Алла Будницкая
Невозможно забыть о программе "Из жизни женщины", которую когда-то вела актриса Алла Будницкая. В то время подобных передач не существовало, поэтому многие зрители буквально прилипали к экрану. Это сейчас такого добра навалом на любой кнопке, что называется, хоть половником черпай. А тогда это была самая настоящая сенсация на нашем телевидении! Советы по уходу за собой, модные тенденции, полезные советы (эту рубрику, основанную на письмах читателей, вела актриса Марина Яковлева), кулинарные рецепты (мастер-класс от самой Аллы Будницкой). Её передача помогала сохранять семьи. На её программе выросли дети, с которыми она переписывалась и общалась лично.
Впрочем, гораздо лучше обо всём расскажет вот это интервью:
Российская газета - Федеральный выпуск №5048 (224)
Текст: Валерий Выжутович
https://rg.ru/2009/11/26/budnickaya.html
Искусство кройки и житья
Алла Будницкая преподаёт с телеэкрана житейскую науку
Сыграв около пятидесяти ролей в кино и на ТВ, известная актриса вдруг стала ведущей телепрограмм "Из жизни женщины", "Просто вкусно", "Кулинарные штучки", "Домашний очаг Аллы Будницкой". Это после череды породистых красавиц, княгинь, графинь, леди (для создания образов советских тружениц она с её внешностью не подходила)...
Я не первый день знаком с Аллой Будницкой. Бывал в её доме (здесь однажды мы встречали Новый год), не раз сиживал с ней в общей компании. Что она хлебосольна, гостеприимна и мастерица готовить - могу лично удостоверить. Но если на программу "Из жизни женщины" требовалась ведущая ещё и с тёплой аурой, зримым душевным покоем и житейской умудрённостью, то тут телепродюсеры просто попали в "десятку".
Фрукты в шоколаде
- Ты на экране кулинарничаешь, даёшь советы по части макияжа, деликатно подсказываешь, как вести себя с мужем, детьми... Тебе удобно в этом амплуа?
- Очень. Но когда мы только начали снимать "Из жизни женщины", я себя не очень уверенно чувствовала. Прошло полгода, а, может, и год, прежде чем я доказала, что никто лучше меня это не сделает. Передача выходила на ТНТ. Утром и вечером. А в субботу и воскресенье - дайджест. Тогда я пропустила очень много ролей кино, потому что совмещать одно с другим было просто невозможно. Но я так упивалась этой передачей, она так мне нравилась... Мне женщины письма писали. "Благодаря вам, Аллочка, от меня муж не ушёл, он теперь после работы спешит домой..."
- Потому что его там вкусно кормят?
- Наверное, не только поэтому. Я ведь давала разные советы. Как организовать домашний праздник. Как устроить детский день рождения. Как обращаться с камином. Как избавляться от ненужных вещей. Как с детьми разговаривать. Я же знаю, как я со своими внуками общаюсь. Кричать - никогда в жизни. Когда у меня Сашка маленький упрямится, я говорю: "Не хочешь - не надо". И перестаю его замечать. Он ходит, ходит, а я его не вижу. В конце концов он говорит: "Бабушка, не сердись, я сделаю, как ты сказала". Или вот ещё. Одна девушка пишет: "Ко мне должен мой друг прийти, посоветуйте, что для него приготовить". Я отвечаю: "Не надо устраивать пир. Он подумает, что вы его заманиваете, хотите показать, какая вы хорошая хозяйка. Пусть на столе будет что-то простое, случайное". У меня самой была история. Я прожила в коммуналке всю жизнь. И вот к маме - она с моим папой давно разошлась - пришёл какой-то её поклонник. Пришёл неожиданно. В доме никаких яств. Мама в ужасе: что делать? Я взяла кусочек чёрного хлеба, помазала масличком, разодрала воблу и положила её на хлеб такими китайскими иероглифами. Подобных историй в моей передаче было полно. Я могла вдруг рассказать про съёмки у Рязанова в "Гараже". Или, к примеру, был сюжет "некрасивые девочки". Я показывала свои детские фотографии и говорила: "Угадайте, кто это?" Сидит рыжая, два зуба торчат. Ну, ужас! Моим юным телезрительницам я объясняла, что красота внутри, что гадкий утёнок может со временем превратиться в лебедя.
- Ты рассказывала личные истории?
- Личные.
- Это было условием передачи?
- Это не было обязательным условием. Это получалось естественно, само собой. Да и вся передача записывалась у меня дома. Хотя некоторые сюжеты мы снимали на стороне. Например, ходили к Славе Зайцеву в Дом моды. А в конце передачи всегда какой-нибудь кулинарный рецепт. Мне присылали рецепты из США, Израиля, Италии... отовсюду, где русскоязычные зрители смотрят ТНТ и НТВ+. Из этих рецептов я потом составила книгу "Вкусные воспоминания", за пять лет она выдержала много изданий. А часто и дети присылают рецепты. "Тётя Алла, я так занята, я занимаюсь аэробикой, ещё хожу в музыкальную школу. Поэтому посылаю вам очень быстрый рецепт. Возьмите стакан, налейте туда сгущёнку, покрошите печенье, перемешайте, у-у-у, как вкусно".
- "Из жизни женщины" - типичная программа для домохозяек. Неужели и дети смотрели?
- Да, и не только девочки. Однажды получаю письмо. Пишет мальчик Ваня, Татарский район Новосибирской области, село Дмитриевка, мама - библиотекарь. "Тётя Алла, посылаю вам рецепт фруктов в шоколаде. Возьмите фрукты, нарежьте их, потом растопите шоколад, обмакните в него фрукты и подавайте на стол. Очень вкусно. Правда, шоколада я никогда ещё не ел". Я побежала, накупила шоколада и послала ему посылку. Через какое-то время приходит ответ: "Тётя Алла, мне никто в санатории не поверил, что сама тётя Алла Будницкая мне прислала шоколад". Я отправила ему свою фотографию, написала: "Ванечка, выздоравливай. А почему ты в санатории?" Оказалось, это оттого, что он очень быстро растёт, и иногда его кладут, чтобы позвоночник не искривился. Он учился тогда в пятом или шестом классе. Потом снова письмо от него: "Тётя Алла, пришлите мне, пожалуйста, книгу про растения и животных". Мы с Сашей (мужем, кинорежиссёром Александром Орловым. - В.В.) пошли, купили большую книгу, отправили. "Ой, большое спасибо! Тётя Алла, а я в Новосибирске на конкурсе получил диплом за лучшую работу. Я наблюдал частоту дыхания кроликов". Потом он стал писать какие-то рассказы, очень хорошие, у меня сохранились.
- Я вспомнил эту историю. Ты, кажется, Ване потом и учёбу оплачивала...
- После того как я послала ему книгу, он мне написал, что у них корова отелилась, телёнок умер, кто-то наступил на цыплят, и, "наверное, тётя Алла, в этом году я не смогу продолжать учёбу в Московском университете на биологическом факультете".
- Он что, уже учился на дневном?
- Конечно, нет, восьмой класс... Это было заочное обучение для школьников. Я звоню в МГУ на биофак: "У вас учится Иван Самарин?" - "Да-да, он уже прислал отличный реферат за первое полугодие, и мы ему отправили новые задания". Я говорю: "Вы знаете, я хочу оплачивать его обучение". Это были не очень большие деньги, но тем не менее... Я позвонила Люде: "Людочка, я оплачиваю обучение".
- Люда - это его мама?
- Да. Через какое-то время звонит мне Люда: "Знаете, меня Путин пригласил в Москву на свою встречу с библиотекарями. Наша библиотека попала в число лучших в России. Я хочу приехать с Ванечкой и Анечкой". Я говорю: "Приезжайте, я возьму к себе детей". Они приехали, их поселили в гостинице "Россия". Впервые в Москве, можешь себе представить. Я пригласила их в гости. Входят. Ваня - ростом под потолок. Он учился уже в девятом-десятом классе. Сейчас - в Новосибирском университете, второй курс биологического факультета. Полгода был на стажировке в Англии. Мы переписываемся. А недавно мне звонит Кира Прошутинская: "У нас передача к столетию "Мосфильма", собираются актёры, приходите". Передачу вели Паша и Настя Чухрай. И вот Паша подходит ко мне и спрашивает: "Вам ни о чём не говорит история про фрукты в шоколаде?" - "Нет, ни о чём". - "Ну, вспомните, может быть, у вас была в жизни такая история?" Я говорю: "Ой, и вправду была". И рассказываю про этого Ванечку. "Да? Ну так мы хотим вас угостить". И откуда-то из глубины выходит Ваня и держит на подносе фрукты в шоколаде...
- Программа "Из жизни женщины" больше не выходит. А другие твои программы?
- Две из них закрыты. Третья временно приостановлена, нас отправили в отпуск. Что поделаешь, кризис... Зато последнее время я довольно много работаю в кино и телесериалах.
"Этот театр - моя боль"
- Расскажи, как тебе работалось в Театре киноактёра. Ты же знаешь, сколько там было поломано судеб.
- Я считаю, что и моя судьба в этом смысле не исключение. Когда я закончила ВГИК, мы создали театр пантомимы. Руководил им Александр Александрович Румнев, замечательный педагог и артист. Театр существовал при Союзе кинематографистов. Там работали Игорь Ясулович, Женя Харитонов, Валера Носик, Людмила Марченко, Вика Радунская... Мы объездили со спектаклями весь Советский Союз. Так продолжалось года три. А потом этот театр прекратил существование, и нас, выпускников ВГИКа, взяли в Театр киноактёра.
- Тебя там разве не занимали в репертуаре?
- Ещё как занимали! Я поначалу выходила в массовке, а потом была уже на главных ролях. У нас шли "Варвары", я играла там Анну, Мордюкова - Надежду, Клара Лучко - Лидию, Дружников - Черкуна. Очень сильный был состав. А Эраст Павлович Гарин ставил у нас "Горе от ума", где я играла Софью. Этот спектакль очень долго не сходил со сцены. Эраста Павловича я обожала, и он тоже меня очень любил. А познакомилась я с ним ещё на съёмках фильма "Русский сувенир" у Александрова. Там Валя Гафт иностранца играл. Показался на съёмках таким высокомерным, а потом стал лучшим нашим другом, одним из близких нам людей.
- А с Вячеславом Спесивцевым, когда он возглавил Театр киноактёра, ты успела поработать?
- Спесивцев поставил "Бесов". Я там играла Марию Шатову. Играла с таким наслаждением! Света Светличная была потрясающая Хромоножка. А каков был Володя Ивашов в роли Ставрогина! Спектакль имел громадный успех. И вдруг всё лопнуло. Появился человек, который выжил Спесивцева, и Театр киноактёра раскололся на тех, кто хотел быть акционерами, готов был сдавать в аренду какие-то помещения, и на тех, кто этому противился.
- Ты была на чьей стороне?
- На стороне несогласных с акционированием. В итоге мы оказались на улице. Никогда не забуду: стоял ОМОН, а напротив - Марина Алексеевна Ладынина, Майя Булгакова, Таня Конюхова, много других актёров... Нас просто не пускали в театр. Этот театр для меня - такая боль...
- Но всё же согласись, что Театр киноактёра, мягко скажем, не был большим явлением искусства. Он ведь имел специфическое предназначение - дать артистам, находящимся в творческом простое, какие-то средства к существованию между съёмками.
- Я не говорю, что все спектакли там были хороши, но были спектакли значительные, сыгравшие в моей актёрской судьбе очень важную роль.
- Тебе не хотелось работать, скажем, во МХАТе, "Современнике", Маяковке?
- Когда двери Театра киноактёра для меня закрылись, я не испытала никакого желания пойти в другой театр. Хотя осталась без работы. Меня тогда спас мой однокурсник по ВГИКу Михаил Садкович. Он режиссёр, но к тому времени уже занялся бизнесом. Он предложил мне стать генеральным директором его ресторана "У бабушки". А тут в Москву приехали немцы-документалисты, и кто-то им рассказал, что есть актриса, которая держит ресторан. Они решили снять обо мне картину. Побывали в моём доме, поснимали меня в ресторане, потом говорят: "Давайте снимем вас и в театре, где вы работали". Я позвонила в театр: "Можно мне зайти?" Разрешили. Авторы фильма попросили, чтобы я показала какую-нибудь сценку из спектакля "Похождения Чичикова". И, веришь ли, я не находила в себе сил вступить на сцену. С большим трудом вышла, что-то стала показывать, чувствую, что бьётся сердце, задыхаюсь. Спустилась в зал. Пустой партер. Села в кресло, заплакала, не помню, что сказала. И поняла в тот момент, что больше никогда сюда не зайду. Сейчас Лия (Ахеджакова. - В.В.) иногда играет на этой сцене свою новую антрепризу. Мне вроде бы надо пойти - близкая подруга играет серьёзный спектакль - а я не могу находиться в этом зале. В конце концов пришла, смотрела спектакль, но в голове всё кружилось, набегали воспоминания... А потом ещё предстояло пойти за кулисы, в мою гримёрку... Слава богу, там меня актрисы угостили рюмочкой коньяка... Но самое страшное дальше. Юбилей Ольги Александровны Аросевой в Театре сатиры. Мы с Лией и Серёжей Коковкиным (актёр, драматург, сосед Будницкой и Ахеджаковой по дачному поселку. - В.В.) сочинили капустник, отрепетировали, скоро наш выход - а я не могу ступить на сцену. Не могу! Думала: хоть бы сейчас потолок провалился, чтобы всё сорвалось, чтобы мне не выходить. В забытьи вышла, что-то там делала, но жуткий шрам внутри...
- Тебя в антрепризу зовут?
- Зовут, и довольно часто. Но не могу, не хочу. Хотя театр обожаю. Какое-то время после ухода со сцены, где провела почти сорок лет, бывая где-нибудь на хороших спектаклях, я рыдала. А теперь уже нет. Только порадуюсь хорошему спектаклю, и всё.
Между прочим
Алла Будницкая любит рассказывать историю, свидетелем которой однажды стала. Дело было на Бали, где они с мужем отдыхали. "И вот мы идём по длинному-длинному пляжу в компании своих соседок по отелю. Это мама и дочка, они из Одессы. Дочка была, как говорится, на выданье, и мама, разумеется, не могла не думать о том, что пора бы её уже пристроить. И вот мы идём по пляжу босиком и в купальниках, и я говорю: "Сейчас будем проходить мимо пятизвёздочного отеля". Мать - дочери: "Алёна, надень босоножки". - "Зачем?" - "А вдруг случится мужчина?" Эта милая история мне очень нравится. В ней есть глубокий смысл. Потому что "а вдруг" в жизни случается очень часто и с него много чего может начаться. К этому "а вдруг" надо всегда быть готовым".
Отредактировано Кассандра (2018-07-22 21:46:00)