шефер (Ксения Мишина, https://www.instagram.com/misha.k.ua/) - богатая помещица. Уже пять лет как сирота. Ей чужды сантименты, она не верит людям и придерживается невысокого мнения о них, в каждом заподозрит плохой умысел. С крепостными Лидия жестокая и неумолимая. За глаза её называют «Купчиха».
"Лидия Шефер — жёсткий персонаж, на грани безумия. Поэтому использовали контрастные материалы, специальные цвета, жёсткие, металлические фактуры, чтобы это подчёркивало воинственность", — говорит третий художник по костюмам Дарья Поштенко.
Николай Дорошенко (Марк Дробот) - государственный чиновник, который служил у киевского губернатора. Он умен, обаятелен и, безусловно, мужественен. Николай обладает феноменальной памятью, характером дипломата. Главная черта мужчины — он может поддерживать прекрасные отношения с людьми, которые готовы друг друга убить.
Николай любит свою младшую сестру Натали, также почитает отца. Он успешно уже долгие годы играет роль холостяка, которая ему идёт, хотя и не соответствует действительности.
Елена Коренева (Фатима Горбенко, https://www.instagram.com/fagomsti/) - вышла замуж за советника киевского губернатора, который старше её на двадцать лет. Елена честная, умеет быть откровенной и прямолинейной. Она человек крепких моральных устоев. Испытывает настоящую любовь к Николаю Дорошенко.
Андрей Жадан (Максим Радугин, https://www.instagram.com/maximradugin_official/) - сильный и физически, и морально. Человек, который сломал многовековые устои, самостоятельно выкупив себя из крепостничества. Крепостные составляют о нём мифы, помещики - боятся и презирают. У Жадана сильная страсть к свободе и независимости, несгибаемый характер и золотые руки: за что бы он ни брался, всё имеет успех.
Ольга Родзевич (Алина Коваленко, https://www.instagram.com/linakova/) - своевольная, придерживается весьма свободных взглядов, не стесняется выражать свои представления о жизни. Любит эпатировать окружающих. Влюблена в Андрея Жадана.
Яков Скоробагатько (Игорь Гнездилов) - крепостных презирает и перед хозяевами стелется. Характер у него садистический и раздражителен. Но Яков набожный, поэтому по большим праздникам «прощает».
Назар (Тарас Цымбалюк, https://www.instagram.com/taras_tsymbaluk/) - кузнец, крепостной Червинских. Он немногословный, закрытый человек, который редко делится своими чувствами. Если Назар страдает и мучается — никогда этого не покажет другим. Назар очень музыкален. Парень привык о своих чувствах только петь.
Крепостная Катерина для кузнеца — девушка из сказки, олицетворение счастливой жизни, о которой только и можно мечтать.
«Самым сложным персонажем для нас оказался крестьянин Назар. Кроме классического грима, мы создавали специальный и, к тому же, грим на всё тело - шрамы, порезы, ранения. На это уходило примерно полтора часа, что не так много», - рассказала Лилиана. (Лилиана Хома, художник по гриму)
Галина (Слава Красовская, https://www.instagram.com/slava_krasowska/) - крепостная при дворе Петра Червинского. Выполняет чёрную работу по дому: моет пол, стирает, убирает, готовит корм для скота.
Трудолюбивая, сильная девушка, развратная по природе, завистливая, наглая. Способна на любую подлость. Говорит нагло и вызывающе по отношению к тем, кого Галина презирает, боится или не любит. Сразу заметит нового крепостного кузнеца Назара.
Орыся (Инна Рощина, https://www.instagram.com/roshchinka/) - служанка Натальи Дорошенко. Скромная, смиренная девушка. Она не мечтает о свободе - не знает, что с ней делать. Принимает судьбу, что она крепостная. Её мечта - любовь к Назару. Это смысл её жизни.
В ролях: Катерина Ковальчук, Юлия Ауг, Михаил Гаврилов, Алексей Яровенко, Ольга Сумская, Станислав Боклан, Анна Сагайдачная, Марк Дробот, Олеся Жураковская, Максим Радугин, Тарас Цымбалюк, Ксения Мишина, Сергей Озиряный, Фатима Горбенко.
Опера для крепостных, мезальянсы и насилие, кринолины-трансформеры: историки рассмотрели сериал «Крепостная».
Сериал прокомментировали историк и автор модного блога.
По их мнению, создателям картины удалось неплохо воссоздать эпоху.
Исторические фильмы и сериалы в последнее время пользуются большой популярностью среди зрителей. Нравятся им и экранизации жизней знаменитых людей, и исторических событий, и вымышленные истории, красиво вписанные в то или иное время. Не стал исключением и новый украинский сериал «Крепостная», который с 6 января идет на телеканале «Россия 1».
Описанные в сериале события происходят в Российской империи во второй половине XIX века. Главная героиня Катерина (Китти) - красивая, добрая и образованная девушка, крепостная богатого помещика и крестная дочь его жены.
Хозяин девушки - жестокий самодур, он отдаёт «Катьку» в подчинение такой же, как он, помещицы, а та пытается превратить жизнь девушки в ад.
История знала и женитьбы на крепостных, и издевательства над ними.
На несколько вопросов о сюжете сериала и его соответствии реальной истории специально для нашего портала ответил доктор исторических наук, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Евгений Викторович Анисимов.
- В истории крепостной России бывали ли случаи, когда крепостных растили как дворянок без каких-либо веских на то причин? Или это больше сказка?
- Нет, это не сказка. Части крепостных крестьян давали техническое образование, чтобы они использовали эти знания в сельском хозяйстве, но многим - интеллектуальное.
Делалось это в основном с прагматической целью. Например, Шереметьевы стремились создать хороший драматический, и оперный в том числе, театр. Поэтому крепостным давали музыкальное и сценическое образование, и культура этих людей была более высокой, чем у многих современных певиц.
В России известно более сотни крепостных театров, но эти люди всё равно оставались рабами. Конечно, были замечательные истории, например, история Враничина. Он был крепостным графа Строганова (а по слухам - сыном кого-то из его родственников), тот отправил его учиться в Италию, за границу. Этот крепостной-вольноотпущенник в итоге построил Казанский собор в Петербурге.
Но, как бы то ни было, действительно помещики давали образование своим крепостным. Но не для того, чтобы выпустить их на свободу, а чтобы они занимались творческим трудом на благо и по прихоти хозяина.
Наглядный пример: артисты театра Шереметьева. Когда Прасковья Жемчугова стала женой графа и на сцене не появлялась, то Шереметьев распустил театр. Там было около 50-70 певцов и с ними обошлись очень грубо – распределили их по деревням, хотя они воспитывались не в деревне. Свободы они не получили.
- Были ли случаи, чтобы помещик женился на крепостной?
- Таких случаев очень много. Сожительство с крепостными девушками было обычным делом, многие помещики имели целые гаремы. Это такая отвратительная сторона крепостного права, показывающая, что женщина – это никто, просто пустое место. Крепостной крестьянин мог дать отпор, ценой своей жизни защитить себя, а женщина не могла.
С другой стороны, известны истории, в том числе вышеупомянутого Шереметьева, когда начинались романы. Эти романы могли долго длиться, и крепостные женщины становились хозяйками в имении, особенно если это был вдовствующий одинокий помещик. Например, у Аракчеева была возлюбленная, заправлявшая всеми его имениями. Она была такая стерва, что крепостные в конце концов ее убили.
«Рабыня Изаура», только хуже: каким получился сериал «Крепостная».
Критик «КП» не оценил попытку снять историческую «мыльную» оперу.
Наконец, третий вариант, когда помещики, отбросив все правила, женились на крепостных. Это считалось мезальянсом, но, тем не менее, дети их получали все права: чины, титулы и, самое главное, собственность.
Прасковья Жемчугова родила мальчика, и она очень боялась с ним расставаться, просила не выносить его из комнаты, потому что знала, что таких детей иногда просто отсылают куда-то в дальнюю деревню. Она добилась своего – Шереметьев на ней женился и мальчик, которого назвали Дмитрием, официально стал наследником владения Шереметьева.
- Случаи изнасилования были частым явлением?
- Очень. Представьте только, один человек считал другого своей собственностью, живым предметом. Это приводило к ужасающим последствиям, и информации о таких случаях сохранилось очень много, и страшно представить, сколько было случаев, о которых никто не узнал. Огромное количество девушек топились и вешались, потому что далеко не каждая могла вынести такое унижение.
- В сериале помещица издевается над своей крепостной – ее и плетьми били, и босиком она бежала 26 км, и в итоге ее живьем хоронят. Но она выжила.
- Издевательства над крепостными - дело обычное. В Псковской губернии одна помещица, разгневавшись на двух дворовых девочек-подростков из-за плохо вымытого пола, зимой отправила их на чердак. Когда их нашли, они, замерзшие до смерти, лежали обнявшись.
Оказалось, что помещица решила их просто попугать, но забыла вернуть, а никто из людей в имении ей не напомнил. Началось следственное дело. Ну, и что? Она столбовая дворянка, влиятельная женщина. Пожурили ее, и всё. А две человеческие жизни были невинно загублены.
- В сериале есть история крепостного, который сам себя выкупил и потом построил собственный заводик.
- Существовало несколько способов себя выкупить. Допустим, крепостные отпрашивались у хозяев и уходили на заработки в город. Естественно, он должен был платить помещику ренту.
Через какое-то время многие люди, оборотистые и толковые, знающие свое дело, зарабатывали себе хорошую репутацию. Они говорили: «Барин, я могу за себя заплатить, сколько вы хотите». Разведав, сколько тот зарабатывает, тот назначал цену, к примеру, шесть тысяч.
И тот платил, причем не всегда отдавал последнее – у него на тот момент уже сто тысяч могло быть заработано. Эти люди выкупали себя, основывали производство, а в будущем иногда даже покупали имение того помещика, где они выросли.
- Многие поклонники «Крепостной» считают, что в середине XIX века в России не было возможности лечить сифилис?
- Особенно не было. Это была довольно распространенная болезнь, и она лечилась в основном с помощью тяжелых металлов – ртути, свинца. Лечение было не слишком эффективным и нередко встречались случаи четвертой степени заболевания, когда проваливался нос и прочее.
Это был ужас, который многих мужчин отпугивал от контактов с уличными женщинами. Лечение было довольно тяжелым и дорогим.
Как правило, те, кто заражался, они очень долго страдали. Происходили какие-то генетические изменения, рождались больные дети. Сифилис был распространен наряду с чахоткой, с туберкулезом, который тоже был неизлечим.Вспомним Антона Павловича Чехова, который тоже умер от чахотки, хотя, казалось бы, сам был врачом.
Мода на кринолины и шаль как признак бедности.
Фильм хвалят не только за актерскую игру, но и за прекрасное изображение эпохи - интерьеры усадьб и крестьянских изб, а также талантливо воссозданные костюмы той эпохи.
Разобраться в том, насколько наряды героев «Крепостной» соответствуют тому времени, порталу Teleprogramma.pro помогла Ася Аладжалова - историк моды, коллекционер винтажной одежды и аксессуаров, создатель и руководитель театра исторического костюма «Ретрообраз», автор блога «Мода в книгах».
Мы попросили Асю посмотреть на несколько кадров из сериала, где хорошо видна одежда героев, и прокомментировать их.
«Могу отметить, что у дамы здесь очень правильные рукава. Широкий рукав, от локтя, откидной. Внутри белая ткань с манжетом. Эти платья вообще кроились отдельно. К одному кринолину, к одной юбке могло быть 2-4 верха: один вечерний, один дневной, один с длинным рукавом, другой с коротким. Платья моделировались по ситуации.
Возьмем платье, которое на картинке. Если это тонкая шерсть, то весной, в мае, и в сентябре его могли носить без этого нижнего рукавчика. Потом в октябре его горничная могла пришить и платье становилось более «теплым».
Слои оборок, украшения, дополнительные банты – все это пришивалось и отпарывалось в зависимости от степени нарядности образа. Если надо появиться, скажем, на именинах, то нашивалось максимальное количество всего, что можно было достать. Специально для этого события.
Потом всё это могли отпороть, заменить лиф на другой, и уже в новом, упрощенном, образе поехать, к примеру, в Москву – навестить младшего сына в пансионе. Естественно, остановиться в дешевой гостинице, без большого количества горничных. То есть поддерживать образ простой небогатой дворянки. Остается тот же кринолин, тот же верх, но уже без ленточек, оборок».
«На этом фото героиня тоже в голубом платье с кринолином, но у нее рукава сделаны на манер барышни в коричневом. Здесь мы видим у нее шаль. В 1820-1830-е годы шали были очень дорогие. Позже, в 1850-е годы, в Подмосковье и других регионах заводики тоже начали изготовлять шали. Цена снизилась, как и престиж.
В то время шаль могла носить любимая горничная или очень бедная дворянская девочка, у которой в семье совсем всё плохо. В то время это считалось «модой двадцатилетней давности».
«На этом фото девушка в окружении крепостных в украинских костюмах стоит в кринолине, очень странном, с хвостами какими-то.
Кринолин есть, все с ним нормально, но почему он так отделан – в венгерском стиле, почему он такой яркий и аляповатый? Похоже на то, что это сценический костюм. Возможно, там есть какая-то история по сюжету, объясняющая это».
«В кадре, где видна съемочная группа и белый фон, наряд девушки – это «Амазонка». Там было определенное расположение пуговиц, отделка тесьмой, под юбкой вполне могли прятаться брюки. Особенность наряда в том, что юбка шилась на целую треть длиннее, чем обычные юбки, чтобы прикрывать ноги женщины, когда она сидит в дамском седле. Тут действительно «Амазонка» достаточно длинная.
На этой длинной юбке «Амазонки» была петля, в которую продевалась рука. Таким образом женщина придерживала юбку, чтобы не спотыкаться, когда она идет к лошади, садится в седло.
«Амазонка» и шляпа цилиндр – это очень крутое сочетание. Я не знаю, какой достаток в семье героини, но такой наряд стоил действительно дорого».
«1856 год. В это время были очень широкие кринолины. На фото, где девушка в свадебном платье, мы видим сцену, напоминающую знаменитую картину Федотова «Сватовство майора».
Мы с вами в жизни нечасто видим кринолины и нечасто ходим по музеям, чтобы на них посмотреть. Нам не с чем сравнивать. Поэтому для нас такие кринолины можно считать достаточно широкими и соответствующими моде 1850-х годов.
Свадебные платья в это время шились из большого количества кисеи. Кисея – это полупрозрачная шелковая ткань. Как на той же картине. Мы видим кринолин, и это соответствует 1856 году».
А вы пытались искать ошибки и несоответствия в сериале «Крепостная»?
СПРАВКА:
Евгений Викторович Анисимов - советский и российский историк, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, ординарный профессор, научный руководитель департамента истории НИУ ВШЭ (Санкт-Петербургский филиал), профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Российской академии художеств. Научный руководитель Института Петра Великого при Институте культурных программ Санкт-Петербурга, научный руководитель Санкт-Петербургского международного культурно-исторического университета для соотечественников, проживающих за рубежом.
Ася Аладжалова - историк моды, коллекционер винтажной одежды и аксессуаров, создатель и руководитель театра исторического костюма «Ретрообраз», автор блога «Мода в книгах». Закончила филологический факультет МГУ.
Отредактировано Кассандра (2022-04-08 00:06:41)