Чем страшнее, тем лучше. Большое хэллоуинское чтение
Канун дня всех святых — праздник, который восходит корнями к традициям древних кельтов. Самый популярный символ этого праздника — светильник Джека. Обычай вырезать его из тыквы или репы связан с верой в то, что такая фигурка охраняет дом и его обитателей от злых духов. Согласно легенде, скупой кузнец Джек одурачил дьявола, и тот обрёк его на вечные скитания, предоставив ему лишь тлеющий кусочек угля. Джек кинул уголёк в пустую тыкву, и с тех пор эта тыква освещает Джеку путь.
Другая популярная традиция — просить в этот день сладости (не то будет гадость) — уходит корнями в Средневековье. Раньше в День всех святых бедняки ходили от дома к дому, надеясь получить еду в обмен на обещание помолиться за души усопших. Такой обычай был распространён в Англии и Ирландии, и отсылка к нему даже есть в комедии Уильяма Шекспира «Два веронца» («Причитаете, как нищий в День всех святых»).Ну и, конечно, какой Канун без страшных историй? Эта подборка книг обязательно поможет создать праздничную атмосферу. Главное, не забудьте перед чтением зажечь фонарик Джека. На всякий случай.
Пожалуй, самый известный роман в жанре ужаса — это «Дракула» ирландского писателя Брэма Стокера. И хотя описания различных кровососущих существ (вурдалаков, нежити) встречались в литературе и ранее, именно благодаря творчеству Брэма Стокера образ вампира обрёл такую популярность в мировой культуре. На замысел романа о графе-вампире могли повлиять «Замок в Карпатах» Жюля Верна, «Кармилла» Шеридана ле Фаню, различные ирландские легенды, а также фольклор и история Восточной Европы.
Ещё один не менее популярный роман о сверхъестественном — «Франкенштейн» Мэри Шелли. Писательница сочинила историю про учёного Виктора Франкенштейна и его чудовище в 1816 году, находясь на вилле лорда Байрона. Роман увидел свет несколько лет спустя, и на момент публикации «Франкеншейна» Мэри Шелли был всего лишь 21 год.
Готический роман Гастона Леру «Призрак Оперы» также по праву считается одним из лучших в своём жанре. История певицы, её возлюбленного и таинственного Призрака разворачивается в стенах Парижского оперного театра и его подземелье. Первая публикация романа не была встречена всеобщим восторгом — настоящую славу книга обрела лишь после смерти автора, когда компания Universal выкупила права на экранизацию романа.
Чтение осенними вечерами сложно представить без мистических рассказов Эдгара По, Генри Джеймса, Дафны Дюморье и Говарда Лавкрафта, а также «Легенды о Сонной лощине», успешно экранизированной Тимом Бертоном; и «Странной истории доктора Джекилла и мистера Хайда», сочетающей в себе элементы готического романа и научной фантастики.
Среди современных писателей нельзя не упомянуть мастера ужасов Стивена Кинга, всемирную известность которому принесли романы «Оно», «Сияние» и «Кладбище домашних животных». В своих произведениях он нередко затрагивает не столько ужас мистический, сколько ужас психологический, исходящий от рядом живущих людей. В дебютном романе «Кэрри» — от девушки, выросшей в строгой религиозной семье и обладающей даром телекинеза. В «Мизери» — от сумасшедшей поклонницы, готовой пойти на всё ради воскрешения любимой книжной героини. В «Мистере Мерседесе» — от преступника, играющего в «кошки-мышки» с полицией.
«Интервью с вампиром» — история, уже ставшая классикой наравне с «Дракулой» Брэма Стокера — была написана Энн Райс в 1976 году. Изначально Энн не планировала создавать продолжение романа «Интервью с вампиром», но успех первой книги заставил её изменить своё решение. Через девять лет после публикации дебютного романа вышло продолжение под названием «Вампир Лестат», своего рода автобиография вымышленного героя. Через три года свет увидел третий том — «Королева проклятых», в котором рассказывается история возникновения вампирской династии. Впоследствии Энн Райс напишет ещё десять книг в серии «Вампирские хроники», в каждой из которых прямо или косвенно появится антагонист (или протагонист — с какой стороны посмотреть) вампир Лестат де Лионкур.
Главный сказочник планеты Нил Гейман умеет рассказывать свои истории так, что они интересны людям абсолютно всех возрастов. Любовь читателей по всему миру ему принёс роман «Благие знамения», написанный в соавторстве с Терри Пратчеттом, и комиксы о Песочном человеке. Однако Нил пишет не только про богов, но и про обычных людей (в необычных, тем не менее, обстоятельствах). В «Каролине» главная героиня сталкивается c неизвестным, но в то же время смутно знакомым, миром по ту сторону потайной двери. В «Истории с кладбищем» рассказывается о жизни мальчика-сироты, которого взяли на воспитание призраки, вампир и оборотень. А в «Никогде» читатель вместе с ничего не подозревающим Ричардом Мэхью отправляется в таинственное путешествие по подземному Лондону, где его ждут встречи с множеством необычных персонажей.
Порик Кенни же, наоборот, о чудовищах пишет так, словно они обычные люди. Героиня его книг Мирабелль живёт в готическом замке, охраняемом кровожадными цветами и стаей ворон. И она — монстр. Строго говоря, вся её семья — монстры, включая малыша Гидеона, дядюшку Бертрама и существо, обитающее в комнате за закрытой дверью. Однажды Мирабелль знакомится с обычной девочкой из внешнего мира — и они быстро становятся подругами. Но теперь и жителям замкам, и внешнему миру грозит большая опасность… Сможет ли Мирабелль защитить свою семью и своих друзей?
Источник: https://www.labirint.ru/now/halloween2023/
P.S. Говорила мама мне:
«Осторожно, быть беде,
Если вдруг раззявив рот,
Впрыгнешь ты в костюм не тот.
Если лезть без осмотренья
Станешь в спрятанные двери.
Будь всё время начеку,
Чтобы не проспать беду».
Улыбаясь отстранённо,
В чан крошила белладонну,
Жаб томила в казане,
Бормотала: «Быть беде».
Я угрозам не давался -
В тёмных тайнах разбирался.
Ведьмы, гоблины и фейри -
В них я никогда не верил.
Хоть весь милый, отчий дом
Громко мне скрипел о том.
У подошв туман сгущался,
Плющ под пальцами ломался,
По-приятельски, в окне,
Тыквы ухмылялись мне.
Мётлы, фонари, ключи
Мне мерещились в ночи.
В зеркалах, котлах и шляпах
Разглядеть хотел я правду.
Но не шли мои вопросы
Дальше собственного носа.
Затаился враг во мне:
Знаю точно - быть беде.