Лика Кремер - Артур Дмитриев
Очерки о танцах
Шербургские зонтики
Наверное, этот номер можно назвать РОЖДЕНИЕМ звезды, ибо именно в этом танце мы видим начало ВСЕГО. Первый обязательный элемент - кросс-ролл, первые игровые моменты, первое чувство… Здесь еще нет мини-спектакля, как в некоторых последующих танцах, но уже просматривается целостная история, и уже есть образ - удивительно точный и бесконечно трогательный. Именно такой, какой он должен быть, чтобы отразить настроение взятой ими для выступления прекрасной музыки. Нам неизвестно, по чьей инициативе была выбрана именно эта песня, но выбор - потрясающий! Из бесчисленного множества вариаций, которые пережила знаменитая тема Леграна, для этого танца был взят ее англоязычный вариант в исполнении Connie Francis - необычайно чувственный, невероятно глубокий, - с философской сдержанностью, с легким флером светлой грусти, и оттого беспредельно, просто сказочно нежный… И все в этом танце, всё - от выезда на лед, до последней секунды, пронизано этой необыкновенной нежностью, в различных ее проявлениях. И пусть в техническом отношении танец несовершенен, но полторы минуты для этого объятия нежности звучат как насмешка, - хочется, чтобы он продолжался и продолжался, как можно дольше… Но, к сожалению, эфирное время ограничено, и легендарный гимн взаимной, но безнадежной любви лишился двух проникновеннейших куплетов, и после изящнейшего, лирического начала очень скоро танец переходит к его пронзительному финалу, оставляя в утешение лишь прощальное обещание: "And forevermore I will wait for you"…
Итак, ведущие озвучивают предисловие к профайлам, а мы видим ИХ, готовых к старту. Лика, как всегда, светится, а Артур, напротив, почему-то чрезвычайно задумчив. Они еще не вышли на лед, мы еще не слышали музыки, а уже возникает предчувствие чего-то романтического в их выступлении. Почему? Потому что романтика образа начинается с их костюмов, выдержанных в черно-белой гамме. Костюм Артура строгий - черные брюки, черная рубашка, и белые манжеты и пуговичная полоска, плавно переходящая в воротник, гармонизируя его костюм с костюмом партнерши, одновременно подчеркивают некую торжественность. Этот строгий облик, особенно на фоне сентиментального облика Лики, предсказывает его лидирующую роль, роль образа ведущего - сильного покровителя. Костюм Лики, как я уже сказала, сентиментален. Он выдержан в стиле 60-х- черная юбка в крупный белый горошек с белым кринолиновым подъюбником, широкий белый пояс, черная кофточка с белой подкладкой и не очень глубоким, но заманчивым вырезом, и белые бусы из некрупных шариков - немного будто бы наивный, но, как мы поймем при звуках первых же аккордов музыки, идеально подходящий ее чистому образу костюм.
Они выезжают на лед. Вместе, приобнявшись, едут неторопливо, плавно… Артур чуть наклонил голову к Лике, а она прильнула виском к его щеке, и спокойно, но немного растерянно слушает, что он ей говорит. А он действительно говорит, тепло и нежно при этом улыбаясь - только для НЕЕ. Как будто и нет там ни шумного многолюдного зала, ни придирчивых судей, ни десятка камер… Есть только ОН и ОНА - их образы, собирающиеся поведать нам свою историю. ОНИ не позируют перед публикой, они словно ведут молчаливый диалог наедине с собой, читая ответы на свои вопросы в глазах друг друга, и, наблюдая за этим танцем, мы будто заглядываем в этот их личный, загадочный мирок, где помыслы чисты, а чувство нежно, и нечаянно подслушиваем разговор двух любящих сердец. Кто они, их образы? Почему-то кажется, что ОН намного старше ЕЕ. Он ласков и заботлив, и держит ее бережно, словно хрупкий, редкий цветок… А она - очень юная девушка - чистая, робкая и беззащитная, беспредельно доверяющая своему покровителю и глядящая на него, как на Бога… Первую секунду это очень умиляет, а потом вдруг понимаешь, что на НЕГО, дарующего такой обволакивающе теплый взгляд, в котором, ощутив его ласковое прикосновение, просто хочется раствориться без остатка, и невозможно смотреть ИНАЧЕ! Невозможно…
Итак, прелюдия закончена. Начинается повествование. И при первых же аккордах музыки, в какие-то доли секунды, мы видим ИХ, собственно, как они есть. Как будто в старинном медальоне, секретная шторка, хранящая от посторонних глаз сокровенный портрет, на мгновение приоткрылась… И мы увидели ЕЕ - светлую и невинную, влюбленную до беспамятства, но немного смущающуюся собственным чувством… Она протягивает ручки к нему, и в этом жесте проявляется вся сила пылающего в ней огнем желания быть рядом с ним… Увидели и ЕГО - сильного и благородного. Его не смущает само чувство, - свою первую влюбленность он пережил уже очень давно, - но… ЕГО чувство к НЕЙ едва ли менее трогательно… И прелесть его в том, что при всей своей стати и мудрости, он тоже чуточку боится - боится спугнуть взаимность! Едва завидев ее призывную открытость, он срывается с места и буквально летит к ней- стремительно, но величественно и красиво… А она, заметив, что ее молчаливый призыв услышан, смущается собственной смелостью и внезапной близостью мечты и резко разворачивается, прижимая ладони к плечам, будто пытаясь, прижав к сердцу, защитить что-то очень дорогое… В тот момент встретились два одиночества - таких внешне разных , но таких одинаковых по сути - ноющей боли где-то внутри от нестерпимого желания быть понятым и согретым; два страха - ранить и быть раненым, два мировоззрения - мудрость опыта и юная непосредственность… Встретились, чтобы стать ОДНИМ, и уже никакие силы мира не могли их разлучить… Он осторожно кладет ладони ей на плечи и пытается заглянуть ей в глаза - с одной стороны, потом с другой… Ощущая рядом его присутствие, его прикосновение, она еще больше смущается, и, не смея поднять очей, робко смотрит вниз. Эта сцена продолжается всего пару секунд, но… Сколько в ней нежности и теплоты!.. ОН больше не опасается - он видит, что долгожданен и трепетно любим. Его счастье в его руках! Осталось только помочь ЕЙ преодолеть свой страх реального чувства, - заставить бутон распуститься, превратиться в шикарный, благоухающий цветок, впитывающий, словно губка, солнечные лучи, и возвращающих их природе своей чарующей, неземной красотой, не оставляющей равнодушных… Несомненно, это в Его силах.
И едва Connie Francis начинает свой лирический куплет, ОН увлекает ее в движение. Без чего возможна любовь, но невозможны ОТНОШЕНИЯ, без чего чувство бьется в сердце, словно запертая в клетке птица, и, выбиваясь из сил, в конце концов, неизбежно умирает? Конечно, без доверия. И первое, что делает ОН, - показывает, что ей нечего бояться, что ЕМУ можно доверять, и именно в ИХ единстве их сила… Начав плавное, грациозное скольжение, он развязывает узел страха - скрещенные руки на ее груди. Мягко, ненавязчиво, сначала одну руку он отводит в сторону, потом другую, освобождая ЕЁ от тяжелых оков сомнений. Затем нежно, но крепко держа ее за эти неокрепшие крылья, поворачивает ее лицом к себе, и ОНА впервые смотрит ему в глаза- еще немного робко, - уже безгранично доверяя его силе и ласке, но еще не решаясь преодолеть внутренний порог смущения. А он ее и не торопит. Он знает, что безраздельно властен над ней и ему доставляет щемящее удовольствие наблюдать, как в чистых лучах его нежности и заботы его хрупкий цветок оживает и преображается… Не отпуская ее запястий, он кладет ее на свое колено, а второй ногой, вытянув ее, стимулирует плавное вращение. ОНА - параллельно льду, на одном зубце, положив ножку на ножку, опираясь спиной на его колено, а он - словно ласковый отец, склонившийся над люлькой любимой дочери. Чрезвычайно изящная и трогательная сцена! И после этого вращения ОНА уже не боится смотреть на него, напротив, всем своим трепещущим существом она стремится к нему, заглядывает ему в глаза, будто пытаясь найти там подтверждение тому, что ОН - не мираж, который растворится, оставив ее на руинах ее мечты… Она все еще боится верить своему счастью. И его взгляд - спокойный, теплый, - завораживает и придает ей уверенности, и она цепляется за него, как за спасительный круг, не желая отпускать его ни на секунду. Но жизнь тут же показывает, что любя человека, пусть даже самого восхитительного и достойного на этой земле, нельзя терять себя. Напротив, чтобы путь ваш был длинным и счастливым, надо не растворяться в любимом, а пытаться быть ему ПАРОЙ, которой он бы мог гордиться и восхищаться в течение долгих лет… Дуэт - это гармоничное созвучие двух голосов - именно это напоминает ей судьба, когда ОНА, не решаясь отпустить его взгляд, после первого же поворота спотыкается и падает на колено. Но смеем ли мы ее осуждать? ЕЕ - юную и прекрасную, делающую свои первые шаги в чудесном мире любви? Конечно, нет! Мы улыбаемся… Танцуй, родная, люби, живи, и ничего не бойся, ведь ОН - всегда рядом… А ОН действительно рядом, - в мгновение ока он помогает ей встать и продолжить движение - естественно, ни на такт не выбившись из нежного музыкального темпа, как будто так и было задумано. Легкое недоразумение, лишний раз доказывающее, что перед нами - история ЖИВЫХ отношений, а в жизни чего не бывает…
Итак, жизнь продолжается. И ОН ведет ЕЕ по этой жизни, как чуткий поводырь, поддерживая и направляя ее на этом скользком (в данном случае - в буквальном смысле скользком) пути. Крепко держа ее за руку, и за внутреннюю сторону плеча с другой стороны, он наклоняет ее - вытянувшуюся, как струнку, на 45 градусов к льду и, изогнувшись в ласточке, ЕЮ, словно пером, прочерчивает петельку, затем разворачивается… Она подгибает ножки, он приводит ее в вертикальное положение и, склонившись над нею, вращает ее… Вращение головокружительное, и из него ОН выводит ЕЕ в летящее положение, в позу-стремление - держит за сведенные сзади руки, а она, изогнувшись, стоит на одном зубце, скрестив ноги… Такое впечатление, будто ОН поймал ее в последний момент, в ту самую секунду, когда она пытается взлететь и вот-вот оторвется от земли… "Till you're back beside me…" нежно выводит Connie Francis, и ОНА замирает. С технической точки зрения, быть может, это похоже на некую заминку, но… С другой стороны, для их истории эта статика очень символична, - это как глубокий вдох перед погружением в пучину, - ведь именно здесь начинается совершенно новый этап их жизни, их отношений. До этого ОНА была всегда НИЖЕ - робкая и неопытная, она чувствовала себя малюсенькой травинкой на лугу, согреваемом большим и теплым СОЛНЦЕМ. И это неравенство обыграно в танце очень трогательно, и позиционно очень точно - головка опущена, взгляд вниз, вращение с опорой, а, соответственно, и на высоте ЕГО колена, потом снова наклон, вращение в присяде, и… ВОТ! С этого мгновения видно, что Солнце, выделив из бесчисленного множества растений на лугу одну - НАШУ - травинку, объяло ее своими теплыми лучами, стимулируя тем самым ее к стремительному росту и расцвету. И в ТОТ момент ОНА твердо встала на ноги, встала для того, чтобы дальше идти с ним РЯДОМ, и двигаться уже исключительно по ВОСХОДЯЩЕЙ.
Итак, дав зрителю прочувствовать эту небольшую, но символичную паузу, он возвращает ее к динамике - аккуратно тянет за руку, обведя ею вокруг себя, затем изящно и пластично повторяет полуокружность за ней, и, взяв ее за руку, а другой рукой подхватив за талию, увлекает ее в красивое, парное скольжение.
Как скупо и безлико звучат даже такие красивые слова, как "изящно", "грациозно", "пластично" … когда надо описать то, что делает на льду Артур! Это все равно, что описывать неповторимый, божественный аромат, созданный руками виртуозного парфюмера - можно изливать сколько угодно высокопарных слов, но ощутить его по-настоящему, и оценить по достоинству, можно только услышав его самому. Не каждый искусный дирижер так владеет своей палочкой, как Артур владеет своим телом в движении по льду, отвечая при этом не только за себя, но и за партнершу. И то, что ОН делает- это уже не спорт, это… Это даже больше, чем искусство, это - ВОЛШЕБСТВО! И ОН - великий кудесник, чарующий нас, зрителей, завораживающим великолепием своего мастерства - будто бы нечаянно, невзначай…
И вот, новый жизненный этап, начавшийся было с круга (ну, точнее сказать, полукружка) почета, предъявляет им (а по большому счету, конечно, ЕЙ) первое испытание - обязательный элемент танца - кросс-ролл. И первый перекрестный кросс-рольный шажок был робок и в какое-то мгновение лезвие конька даже чуть пошатнулось, но… Разве может быть такое испытание, пусть даже очень непростое, которое станет непреодолимым, когда рядом ОН? Конечно же, нет! Без вариантов. И следующий же ее шаг - твердый и уверенный - доказывает непреложность этой истины. ИХ кросс-ролл - нарочито продолжительный, раскатистый и органичный, послужил молчаливым укором судьям за невысокие оценки первого танца, и своеобразным грациозным апперкотом конкурентам, который, я уверена, ощутил в тот момент каждый их соперник. Затем ОН плавно оборачивается вокруг своей оси и, перехватив ее за другую руку, продолжает движение уже лицом к ней, стимулируя ее, завершившую уже почти без опоры, мягкий поворот, вытянуться в арабеске. И из этой изящной позы он подхватывает ее в поддержку (к сожалению, не знаю, как она называется, - по расположению тела и характеру движений чем-то похожа на "Вертолет") - прижав ее сбоку к себе на уровне пояса, он держит ее параллельно льду и, чуть согнув ноги, кружится. В этот момент от лирического куплета музыка переходит к своему пронзительному (и вокально, и инструментально - трубы режут по сердцу, - и темпово) финалу. И этот переход в песне для ИХ истории тоже очень символичен. Жизнь не стоит на месте, - она, как глубокая воронка, засасывает нас в неистовый круговорот событий, пройдя через жерло которых мы меняемся и растем, а вместе с нами меняется и все, что нас окружает. Меняются и отношения. И мы видим, как в плодовитой почве ИХ отношений ОНА растет и преображается. Период робости и аккуратных ухаживаний прошел, теперь они уже уверены друг в друге, он смело ведет ее по жизни, а она, беспредельно ему доверяя, не боится уже ничего! Следуя за музыкой, в своем вращении в поддержке ОН набирает темп, но в НЕЙ нет страха, - с НИМ она готова на все! И ее смелость поднимает ее в этой жизни все выше - из поддержки ОН кладет ее себе на спину, держа за внутреннюю сторону предплечий, выше своей головы(!), и выводит по катку спираль… А она, находясь на такой высоте, раскинула руки, и застыла, как орлица, летящая над прозрачной бездной среди гор… Затем ОН изгибается в ласточке и отпускает одну руку - шикарная поддержка - грациозная и величественная (председатель жюри Елена Анатольевна Чайковская по окончании номера тоже особо отметила эту поддержку, посоветовав даже включить ее в олимпийскую программу)… И, дав возможность зрителям несколько секунд, чтобы усладить свой взор этим великолепием, легко- будто ветку ивы, ОН переворачивает через свое плечо и едет, держа ЕЕ на руках, под углом 45 градусов ко льду вниз головой, а затем сам вытягивается в арабеске так, что его нога будто бы продолжает линию ЕЕ тела… Я не знаю, есть ли у этой позиции специальное название, но выглядит ЭТО очень красиво, ОЧЕНЬ!..
В аккомпанементе эффектно проигрывается гамма сверху вниз, как снежный ком, летящий с горы, и разбивающийся в конце концов о скалы… И, вторя музыке, он, изогнувшись, как всегда, в магической красоте, которую трудно описать, делает несколько оборотов вокруг себя, и плавно, словно нарезая резьбу, ставит ЕЕ на лед. Перехватывает руку, разворачивается, одарив напоследок теплым взглядом, и мчится вперед на зубцах, будто сопротивляясь ветру, а она, подхватывая его инерцию, следует за ним в ласточке. Затем он сильным движением притягивает ее к себе, подхватывает на руки и выходит в стремительное, выразительное вращение. Да, это очередной вираж в ее жизни, очередная модуляция, к которой надо привыкнуть и влиться в обновленное звучание жизни, что поначалу, конечно, нелегко. Она во время этого головокружительного вращения, держась рукой за его шею, замирает в позе зародыша, - прижимается головой к коленям. Но даже самые крутые виражи не страшно преодолеть, если рядом есть ОН, - и уже через пару мгновений она выпрямляется. Выходя из вращения, он, чуть заметно подкинув ее, переворачивает ее лицом вниз, и под громогласные звуки фанфар, триумфально водворяет ЕЕ параллельно льду на высоте своего роста… Ей ни к чему зажиматься, ОНА вытягивается как тетива лука, и, находясь на такой высоте, тянет ручки вперед, к нам, а ОН - протягивает руки к небу - легко, будто бы на его бицепсах вовсе не лежит 50кг дополнительного веса, в очередной раз доказывая этим, что ОН - ПАРТНЕР - с большой буквы!
"For you..uuuuuuuuuu"- немного надрывно тянет Connie Francis, и мы снова видим, насколько неразрывно связан этот танец с музыкой. Да, эту поддержку можно назвать именно "Для тебя", и никак иначе! Ведь держа ее в поднебесье, протягивая руки вверх, ОН будто говорит ей: "Смотри, родная, этот мир для тебя. И ничего не бойся, ведь я - всегда с тобой" … Ударные гремят, трубы разрывают пространство пронзительным ревом, ОН опускает ее из поддержки на лед и… апогеем танца становится высокая поддержка, которую я условно назвала "Трон", ибо ОНА, гордо держа прямую спинку и вытянув ручки в стороны, сидит и смотрит на мир с высоты ЕГО вытянутой руки! Последние аккорды музыки сотрясают зал, огни софитов слепят глаза, публика аплодирует, а ОН все держит ее на этой высоте, желая продлить ЕЕ триумф… Ведь это и есть тот миг, о котором он мечтал - миг, когда весь мир он смог положить к ее ногам…
И действительно, если просмотреть в ретроспективе развитие их отношений, понимаешь, что все, что ОН, сильный и могучий, для нее желал, когда, трепетно любя хрупкое юное создание, приближался к ней первый раз, все сбылось. Да, его партия была ведущей, и она удалась на славу. Ведь в той девушке, что, восседая на троне, купается в елее общественного признания, мало что напоминает о том робком поцелуе невинности, которым она была вначале… Благодаря ЕГО чуткости и заботе нежный бутон расцвел, и его чарующая красота действительно не оставляет равнодушных! И единственное, что осталось в ней неизменным, - это любовь, любовь к НЕМУ - нежная, глубокая, всеобъемлющая - чувство, светящееся мягким, искрящимся светом в ее глазах, дающее силы и дарующее этой жизни смысл…
И в тот момент я подумала, что мое первоначальное сожаление по поводу того, что знаменитая баллада лишилась двух своих лирических куплетов, неуместно. Ведь взяв за основу прекрасное, нежное чувство, заложенное в этой чудной мелодии, ОНИ показали нам совершенно другую историю, никак не связанную с печальным финалом известного фильма. ИХ история, которую они столь красиво и трогательно продемонстрировали нам в этом танце, со СЧАСТЛИВЫМ концом! И если фильм повествовал о превратностях судьбы, разделяющих любящие сердца, то Лика с Артуром поведали нам историю о том, как глубокое, нежное чувство способно преображать людей, о том, что никакие испытания не страшны, когда близкий, любимый человек рядом, и о том, какое это великое счастье - быть ВМЕСТЕ…
Отредактировано Кассандра (2018-07-22 22:00:17)