...И ещё немного о Наташе и об Анне, а также о Платоне Загурском...
Анна... я думаю, что она тогда ещё не понимала, что любит Дмитрия Шадурского... Ведь они с братом виделись ещё до того, как появилась Наташа, всячески "запудривающая" мозги Анне по этому поводу... Я очень хорошо понимаю Наташу, ибо Анна её считала не подругой, не человеком, а какой-то экзотической собачкой, с которой интересно... Иначе бы Анна не стала читать Наташе среди ночи письма Николая с Кавказа... Наташа еле держится, чтобы не заснуть, а Анна спокойно продолжает зачитывать: "Ты просишь меня описать местный колорит? Странное занятие для солдата, которым ныне является твой брат..." А Наташа и не знала, что человек, который написал эти письма, станет для неё таким дорогим...
Почему-то считается, что именно Наташа, как она сама признавалась, "швырнула княжну в объятия пошлому светскому повесе..."
Но ведь у Анны тоже была своя голова на плечах... Она и сама наверняка понимала, что отношения с женатым мужчиной - это неправильно, ведь в то время тем более развода было практически не добиться... И в Италию они бы точно не смогли поехать, ведь у Дмитрия Шадурского была семья...
Ну не знаю! По мне, так Анна, про которую Дмитрий говорил "дикая, оригинальная, хоть что-то новенькое!" должна была думать о последстиях своих действий... Ей об этом даже Шадурский говорил... "Конечно, бывают и последствия!" Но она, увы, ничего так и не поняла, видимо... Хотя лично я не верю, что Анна смогла бы, живя в деревне, устроить как-то свою жизнь... Она бы, скорее всего, одна осталась... Ведь даже Наташа ей говорила, что надо проситься к маменьке в Петербург, но...
Княжна Анна для Наташи была всего лишь орудием для реализации мести, и потом, Наташа поклялась извести весь их род, и поэтому в тот момент она была ослеплена ненавистью, гневом, злостью, яростью и жаждой отмщения.
И потом, не забывайте о том, какое унижение она испытала после смерти отца. Пускай она была не законной и от крепостной, но при этом отец её любил, как родную, заботился, она ни в чём не нуждалась и была воспитана как настоящая княжна. А потом вдруг оказалась никем, служанкой, которую гостям показывали как забаву, диковинку и игрушку - гувернантка, разговаривающая на нескольких иностранных языках, прекрасно образованная, умная и играющая на фортепьяно.
Злоба и жестокость заполнили её душу и сердце, сделав бесчувственной, холодной, равнодушной, расчётливой и готовой переступить через всё и через каждого ради достижения своей цели.
Не будем сильно строги к сценаристам, которые, собственно, писали сюжет из-за Наташи, ведь зрителей, в первую очередь, интересовала именно её судьба... Да, Наташа изменилась, раскаялась, встретила Платона Загурского, но всё это, как говорят, с ней случилось исключительно по многочисленным просьбам зрителей... А вот про письма о Казимире ничего такого сказано не было... Ведь это были 1994-1998 годы, люди писали письма от руки и мешками присылали сценаристам. Это сейчас можно пообщаться с помощью интернета, который стал повсеместным. Тогда всё было иначе, и поклонники выражали свои эмоции совсем по-другому.
Мне очень понравилась пара Наташа и Платон Загурские, я всегда могла на них смотреть бесконечно... Остальное мне не важно, главное - это всё-таки игра Ирины Розановой и Александра Феклистова, которые, воистину, вместе сотворили самое настоящее чудо! И что там, за этим чудом, стояло, мне думать не хочется... Просто оно случилось, для меня, вот и всё...
Думаю, роль Наташи в романе княжны Анны с женатым соседом сильно преувеличена.
Роман бы состоялся при любой погоде и даже в отсутствие дворовой девки Наташки.
И если бы не беременность княжны Анны, ничего бы из планов мести у Наташи не удалось.
Но надо отдать Наташе должное: не расстерялась и воспользовалась ситуацией на все сто!
Да и какие деньги могла бы выделить старая княгиня Чечевинская предполагаемой внебрачной племяннице? Как я понимаю, никаких у неё лишних денег не было: муж и брат проматывали всё, что могли.
Турусовку разве что отдать в полное владение новоявленным родственницам?
А с какой стати, если она - урождённая Турусова? Не седьмая вода на киселе. Это её родовое имение.
Во всех своих несчастьях, как мне кажется, даже сама Анна винила отнюдь не Наташу, которая просто воспользовалась подвернувшейся ситуацией, а, прежде всего, Шадурских.
Думаю, мать Наташи и сама Наташа говорили с Алексеем Турусовым об оформлении документов на "вольную". Больше того, экономка была уверена, что их "вольные" найдутся.
То есть Алексей Турусов явно заверил их в том, что всё оформлено надлежащим образом.
Уж почему Наташа не побеспокоилась заранее ознакомиться с таким важным для неё документом, неизвестно.
Скорее всего, Наташе даже в голову не приходило, что "благодетель" (как они его называли) попросту их обманывал! Видимо, чтобы не приставали.
Не уверена, что экономке и её дочери вообще было известно о существовании родной сестры "благодетеля". Ведь княгиня Чечевинская очень давно не поддерживала никаких отношений с братом.
Да, меня тоже поражает хладнокровие 18-летней девушки, пережившей страшное разочарование, ни с чем не сравнимое унижение, через которое ей пришлось пройти, когда она в одночасье из барышни превратилась в крепостную прислугу. И ведь не сломалась, не дала себя сломать!
И хотя Наташа - девушка расчётливая, я сомневаюсь, что ей вообще бы что-то удалось сделать с Чечевинскими, если бы не случай - роман княжны Анны с женатым соседом, закончившийся беременностью.
Вот тут Наташе подфартило и она сумела воспользоваться предоставленной возможностью.
А если бы не эта сельская любовь её госпожи, то Наташе, в лучшем случае, повезло бы сбежать с Бодлевским и стать одной из многих беглых крепостных.
Уверена в одном - никогда бы Наташа не опустилась до Сенной с её дешёвыми продажными женщинами.
Барахталась бы, как лягушка в молоке, и сбила бы молоко в сметану. А назло всему свету падать в грязь ей бы и в голову не пришло. Только наверх, не выбирая средств!
Даже в "Развязке" Наташа не желает быть чьей-то содержанкой, сохраняет достоинство, продолжает идти по жизни с высоко поднятой головой... Когда к ней приходит тот самый товарищ, который говорит, что "мне хоть и за 50, я с рогатиной на медведя хожу", Наташа отказывается от "милости", которую он ей предлагает, и берётся за пистолет... Даже Христина говорит о Наташе, когда та приходит к ней закладывать колье: "Надо же, и таких людей жизнь прогибает". К тому моменту Наташа уже раскаялась и поняла, что жить дальше с этим невыносимым грузом на сердце больше не может, поэтому и решилась принять яд... Мне очень нравится то обстоятельство, что Платон Загурский сразу предложил ей выйти замуж, несмотря на то, что она оказалась беглой крепостной... Вопреки всему, что Наташа ему рассказала о себе... Ему даже в голову не приходит, что может быть как-то по-другому... Хотя в тот момент ей было уже всё равно, поэтому, если бы Загурский её не нашёл, она бы тихо ушла... Да, Казимир Бодлевский любил Наташу, но это была такая невыносимо-страстная любовь, от которой буквально бежать хотелось... Николай же любил Наташу, но даже себе боялся признаться в этом. Если бы не Анна, которая всё поняла, он бы, наверное, так и не решился заглянуть глубоко в душу, чтобы увидеть там эту любовь...
Ничего не могу с собой поделать, люблю я Наташу... Конечно, я отношусь к ней не так, как к Долли. Но оно и понятно: Наташа по сюжету старше, и судьба у неё совсем другая... Долли - молодая девушка, которая ещё только учится, получая от жизни уроки, порой болезненно-ощутимые. Наташа - личность многогранная, но зрители её любят, раз попросили устроить судьбу героини с благородным человеком. Ведь "Развязка" была сделана именно для Наташи, чтобы она нашла своё счастье. Пришло много писем от зрителей, хотя изначально продолжения не планировалось... И уже на отношения Наташи с доктором Платоном Загурским "лепился" сюжет - Юлия и Сергей Ковровы в Швейцарии, проблемы в отношениях Маши с Иваном, попытки Долли забыть Владимира Шадурского и найти новую любовь... Но всё крутится вокруг Наташи и Загурского, и в сериале очень хорошо рассказана эта история.
Я никогда не осуждала Наташу за то, что она сделала...
В книге брат старой княгини Чечевинской обрисован как человек, страстно увлекавшийся только охотой и едой. Он и помер от обжорства.
Его не слишком волновали отношения со своей, некогда полюбившейся ключницей, и точно так же мало интересовала девочка Наташа. То, что она получила неплохое домашнее воспитание, скорее всего, заслуга её матери, которая рассчитывала получить вольную для себя и дочери. Видимо, это по её просьбам в поместье приглашались учителя для девочки.
В общем, ничего удивительного, что старая княгиня Чечевинская терпеть не могла своего родного брата, который решительно не желал ничего делать для упрочения материального положения их старинной дворянской фамилии.
Ну, это в фильме "благодетель" умер пристройной смертью, а в книге он скончался от переедания.
Да, в книге он заботился о Наташе, но гораздо больше он интересовался охотой, рыбной ловлей, вкусной едой - развлечениями деревенского барина, и был крайне беспечным человеком.
Если даже Наташа и Николай - двоюродные, так в те времена это нисколько не препятствовало заключению брака...
Но если честно, то я просто в шоке! Как-то упустила, видимо, момент с "мутным" происхождением Наташи... Я искренне недоумеваю сейчас, потому что всегда полагала, что в сериале она - родная дочь князя Алексея... Видимо, я что-то упустила... "Отец любил меня, воспитал, дал мне образование, он только забыл про одну малость - написать мне вольную". Не думаю, что он не беспокоился об этом, видимо, действительно не успел с вольной... Не верю, что ему было наплевать на судьбу Наташи... Ведь он в любом случае относился к ней, как к родной дочери... Барон Иван Корф из "Бедной Насти", между прочим, тоже не успел отдать Анне вольную... Не его вина, что всё так получилось, что его отравила княгиня Мария Долгорукая... Так же и Алексей не виноват в том, что упал с лошади на охоте...
Возможно, признанием о том, что князь Алексей - не отец Наташи, её мать хотела опустить дочку с небес на землю (мол, не ровня мы этим людям, нечего на фортепиано играть да книги на иностранных языках читать!). Но Наташа не хотела ничего слышать об этом, она верила, что Алексей - её родной отец, и никакая другая правда ей не нужна была. Ведь даже Платону Загурскому Наташа ничего не рассказала о том, что, возможно, князь - не её родной отец. Видимо, действительно свято верила в это, раз ничего не сказала.
С Платоном Загурским Наташа была настоящая. Ей не нужно было притворяться и выдумывать то, чего на самом деле не существует. Этим он и отличается от всех мужчин, которых она знала до знакомства с ним.
То, что она говорила Платону Загурскому, скорее, наоборот, заставляет меня в этом усомниться. Насколько я помню, она, наоборот, не хотела становиться содержанкой. Когда к ней пришёл тот мужчина, который сказал, что "мне хоть и за 50, я с рогатиной на медведя хожу", Наташа взялась за пистолет. Она наотрез отказалась быть содержанкой, её это совершенно не устраивало. Недаром она говорила Загурскому, что это экзотично, лишний повод посмеяться. Если бы Наташа действительно была такой, она бы никогда не стала принимать яд, а, скорее, приняла бы предложение одного из таких вот людей. Я сразу поняла, что для неё это неприемлемо, именно по той сцене с пистолетом. Да и про то, что Наташа не является дочерью князя Алексея... Я думаю, её мать это в сердцах тогда сказала, чтобы спустить дочку с небес на землю, ведь она знала, что благополучная сытая жизнь уже закончилась с его гибелью... Думаю, он бы не стал воспитывать абсолютно чужого ребёнка и любить его, как своего, если бы точно знал, что вообще не имеет никакого отношения к нему. Я не думаю, что он был настолько наивен, что поверил в какие-то странные рассказы...
Позабавил эпизод "свидания" Дмитрия и Владимира Шадурских с Наташей. Сначала заявляется Дмитрий с цветами. Упорно пытается сразить Наташу, та еле от него отбивается... Стук в дверь. Дмитрий спрятался в соседней комнате. Появляется сынок. Тоже с цветами. Тоже упорно использует все свои приёмы обольщения. Папаша в комнате прячется. Потом не выдерживает, выходит. Я со смеху умираю и думаю, как в худом анекдоте, сейчас явится Казимир с автоматом Калашникова! И тут действительно входит Бодлевский. Правда, без автомата. Сцена шикарная просто. У сценаристов чувство юмора великолепное!
Мне очень нравится эта сцена! Особенно меня впечатляет вопрос Владимира, адресованный Дмитрию: "Папа, как это мило! Ну и что же мы будем делать дальше?" А Казимир, разумеется, ревнует Наташу, причём ко всем сразу - и к Шадурским (обоим), и к Николаю... Недаром он кричит ей в гневе: "Опять думаешь о Шадурском? Молодом или старом? Или о графе? А может, о Коврове? Или ещё чёрт знает о ком... Этот список
можно продолжить, и ночи не хватит!" И вот что Наташа ему отвечает: "Тебе не надоело? Я хочу говорить с тобой о деле. В Париже всё так складывалось хорошо... Но у тебя сдали нервы. В Варшаве у тебя часто стали сдавать нервы..." Или вот он ещё её спрашивает: "Зачем тебе это нужно? Зачем тебе этот князь, зачем ты дразнишь этого молодого князька? А теперь тебе понадобился ещё и граф..." И ответ Наташи: "Забавно... Они так смешно соперничают друг с другом... Я не собираюсь приближать к себе ни того, ни другого, но и отталкивать не намерена, я планирую использовать их деньги и их имя. А граф..." Она уже тогда не смогла Казимиру солгать, её многоточие по отношению к Николаю Чечевинскому значит очень много... Да, с Шадурскими она лишь играла, достаточно вспомнить её разговор с Владимиром:
- Таков папа, он всех здесь развлекает!
- Князь очень мил, столько в нём шарма, я почти влюблена в него!
- А как же я, разве вы почти не влюблены в меня? Отвечайте: да или нет!
- Нет!
- Это не ответ!
- Потому что скучно... Потому что в вашей хорошенькой головке всего три мысли, три желания, которые я знаю наизусть!
- Я запомню вам это!
- Разве я сказала что-то неприятное для вас? Почему, почему вы обиделись?
Хотя мне понравилось, как красиво Владимир высказался о Наташе: "Баронесса находится в том прелестном осеннем возрасте, когда опытность уже есть, а красота ещё есть..." И ещё мне понравилось начало этой сцены с корзинками цветов, как к Наташе приходит Дмитрий Шадурский и говорит: "Вероятно, я понял вас слишком буквально, но вы сказали... Вы сказали утром..." И Наташа отвечает ему так: "Нет, отчего же, я в это время уже не сплю! Какие прелестные цветы!".
Любопытно, что к Дмитрию она более "благосклонна", если можно так выразиться в этом случае. Вальдемар пытается взять своим напором, но чем активнее он напирает, тем больше она ему противостоит. Эпизод шикарный. Особенно смешно, когда Дмитрий открывает дверь. Немая сцена!
В этом случае Казимир был даже доволен, увидев двух незадачливых ухажёров. Сразу видно, что тут ничего особо страшного для него не произошло. По крайней мере, увидев кого-то одного, он бы точно оторопел. Человек пришёл с пленэра, в хорошем настроении, а тут два потенциальных любовника его возлюбленной терпят фиаско одновременно. Сразу гусарство проснулось - чай, кофе или, может, что покрепче...
Если честно, я так и не поняла, почему Наташа относилась к Дмитрию лучше, чем к Владимиру. Разумеется, это было только показное радушие и симпатия, но тем не менее... Может, это была часть плана Николая, о котором он говорил с Наташей?
Мне очень нравится эпизод с гаданием:
- Тайная любовь... Любовь в деревне была?
- В деревне? Я не помню...
- Ну ещё бы! А она?
- А что с ней?
- Венцом этой любви был тайный плод - дитя...
- Тише, баронесса, тише! Вас могут услышать! И что же с ней стало?
- Она утопилась.
- Боже мой, как она была хороша, как она любила меня! И что же, по руке действительно можно всё это прочитать?
- Весьма явственно...
- И каким же будет ваш ответ?
- Не знаю...
Удивительно, как она Дмитрия "расколола" в этом эпизоде!
Не знаю, мне всё равно всегда казалось, что это у Наташи игра такая... Мало ли, кто и что говорил... Она играла, хоть и не актриса, в том смысле, что в спектаклях настоящих не участвовала. Дмитрий сошёл с ума, ему уже было всё равно, он бы поверил чему угодно... А вот Владимир не поверил, сразу понял, что никакого ребёнка нет. Но я, как уже сказала, подробно всё уже написала, поэтому повторяться не буду сейчас. Скажу только, что её слова я никогда не принимала за чистую монету. К тому же, сестра Николая, Анна, как раз была проституткой. Не важно, почему она ей стала, но факт остаётся фактом.
Николай бы никогда не отвернулся от родной сестры, тем не менее. Просто мысли в тему...
Наташа мне очень даже симпатична!
Но для того, чтобы испытывать к ней симпатию, не нужно её приукрашивать!
Наташа мне нравится такая, какая есть: решительная, не брезгующая никакими средствами для собственного благополучия, умело пользующаяся слабостями (или то, что она принимает за "слабости") других людей.
Эта сельская барышня что-то уж очень хорошо разбирается в людях в свои 18 лет! Это говорит о незаурядном уме и наблюдательности. Вот с ней бы финт Шадурского не прокатил! Фиг бы Наташа оказалась на месте Анны Чечевинской!
Кстати, княжна Анна Чечевинская в романе в свою бытность Чухой отнюдь не стала решительнее.
Напротив, Крестовский описывает Чуху как существо забитое, полностью смирившееся со своим унизительным положением и лишённое всяких признаков прежних достоинств, да, она осталась добрым человеком, но и только. Её интересы ограничены поисками пяти копеек, чтобы хватило на скудный ужин в подвальной "Сестной", да заплатить за ночлежку. А её убогая мечта - стать "селёдочницей", уличной продавщицей ржавых селёдок. Мысли о потерянной дочери её уже почти не посещают, это полностью опустившийся и раздавленный человек.
На самом деле, описание Чухи в романе — вовсе не показатель любви или нелюбви Всеволода Владимировича к полу дамскому. Это, во многом, дань времени, моде и требованиям того времени. Почти сразу же, читая это описание, в памяти всплывают другие подобные ему (к примеру, Франсина из романа Виктора Гюго "Отверженные", который вышел в свет как раз в то же время, что и "Петербургские трущобы"). Роман Крестовсого, в первую очередь, роман социальный, а значит, он призван не порадовать читателя, а указать ему на неприглядные стороны жизни, вызвать сочувствие к героям, сорвать маски и продемонстрировать, что бывает со всеми теми, кто обманут, покинут, брошен, отвергнут обществом и светом. То, что среди так называемого дна может оказаться даже аристократ, и он будет выглядеть не лучше нищего, рождённого в грязи, так как падение не щадит никого. Поэтому, по моему мнению, образ Анны-Чухи хоть и ужасен, но вполне закономерен. В тот период времени на волне моды были подобные темы (недаром Всеволод Владимирович вдохновился для создания "Петербургских трущоб" романом Эжена Сю "Парижские тайны"). Поэтому у романа вполне привычная для подобных произведений структура и ходы.
Анна жила в полной изоляции и не видела для себя возможности найти подругу, с которой могла бы говорить на одном языке (фигурально выражаясь). Конечно, Наташа была крепостной, однако она была образована и выращена как барышня, а это в корне меняло дело. Пусть не до конца, но Анна чисто на интеллектуальном уровне могла признать Наталью ровней — достаточно вспомнить сцену, где она расспрашивает её о книгах, о музыке. В этом плане Наталья не была ровней какой-то Глаше или Дуне. Но в то же время Анна прекрасно понимала, что Наталья — её вещь. Поэтому не допускала до себя мысли, что эта вещь может пойти против своего хозяина. Отсюда и такое доверие, которое подчёркнуто быстро развилось в ней, благодаря тому, что Наталья была экзотичной в чём-то и для Анны интересной. И потом, возраст далеко не показатель. Что видела Анна в своей глуши, кроме вечно пьяного отца? Судя по её реакции на флирт Шадурского — не так уж много. В то время как Наташа, мягко скажем, была не так проста. По её словам, сказанным Бодлевскому, у неё уже были поклонники в имении "отца" (художник, который упрашивал её позировать обнажённой), и я уверена — не он один. Даже в бытность свою горничной она флиртовала с лакеем Петром (о чём есть намёк в сцене, когда он должен был сопровождать княжну к "Зине Шипониной"), да и к Бодлевскому она пошла легко и просто, что как бы даёт нам понять, что с мужчинами эта особа на короткой ноге. Поэтому не удивительно, что у более опытной девушки оказались козыри в рукаве, в сравнении с простушкой княжной, витавшей где-то в облаках. Наташа могла и умело что-то ввернуть в беседе, и разговорить Анну, и подтолкнуть к какой-то мысли. Я не говорю, что княжна была глупа, упаси Боже, лишь о том, что отсутствие опыта и закрытый образ жизни, не дававшие ей, грубо говоря, быть готовой к каким-то уловкам, делали её уязвимой.
Ещё такой момент — в ту пору барышни грезили подругами, наперсницами, образами служанок-фавориток, которые пойдут за хозяйкой до конца — почти во всех романах того периода были такие (даже в "Барышне-крестьянке" А.С. Пушкина, если мне память не изменяет). Собственно, в тандеме Анна+Наталья есть, своего рода, два тона: один — это желание Анны иметь такую служанку-подругу, что соответствует её романтической натуре и обстановке её бытия; второй — это ирония автора, желающего продемонстрировать, какие, порой, в настоящей жизни бывают "преданные наперсницы"...
Отредактировано Кассандра (2018-09-30 13:02:16)