История успеха. Джоан Роулинг
Имя Джоан Роулинг, возможно, известно не всем, но каждому знаком персонаж её книг – юный волшебник Гарри Поттер. Книги и фильмы о нём любят люди всех возрастов. А как их не любить, если в них отражается личность и жизненный опыт автора?
Не сильна в национальном британском фольклоре и не могу точно сказать, имеется ли исконно английский персонаж – аналог Золушки, которая бы долго и упорно работала и, в конце концов, была за это сказочно вознаграждена. Если же такого персонажа нет, то есть все основания предложить на эту роль английскую писательницу Джоан Роулинг – вот уж чья история действительно может претендовать на статус сказочной. Ведь историй о том, как бедная учительница становится мультимиллионером, не так уж и много.
Биография Джоан Роулинг
Джоан Роулинг родилась 31 июля 1965 года в небольшом городке Йэйт (графство Глостершир, Англия) в 16 километрах к северо-востоку от Бристоля (хотя в начале творческого пути она называла другой город — Чиппинг Сотбери, в котором никогда не жила.) Причиной таких расхождений в биографии, по словам писательницы, стало то, что Йэйт всегда казался ей угрюмым местом, поэтому издатели и рекламные агенты поддержали её в этом.
Отец Джоан — Питер Джеймс Роулинг, работал инженером в компании Rolls-Royce. Мать Джоан — Энн Роулинг (в девичестве Волан) — была наполовину француженка, наполовину шотландка. «Мои мама и папа были городскими жителями Лондона. Они повстречались на поезде, отправившемся с Кинг-Кросского вокзала в Шотландию, когда им обоим было по восемнадцать лет. Мой отец должен был присоединиться к Королевскому Флоту, а моя мама там же к женской военной части. Моя мать рассказывала, что она замёрзла, а мой отец предложил ей погреться под своим пальто. Они поженились годом позже, когда им было по девятнадцать лет, и покинули флот, переехав в пригород Бристоля, на запад Англии».
Детство и юношеские годы Джоан Роулинг
Через четыре года после рождения Джоан, семья переехала из Йэйта и поселилась в Уинтербурне, также находящимся неподалёку от Бристоля.
В детстве Джоан была маленькой, пухленькой девочкой, носившей очки. Она росла фантазёркой, постоянно что-то выдумывала, то, чего не было на самом деле, и очень любила рассказывать ею же сочинённые, удивительные сказочные истории. Свою первую сказку она написала, когда ей было 5 или 6 лет — это была сказка о кролике по имени Кролик, который болел корью и к нему приходили в гости друзья с гигантской пчелой по имени Мисс Пчела. Первой слушательницей её сказок была младшая сестрёнка Ди.
«Моя сестра Диана родилась, когда мне было год и одиннадцать месяцев. День её рождения – это мои самые ранние воспоминания. Я отчётливо помню, как играла, лепя что-то из пластилина на кухне, в то время как мой отец бегал из комнаты в комнату, волнуясь из-за моей матери, которая рожала в их спальной. Я знаю, что не выдумала эти воспоминания, потому что позже сверяла эти детали со своей мамой. Я очень ясно помню, как через некоторое время, взявшись за руки с моим отцом, мы пошли в спальную и смотрели на мою маму, лежащую в кровати в своей ночной рубашке. Рядом с ней лежала моя голенькая сестрёнка с большущей копной волос на голове и выглядевшая лет эдак на пять. Я знаю, что это было ложное ощущение, но эти воспоминания о рождении Ди были чрезвычайно колоритными!»
Детство Джоан Роулинг нельзя назвать трудным. Наоборот, это было спокойное счастливое детство, которое будущая писательница провела в окружении заботливых родителей, любимой сестрёнки и бабушки. У маленькой Джоан было много друзей, она ладила с родителями, хорошо училась.
«Я наслаждалась учёбой в школе Уинтербурна. Это была очень творческая окружающая среда. Я помню, что мы много занимались лепкой глиняной посуды, рисованием и историей литературы, что очень нравилось мне. Однако мои родители всегда мечтали обзавестись собственным домом в этой стране, и когда мне было около девяти лет, мы переехали в деревню Татсхилл, в графстве Динз Форест».
В это время молодая Джоан Роулинг, с подачи матери, основательно увлеклась литературой. Мать Джоан отдавала всё своё время семье, и потому позаботилась, чтобы ее дочери получили хорошее образование (Энн любила читать детям книги и к пяти годам Джоан едва ли не наизусть знала все детские книжки). Начальная школа Сент-Майклз, которую посещала Джоан, была основана более 200 лет назад Уильямом Уилберфорсом, и именно здесь девочка поняла, что её самый любимый предмет – это английский язык и чтение.
В новой школе возникли и новые проблемы. Новую учительницу звали миссис Морган. Джоан очень её боялась. Миссис Морган сажала Джоан за последнюю парту по правую руку от себя. Это были места для «самых тупых». Впрочем, были и учителя, которых Роулинг вспоминает с улыбкой на лице: «У меня было несколько учителей, которые действительно способствовали тому, чтобы я писала. Они, читая мои работы всему классу, заставляли меня чувствовать себя по-особенному. Гордость, которую я испытывала, когда мою работу читали другим учениками, очень много для меня значила. Вы никогда не забываете учителей, которые вам говорили: Ты сможешь это сделать».
Джоан росла застенчивым ребёнком. Одноклассники запомнили её нелюдимой, замкнутой девочкой, живущей в мире своих фантазий и что-то постоянно записывающей в тетради. Судя по воспоминаниям самой Джоан, ей приходилось нелегко, но она справлялась.
Когда Роулинг было 15 лет, её семья снова переехала. Для Джоан это означало полную смену привычного окружения (одно дело, когда переезд происходит в юном возрасте, другое, в подростковом), расставание с друзьями и переход в новую школу. Примерно в то же время умирает любимая бабушка девочки, у неё разлаживаются отношения с отцом, а мать Джоан тяжело заболевает рассеянным склерозом. Лечение не даёт положительного результата, поэтому состояние женщины усугубляется с каждым годом.
«Худшая вещь, которая случилась во времена моего подростничества — заболела моя мама. Когда мне было 15 лет, ей поставили диагноз — рассеянный склероз. Хотя большинство людей с такой болезнью излечиваются, когда болезнь перестаёт прогрессировать, но моей маме не повезло. Со времени постановки диагноза ей становилось хуже и хуже с каждым днем. Я думаю, что большинство людей верит, что их родители вечны. Было страшным ударом услышать, что у неё — неизлечимая болезнь, даже тогда, когда я ещё не совсем осознавала, что обозначает это жуткий диагноз».
Окончив школу, Джоан решила поступить в Оксфорд. Она успешно сдала вступительные экзамены, её фамилия попала в список кандидатов, однако студенткой престижного университета она так и не стала. После провальной попытки стать студенткой Оксфордского университета Роулинг поступила в университет городка Экзетер, выбрав специализацию «Филология», где углублённо изучала французский язык. На самом деле эта идея принадлежала её родителям, которые надеялись, что дочь в дальнейшем сможет сделать карьеру секретаря, владеющего двумя языками. Хоть сама Джоан и хотела изучать родной английский язык, но по настоянию родителей всё-таки выбрала французское отделение.
Мартин Соррелл, бывший тогда профессором французского в университете, вспоминал её как «тихую компетентную студентку в джинсовой куртке и с тёмными волосами, которая, с академической точки зрения, выглядела делающей то, что необходимо». По её же словам, она не делала никакой работы вообще, а вместо этого сильно подводила глаза, слушала «The Smiths» и читала Диккенса и Толкина.
После года стажировки в Париже Роулинг окончила Эксетер и получила степень бакалавра искусств. Получив образование, Джоан переехала в Лондон, где сменила несколько мест работы. Она была и секретарём-переводчиком, и работала в исследовательском отделе «Международной амнистии», но понимала, что ей ничего не подходит.
В 1990 году она познакомилась с молодым человеком, и вместе они решили переехать в Манчестер. Однако вскоре молодые люди расстались.
Начало истории о Гарри Поттере и переезд в Португалию
Однажды, когда Джоан ехала из Манчестера в Лондон, поезд задержали на четыре часа прямо в дороге. От скуки она выглянула в окно, и в этот момент в её сознание «пришла полностью сформированной» идея романа о Гарри Поттере. В её воображении возник ясный образ черноволосого мальчишки в круглых очках и со шрамом на лбу. Джоан чётко понимала, что этот мальчик — волшебник, что скоро его пригласят в школу волшебства, и тут всё начнется…
«Я писала почти непрерывно с шестилетнего возраста, но никогда раньше меня так не взволновывала идея. Это странно, но я знаю, что у многих писателей так бывает. Как будто мне предоставили часть информации, а остальное я должна была выяснить сама. Причём у меня не было ощущения, что я что-то придумываю… К моему огромному разочарованию, у меня не было пишущей ручки, и я была слишком застенчива, чтобы попросить кого-нибудь одолжить, но думаю, что, наверное, это было хорошо. Я просто сидела и думала, в то время как все детали пузырились в моём мозгу, и этот тощий черноволосый мальчик в очках, который не знал, что он волшебник, становился для меня всё более и более реальным. Может быть, если бы я замедлила ход мыслей, чтобы зафиксировать их на бумаге, то подавила бы некоторые из них (хотя иногда мне интересно, сколько из того, что я представила себе тогда, я забыла к тому времени, когда оказалась с ручкой)».
По возвращении домой Джоан тут же села за письменный стол и начала писать. В один из дней квартиру, в которой она жила, ограбили (воры унесли даже несколько памятных вещей, оставшихся от матери, к счастью, коробка из-под туфель, полная набросков к «Гарри Поттеру», их не заинтересовала, Джоан в то время не знала, что именно эти наброски являются её главной драгоценностью), и Джоан пришлось переселиться в небольшой отель на окраине. В новом жилище было неуютно и очень холодно. Радовало только одно — здесь было тихо, и никто не мешал писать.
В этом же году умерла её мама. Джоан вспоминала: «Я писала Гарри Поттера, когда моя мать умерла. Я никогда не рассказывала ей о Гарри Поттере… Это было ужасное время. Мой отец, Ди и я были опустошены, ей было только сорок пять лет — мы отгоняли от себя даже мысль о том, что она умрёт такой молодой. Я не могу забыть то чувство тяжести, как будто бы каменная плита лежала на моём сердце, давя его своим грузом».
Через девять месяцев после смерти матери Джоан приняла решение покинуть страну и начать новую жизнь. В Англии осталось всё прошлое, которое девушка решила как можно скорее предать забвению.
«В 26-летнем возрасте, в попытке уйти от отчаяния, я уехала в Португалию, где получила работу преподавателя английского языка в институте иностранных языков. Я взяла с собой рукопись о Гарри Поттере, надеясь, что мои новые рабочие часы (я преподавала днём и вечером) предоставят мне возможность поработать над романом, который весьма изменился с тех пор, как моя мать умерла». По словам Роулинг, эта смерть сильно повлияла на её роман, и она более подробно описала потерю родителей Гарри в первой книге, потому что знала это чувство.
Замужество, расставание и возвращение домой
В Порту она познакомилась со своим будущим мужем — Жоржи Арантесом. В 1992 году состоялась их свадьба. Вскоре Жоржи призвали на армейские сборы, и несколько месяцев он отсутствовал. Пока мужа не было дома, Джоан написала три первые главы «Философского камня». По возвращению муж долго не мог найти работу, и Джоан пришлось работать почти до самого рождения дочери. 27 июля в 1993 году у них родилась Джессика. Спустя всего лишь пару месяцев после рождения дочери муж избил и выгнал Джоан с младенцем на руках из дома.
Было 5 часов утра, на руках у неё посапывала трёхмесячная дочурка. Ей ничего не оставалось, и Джоан отправилась к единственному родному и близкому человеку — к сестре в Эдинбург (Шотландия). Домой.
К концу 1993 года Роулинг в буквальном смысле достигла дна. Она возвращается в Британию без работы, без семьи, без денег. На руках была только шестимесячная дочка и три главы нового романа. Жизненные обстоятельства не могли не наложить отпечатка на её произведение. Детская по замыслу книга получилась не по-детски сумрачной. Но всё-таки Роулинг вспоминает те годы не только со знаком минус: «Я надеялась, что когда вернусь из Португалии, то привезу с собой полностью законченную книгу. На самом деле я привезла с собой кое-что более ценное: свою дочь».
Оставаться у сестры она долго не могла, и, сняв жильё, Джоан с дочерью переехали в маленькую квартирку, где вместе с ними обитали… мыши. Став матерью-одиночкой, почти нищей, она была вынуждена жить на государственное пособие. Роулинг получала 70 фунтов в неделю, которые полностью уходили на скудную еду и кое-какую одежду для Джесси. А вот на памперсы денег уже не хватало. Джоан очень стеснялась своего бедственного положения. «Когда я впервые пришла на почту получать денежное пособие, я чувствовала себя так, как будто над моей головой горела неоновая стрела, указывающая всем на меня. Свою депозитную книжку я быстро сунула в карман, чтобы никто в очереди не смог разглядеть, что это». А однажды, когда Роулинг, получая гуманитарную помощь, увидела, что ей приготовили грязного игрушечного медвежонка для Джессики, она отказалась и не взяла его: «Я ощутила, что моё прежнее унижение было ничем по сравнению с тем, что я почувствовала, увидев этого медвежонка».
Чтобы не оставаться дома, Джоан ежедневно выходила с дочкой на прогулку. Она катала коляску с Джессикой по улицам городка до тех пор, пока та не засыпала. Затем, устроившись с чашкой кофе за столиком небольшого кафе «Николсонс», пристроив около окна коляску со спящей Джессикой, она каждый вечер, как одержимая, продолжала работу над «Философским камнем».
Роулинг раздражают рассказы о том, как она ходила в Николсонс ради экономии на отоплении: «Я не была настолько тупой, чтобы посреди зимы снять холодную квартиру». Если она и отогревалась здесь, то душой. Никто не гнал её: совладельцем заведения был муж сестры. «Прославишься – отплатишь», – смеялся он.
Иногда, дождливыми вечерами, когда нельзя было никуда выйти, они сидели дома. Дочка мирно спала, под полом шуршали мыши, а Джоан писала. На тот момент ей казалось, что эта полоса несчастий и бедности никогда не закончатся. Все те проблемы, что свалились на её голову за последнее время, выбивали из колеи. Забыться Джоан могла только за письменным столом.
«Это был вызов. Если бы я не начала писать, я бы сошла с ума. К тому же я понимала, что если не допишу книгу в ближайшее время, то не допишу её никогда. Иногда я фактически ненавидела книгу, и в то же самое время я её любила».
Окончание работы над книгой и первые попытки её опубликовать
Так вышло, что дно, на котором оказалась Роулинг, стало основой её будущего успеха. Как знать, если бы не полная безысходность, окружавшая её в тот период, может быть, она вообще бы не смогла закончить задуманное.
«Неудача означала избавление от всего несущественного. Я перестала притворяться перед собой, что я была какой-то другой, нежели на самом деле, и стала направлять всю свою энергию на завершение единственной работы, которая что-то значила для меня. Если бы я действительно преуспела в чём-либо ещё, я бы никогда не смогла найти решимость добиться успеха в том, что было действительно моим. Я освободилась, потому что мой самый большой страх реализовался, и я всё ещё была жива, у меня всё ещё была дочь, которую я обожала, у меня была старая пишущая машинка и большая идея. И так каменное дно стало прочным фундаментом, на котором я перестроила свою жизнь».
Назло обстоятельствам, новый роман в 1995 году появляется на свет. На придумывание мира ушло пять лет. Роулинг пропустила через себя такой объём информации, что большая часть вообще не понадобилась повествованию. Начиная первую книгу, она уже знала, чем закончится последняя. Первую главу «Философского камня» Джоан переделывала 15 раз. Как ей хватило сил совместить огромную работу и воспитание маленькой дочки? «Я четыре года вообще не занималась домашним хозяйством», — признаётся она на полном серьёзе.
Волшебный мир был разбросан в картонных коробках под кроватью: закодированный на обороте заявлений о соцпомощи матери-одиночке, в записных книжках и просто на разрозненных листках. Здесь фигурировали списки всех учеников школы магии — с уровнями мастерства и родословными, а также эксперименты с латинскими терминами и рисунки. Чтобы облегчить задачу будущим иллюстраторам, писательница изобразила не только главных героев, но и волшебные превращения.
Дописав последнюю главу книги, Джоан рассказала об этом своей сестре. Когда она пересказывала ей содержание, сестра смеялась до слёз, ей понравилась история Гарри Поттера. Это вдохновило Роулинг. Но написать книгу — только полдела. Надо её издать. На старой пишущей машинке, купленной на распродаже, Джоан отпечатала несколько глав, сложила их в папку и отослала литературному агенту.
Отправив рукопись литературным агентам и издателям, Джоан с нетерпением ожидала отзывов. Спустя некоторое время ответы пришли: «Слишком сложно для детей», «Слишком длинно», «Детям это будет неинтересно», «Что-то подобное мы уже читали», «Это сказка сентиментальной домохозяйки»… Начинающей писательнице показалось, что жизнь теряет смысл… Младшая сестра пришла на помощь, заявив, что Роулинги не сдаются, и убедила отослать главы другому литературному агенту, Кристоферу Литтлу.
Однако он не интересовался детской литературой, поэтому сразу же отправил рукопись в архив. И тут всё решил случай: молодая служащая агентства, которой было любопытно, что лежит в завалах, прочла выброшенные главы из «Гарри Поттера». Сюжет ей настолько понравился, что она решила вновь положить текст на стол агента. Литтл прочёл и… решил немедленно заняться рекламой книги. Его фирма «Christopher Little Literary Agents» согласились представлять Роулинг во время поисков издателя.
Текст был отправлен в двенадцать издательств, все из которых отвергли рукопись. Но их имена малоизвестны. Никто не хочет хвастаться провалом отказа от будущего мирового бестселлера.
Даже агентству пришлось потратить год, пока нашелся издатель, рассмотревший в романе Джо курицу, которая снесла для него не одно, а целую серию золотых яиц.
Год спустя, когда Джоан уже начала отчаиваться, книга, наконец, получила зелёный свет (и 1500 фунтов аванса) от редактора Барри Каннингема из лондонского издательства Bloomsbury.
«Наконец, в августе 1996, Кристофер позвонил мне и сообщил, что издательство Блумсбери «сделало предложение». Я не могла поверить своим ушам! «Ты имеешь ввиду, что это будет издано?», — довольно глупо поинтересовалась я. «Это действительно будет издано?». Я повесила трубку и громко закричала, прыгая на месте. Джессика, которая сидела на своём высоком стульчике и пила чай, очень испугалась».
Решением о публикации книги Роулинг, видимо, во многом обязана Алисе Ньютон, восьмилетней дочери председателя Bloomsbury, которой отец дал прочесть первую главу и которая сразу же потребовала продолжение. Каннингем говорил, что хотя Bloomsbury согласился опубликовать книгу, он советовал Роулинг найти дневную работу, так как у неё было мало шансов заработать на детских книгах. Ролинг устроилась работать преподавателем французского языка. Однако вскоре после этого, в 1997 году, Роулинг получила грант в размере 8 тысяч фунтов от Scottish Arts Council на то, чтобы она продолжила писать.
Публикация первой книги и первый успех
В июне 1997 года Bloomsbury опубликовал «Философский камень» с начальным тиражом в 1000 экземпляров, 500 из которых были распространены среди библиотек (сегодня эти первые экземпляры стоят от 16 до 25 тысяч фунтов). В день презентации Джоан должна была читать отрывки из своей книги посетителям магазина. Никому не известную писательницу пришли послушать всего несколько человек, тем не менее она чувствовала себя счастливой.
Когда читатель распробовал сказку, начался бум. Пять месяцев спустя книга получила свою первую награду — Nestlé Smarties Book Prize. В феврале роман получил премию British Book Award как детская книга года, а позже — премию Children’s Book Award. В начале 1998 года в США был проведён аукцион за право на публикацию романа, который выиграло издательство Scholastic Inc. за 105 тысяч долларов. По словам Роулинг, она «чуть не умерла», когда узнала об этом. В октябре 1998 года Scholastic опубликовал в США «Философский камень» под названием «Гарри Поттер и волшебный камень», посчитав, что дети не захотят читать книгу со словом «философский» в названии. Позже Роулинг утверждала, что сожалеет об изменении названия и не согласилась бы на него, если бы была тогда в лучшем положении.
Первым делом, получив деньги от Scholastic, Джоан купила дом в приличном районе, и они с Джессикой переехали. Завели кота, кролика и морскую свинку — Джессике давно хотелось какое-нибудь домашнее животное, но раньше они не могли себе этого позволить. Зато теперь Джоан навёрстывала упущенное и отчаянно баловала дочку.
Экранизация первого романа
Магия, волшебники, сказочный антураж — всё это буквально просилось на большой экран. Неудивительно, что экранизации не заставили себя ждать. В 1998 году права на съёмку выкупает Warner Bros. Pictures за скромные 1,5 миллиона долларов. Правда, оговаривались отчисления с продаж и плотное участие Роулинг в подготовке проекта.
Первоначально на роль режиссёра рассматривался Стивен Спилберг. Однако, по размышлении, режиссёр сам отказался. Спилберг хотел делать мультик, а у Роулинг и Warner Bros. было иное видение. К тому же Спилберга отпугивало отсутствие творческой мотивации. Проект в любом случае имел бы бешеный коммерческий успех, независимо от усилий режиссёра.
Был ещё вариант с Терри Гиллиамом. Режиссёр он хороший, и Роулинг была за него, но его взгляд не так уж часто совпадает с видением массового зрителя, а проект должен был быть именно массовым. В конечном итоге было решено остановиться на крепком профессионале Крисе Коламбусе. Он и с детьми на съёмочной площадке умеет работать, и семейные фильмы ему не в новинку ещё со времен «Один дома».
Коламбус на роль Гарри Поттера прочил Лайама Эйкена, но Роулинг настояла, что в фильме должны сниматься только британские актёры. Так, из тысяч претендентов на роли главных героев были выбраны Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и Руперт Гринт. Премьера состоялась в ноябре 2001 года.
Спилберг был прав, экранизация была обречена на успех. При довольно солидном бюджете в 125 миллионов долларов в прокате фильм окупился многократно, не добрав буквально копеек до престижной отметки в миллиард долларов. Это было больше, чем у другой масштабной фэнтезийной экранизации — вышедшая буквально через месяц после премьеры «Гарри» первая часть «Властелина колец» не дотянула и до 900 миллионов. В сердцах поклонников Роулинг обошла самого мэтра и создателя жанра фэнтези Джона Толкиена.
Серия романов
Продолжение первого романа, «Гарри Поттер и Тайная комната», было опубликовано в июле 1998 года. За него Роулинг снова получила премию Smarties. В декабре 1999 года вышел третий роман, «Гарри Поттер и узник Азкабана», который тоже выиграл премию Smarties, после чего Роулинг стала первым человеком, который получил эту награду три раза подряд. Позже она отозвала с конкурса четвёртый роман о Гарри Поттере, чтобы дать шанс другим книгам. В январе 2000 года «Узник Азкабана» выиграл премию Whitbread Awards как «детская книга года», хотя и проиграл в номинации «книга года» переводу «Беовульфа» Шеймуса Хини.
Когда Джоан однажды спросили, в какой момент своей жизни она поняла, что безумно популярна, она ответила следующее: «Второе турне по Америке было незабываемым. Потому что к тому времени книги стали очень популярны, и я не сталкивалась до этого с тем, насколько они стали популярны — физически я с этим не сталкивалась. Я помню, как ехала на машине к месту первого мероприятия. Люди стояли в очереди, которая растянулась на много кварталов, и я сказала Крис Моран, которая работала на издательство Scholastic и стала моим другом: «Крис, сейчас что, проходит какая-то распродажа?» А она посмотрела на меня и сказала: «Ты что, с ума сошла? Это всё для тебя». Я никогда не забуду этот момент. Это было впервые, когда я поняла, что произошло. Это было удивительно, а также жутковато. Страшно, потому что я не ожидала такого. Во время прошлого турне, хотя несколько сотен людей иногда и приходили, не было такого ажиотажа».
Когда писательница вступила в клуб миллионеров, заголовки типа «Нищая мать-одиночка получает шестизначные суммы!» украсили практически все газеты. Незаметная и никому ранее не известная женщина превратилась в предмет особого интереса журналистов, которые без конца копались в подробностях её личной жизни. В память об этих днях она создала образ нечистоплотной журналистки в следующей книге о Гарри Поттере.
Четвёртая книга, «Гарри Поттер и Кубок огня», была выпущена одновременно в Великобритании и США 8 июля 2000 года и побила рекорды продаж в обеих странах. 372 775 экземпляров книги было продано в Великобритании в первый же день — почти столько же экземпляров предыдущего романа было продано в течение первого года. В США было продано три миллиона экземпляров книги в первые 48 часов, что побило все рекорды продаж. Роулинг призналась, что у неё был момент кризиса во время написания романа: «На полпути написания четвёртой книги я обнаружила в сюжете серьёзную ошибку… С этой книгой связаны некоторые из моих самых чёрных моментов… Одну главу я переписала 13 раз, хотя никто, кто прочитал её, не сможет заметить или понять, какую именно боль она мне доставила». Роулинг получила премию British Book Awards как автор года.
Между выпуском «Кубка огня» и пятого романа, «Гарри Поттер и Орден Феникса», прошло три года. Во время этого перерыва в прессе публиковались слухи, что у Роулинг начался творческий кризис, что она горячо отрицала. Позже Роулинг признавалась, что написание этой книги потребовало от неё больших усилий.
Шестая книга, «Гарри Поттер и Принц-полукровка», была выпущена 16 июля 2005 года. Она тоже побила все рекорды продаж, разойдясь в количестве девяти миллионов экземпляров за первые 24 часа. Перед выпуском книги в ответе на письмо от одного из поклонников Роулинг написала: «Шестая книга планировалась в течение многих лет, но, прежде чем я серьёзно начала писать, я провела два месяца, пересматривая план, чтобы быть абсолютно уверенной в том, что я делаю». На своем сайте она отметила, что первая глава шестой книги, в которой описывается разговор между министром магии и британским премьер-министром, сначала задумывалась как первая глава «Философского камня», затем «Тайной комнаты», затем «Узника Азкабана». В 2006 году «Принц-полукровка» получил премию British Book Awards в номинации «книга года».
Критик американского журнала «Тайм» Пол Грей пишет: «Книги Роулинг перебросили мостик через глубокие политические и культурные пропасти, они изменили издательское дело и даже подтолкнули некоторых религиозных фундаменталистов к мысли о цензуре. Однако любая оценка её экстраординарного воздействия должна прежде всего и главным образом сосредоточиться на личном взаимодействии, возникающем между оратором и слушателем. А в нашем случае — между писателем и читателем. Именно в этой сфере Роулинг сотворила своё чудо, и лучше всего об этом говорят её читатели».
Как видите, на своём пути к заветной мечте Джоан Роулинг пришлось испытать немало трудностей, но умение доводить начатое дело до конца привело писательницу к желаемому — на самую вершину литературного Олимпа.
Экранизация серии
Чтобы кино получилось таким, каким его видела Роулинг, она добилась, чтобы ей предоставили творческий контроль над фильмами. Кинокомпания во многом учитывала пожелания и идеи Роулинг. Одним из её основных условий, как уже говорилось, было то, что фильмы должны сниматься в Британии и с британскими актёрами.
Мир, придуманный Джоан Роулинг, был воссоздан для съёмок фильмов. Школу Колдовства и Волшебства моделировали на компьютере, но внутренние сцены разыгрывались в реальных декорациях, в шести разных уголках Британии. Если посмотреть на фотографии убранства средневекового монастыря Лакок, что в районе Бристоля, сразу опознаешь интерьеры Хогвартса.
Лондон тоже присутствует в первом фильме: пустующее здание на викторианском рынке Лиденхолл было превращено в сказочный паб «Дырявый котёл». Правда, в «Узнике Азкабана» этот паб переехал в другой лондонский район — под железнодорожный мост на Стони-стрит.
Пойдя на беспрецедентный шаг, Роулинг также поставила условие, чтобы Coca-Cola, победившая в конкурсе на спонсорскую поддержку серии фильмов, пожертвовала 18 млн. долларов одной из американских благотворительных организаций и на ряд других программ.
Джоан Роулинг проверяла все сценарии и выступила в качестве продюсера последних двух частей. Сценарии для первых четырёх, шестого и седьмого фильма писал Стив Кловз. Роулинг работала вместе с ним, следя за тем, чтобы его сценарии не противоречили будущим книгам серии. Она говорила, что рассказывала ему о своих следующих книгах больше, чем кому-либо ещё (до их выпуска), но не всё. Она также сообщила Алану Рикману (Северус Снегг) и Робби Колтрейну (Хагрид) некоторые секреты об их персонажах, прежде чем они были раскрыты в книгах. Дэниел Рэдклифф (Гарри Поттер) спрашивал у неё, умрёт ли его персонаж в какой-то момент. Роулинг сказала, что у него будет сцена смерти, тем самым явно не ответив на вопрос.
- Гарри Поттер и философский камень — фильм вышел в 2001 году, режиссёр — Крис Коламбус
- Гарри Поттер и Тайная комната — фильм вышел в 2002 году, режиссёр — Крис Коламбус
- Гарри Поттер и узник Азкабана — фильм вышел в 2004 году, режиссёр — Альфонсо Куарон
- Гарри Поттер и Кубок огня — фильм вышел в 2005 году, режиссёр — Майк Ньюэлл
- Гарри Поттер и Орден Феникса — фильм вышел в 2007 году, режиссёр — Дэвид Йэтс
- Гарри Поттер и Принц полукровка — фильм вышел в 2009 году, режиссёр — Дэвид Йэтс
- Гарри Поттер и Дары Смерти — первая часть фильма вышла в 2010, вторая в 2011 году, режиссёр — Дэвид Йэтс
Последняя книга в серии романов о Поттере
В конце декабря 2006 года было объявлено название седьмой и последней книги о Гарри Поттере — «Гарри Поттер и Дары Смерти» (первое название было «Гарри Поттер и Роковые мощи»). В феврале 2007 года стало известно, что Роулинг написала на бюсте в своём гостиничном номере в The Balmoral в Эдинбурге, что она закончила седьмую книгу в этой комнате 11 января 2007 года. Роман «Гарри Поттер и Дары смерти» был выпущен 21 июля 2007 года и побил рекорд своего предшественника как наиболее быстро продаваемая книга всех времён. В первый день в Великобритании и в США было продано 11 миллионов экземпляров. Последнюю главу книги Роулинг написала «где-то в 1990 году».
Когда Джоан ещё работала над последней книгой, она снялась в документальном фильме «J K Rowling… A Year In The Life», который был показан в Великобритании на ITV 30 декабря 2007 года. В нём Роулинг посетила свою старую квартиру в Эдинбурге, где она закончила свою первую книгу о Гарри Поттере. Впервые вернувшись в эту квартиру, она растрогалась до слёз, сказав: «Именно здесь я действительно полностью повернула мою жизнь».
В интервью Опре Уинфри Роулинг отдала должное своей матери за успех серии книг, сказав: «Книги именно такие, какие они есть, потому что она умерла… потому что я любила её, и она умерла». В настоящее время Гарри Поттер — глобальный бренд, оцениваемый в 15 млрд. долларов. Последние четыре книги о Гарри Поттере последовательно ставили рекорды как самые продаваемые книги в истории. Также было признано, что книги о Гарри Поттере вызвали интерес к чтению среди молодёжи в то время, когда дети, как считалось, отказались от книг в пользу компьютеров и телевидения.
Новая жизнь Гарри Поттера
После выхода последней саги «Гарри Поттер и Дары смерти» (2007) Джоан остановилась. Поклонники долго ждали продолжения, но через несколько лет стало понятно пришло время распрощаться с новыми историями о любимом волшебнике.
Однако в октябре 2015 года фанатов саги о Поттере ждал сюрприз. Джоан Роулинг объявила, что он возвращается с восьмой частью. Правда, это будет уже не роман, а театральная пьеса, написанная в сотрудничестве со сценаристом Джеком Торном и театральным режиссером Джоном Тиффани. «Гарри Поттер и проклятое дитя» рассказывает историю младшего сына Гарри, Альбуса. Премьера состоялась в Лондоне 30 июля 2016 года. Сценарий также издан в виде книги.
Pottermore
В мире существует одна неприятная тенденция: книги читают всё меньше, и Джоан приходится переключаться на более мобильные устройства, чтобы развивать своё творчество. В июне 2011 года Роулинг объявила, что все материалы, связанные с Гарри Поттером, будут собраны в новом веб-проекте. Так появился сайт Pottermore. «Я хотела сделать подарок всем поклонникам Гарри, которые долгие годы пристально следили за судьбой моего героя. Кроме того, хочу, чтобы эта история была увековечена для будущих поколений. Каждый сможет внести свой вклад в Pottermore, ресурс будет полностью интерактивным».
На сайте проекта представлено много дополнительной информации о персонажах, местах и объектах вселенной Гарри Поттера. Pottermore включает в себя элементы социальной сети и компьютерной игры. У каждого пользователя на сайте может быть персональная страница, куда он помещает свои рисунки, рассказы и любой другой фан-арт, посвящённый Гарри Поттеру. Словно бы «скользнувшие» в мир книги, пользователи выбирают себе волшебные имена и начинают путешествие. Они странствуют по главам книги и зарабатывают очки, обучаясь в волшебной школе. Есть возможность комментировать и даже переписывать те или иные главы, создавая собственный сюжет. И, конечно же, сайт открылся 31 июля, в день рождения Гарри Поттера!
Другие книги Джоан Роулинг
В июле 2011 года Роулинг рассталась со своим литературным агентом Кристофером Литтлом и перешла в новое агентство, основанное одним из его сотрудников, Нилом Блэром, отметив, что это было сложное решение. 23 февраля 2012 года новое агентство Роулинг объявило на своём сайте, что Роулинг собирается опубликовать новую книгу, ориентированную на взрослых. В пресс-релизе Роулинг отметила различия между её новым проектом и серией о Поттере, сказав: «Хотя написание серии о Гарри Поттере доставляло мне такое же удовольствие, мой следующий роман будет очень отличаться от неё». 12 апреля 2012 года было объявлено, что книга будет названа «Случайная вакансия» и будет выпущена 27 сентября 2012 года. Роулинг дала несколько интервью и выступлений в поддержку книги. За первые три недели после выхода «Случайная вакансия» была продана в количестве более миллиона экземпляров по всему миру. 3 декабря 2012 года было объявлено, что «Би-би-си» экранизирует «Случайную вакансию» в виде сериала.
Сегодня книги Джоан Роулинг переведены на 65 языков, продано более 500 000 000 экземпляров. Состояние Джоан Роулинг оценивается в один миллиард долларов! Сегодня она — самый высокооплачиваемый писатель нашего времени. Романы о Гарри Поттере принесли автору множество наград и невероятный успех. Принц Чарльз удостоил её Орденом Британской империи за выдающийся вклад в детскую литературу. А о том, что Роулинг больше пишет для детей, нежели для кого-то другого, свидетельствуют другие её произведения. Например, такие сказки как: «Зайчиха Шутиха и её пень-зубоскал», «Фонтан феи Фортуны», «Сказка о трёх братьях», «Мохнатое сердце колдуна», «Колдун и Прыгливый горшок», написанные ею в 2008 году.
Однако Джоан Роулинг радует не только детишек своим творчеством. Совсем недавно она признала авторство детективного романа, который опубликовала в апреле 2013 года под псевдонимом. По словам Роулинг, ей понравилось работать от имени вымышленного автора, поскольку это избавляет писателя от давления, которое он испытывает из-за необходимости оправдывать ожидания читателей и соответствовать поставленному им самим уровню качества. Кроме того, Роулинг отметила, что отсутствие её имени на обложке позволило ей получить объективный отклик на свою работу.
В 2012 году она опубликовала роман «Хороший выбор», адресованный взрослому читателю. Спустя три года BBC совместно с HBO снимает одноименный сериал.
Кроме того, Роулинг пишет три романа под псевдонимом Роберт Гэлбрайт: «Зов кукушки», «Шелковый червь» и «Жатва зла». Эти произведения не имели такого же феноменального успеха, как Гарри Поттер, но тоже принесли писательнице определенные дивиденды.
Роман под названием «The Cuckoo’s Calling» (в России не издан, возможный перевод — «Крик кукушки») был опубликован писательницей под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. Издательство утверждало, что автор — бывший военнослужащий, работавший после выхода в отставку на частные охранные структуры.
Повествование в «Крике кукушки» ведётся от лица частного детектива, расследующего гибель выпавшей с балкона фотомодели. Действие книги разворачивается в Лондоне. По словам самой писательницы, она вдохновлялась классическими детективами от Филлис Дороти Джеймс и Рут Ренделл. Стоит отметить, что роман снискал положительные отзывы со стороны признанных мастеров жанра, и сейчас за право экранизировать это произведение ведут борьбу сразу несколько кинокомпаний.
«Понятия не имею, откуда берутся у меня идеи для книг, надеюсь, никогда этого не узнаю. Всё веселье пропадёт, если вдруг выяснится, что просто есть маленькая извилина в мозгу, которая заставляет меня фантазировать».
Личная и семейная жизнь Джоан Роулинг
В личной жизни у Джоан Роулинг вроде бы тоже всё наладилось. 26 декабря 2001 года она вновь вышла замуж — за врача-анестезиолога Нила Скотта Мюррея. Церемония бракосочетания прошла в графстве Пертшир в 2001 году, и через два года счастливую чету уже поздравляли с рождением сына Дэвида Гордона. Спустя ещё два года, в 2005-ом, на свет появилась их дочь Маккензи Джин.
«После первого замужества я ощущала себя, как контуженная. Прошло семь лет, прежде чем я встретила идеального мужчину. Теперь я знаю наверняка: любовь — самая значительная вещь на свете. Что сильнее слов «я тебя люблю»? Они сильнее страха, сильнее смерти. Любовь побеждает. Ведь когда кто-то умирает, любовь к нему не исчезает… Однажды моя хорошая подруга спросила: «Какого мужчину ты бы хотела встретить?» Я сказала, что хочу быть с тем, кто умён — для меня это очень ценно… Чтобы это был состоявшийся человек, с карьерой. Очень важна цельность и доброта, а также понимание себя».
Но даже став vip-персоной от литературы и счастливой женой доктора Нила Мюррея, Джоан продолжала в глубине души бояться. Бояться вмешательства в её жизнь Жоржи Арантеса. Первого мужа и отца Джессики. В один ужасный момент это случилось. Пройдя лечение в клинике для наркозависимых, он дал хвастливое интервью о том, как «вытолкал за дверь своей квартиры эту несносную жёнушку с её орущим младенцем». Интервью не стало бомбой. Кого мог заинтересовать человек, проигравший жизнь?
После этого Арантес очень раскаивался в своём поступке. В интервью британским репортёрам он со слезами на глазах просил прощения у Джоан. В одно солнечное утро Джоан, прочитав в газете его исповедь, вздохнула с облегчением. Она чувствовала, что когда-нибудь это должно было случиться. Она поняла, что теперь свободна от своего прошлого. В этот день у неё так и не получилось сесть за работу. Впервые в жизни Джоан отправилась в ювелирный магазин и выбрала себе кольцо с аквамарином под цвет глаз. «Это кольцо будет напоминать мне о том, что никто никогда больше не унизит меня», — сказала она, глядя на красивый большой драгоценный камень.
На вопрос журналиста — «Что вы любите делать, когда вы не работаете?» Роулинг, не задумываясь, отвечает: «Водить детей в какое-нибудь весёлое место или — я довольно творческий человек — я люблю рисовать, слушать музыку. Не очень интересные ответы, не так ли? Но это правда. О, и я люблю готовить. Я люблю готовить. Я люблю печь».
Для фанатов Джоан Роулинг будет интересна следующая информация: её любимый цвет — розовый, любимое блюдо – суши, любимый звук — «Храпение моего мужа, когда я хочу заснуть», любимый вид спорта — «Квиддич, конечно же», качество, которым она больше всего восхищается в человеке – храбрость.
Удивительно, но Джоан до сих пор сентиментальна, а денежный снегопад не заморозил её натуру, оставив тонкую чувственность зеленеть в душе. Скажем, она не может убить своего героя, при этом не заплакав. Это поначалу немало озадачило Нейла, мужа, который увидел однажды странную картину: Джоан открывает дверь своего кабинета и, обливаясь слезами, несётся к нему на кухню. На вопрос, что же случилось, она сказала: «Я только что убила персонажа».
Интересные факты биографии Джоан Роулинг
Хотя книги писательницы публикуются под псевдонимом «Дж. К. Роулинг», когда была опубликована первая книга о Гарри Поттере, её имя было просто «Джоан Роулинг». Предвидя, что целевая аудитория мальчиков может не захотеть читать книгу, написанную женщиной, её издатели потребовали, чтобы она использовала два инициала, а не своё полное имя. Поскольку у неё не было среднего имени, для псевдонима она выбрала второй инициал К — по имени бабушки по отцовской линии. Сама она называет себя «Джо» (англ. Jo) и говорит: «Никто никогда не называл меня Джоан в молодости, если только они не сердились на меня».
Забавный резонанс вызвали приключения Гарри Поттера в кругах профессиональных фокусников и иллюзионистов. В Германии Эберхард Барманн, президент берлинского клуба волшебников «Зауберфройнде», сообщил, что к ним всё чаще обращаются родители, бабушки и дедушки с просьбой сообщить, где их чада могут научиться волшебным фокусам и трюкам. Коллега Барманна Вилфред Поссин, возглавляющий организацию волшебников во Франкфурте, прямо связывает этот взрыв интереса к чародейству с влиянием книг о Гарри Поттере. «Именно благодаря им, — с очевидным удовольствием говорит он, — наша профессия оказалась в центре внимания».
Как вспоминает Роулинг, в школе у неё был период увлечения панк-стилем.
Роулинг не скрывает, что она интроверт: писательство подразумевает сосредоточенность на внутреннем мире. Лишь недавно она немного раскрепостилась и стала охотнее давать телевизионные интервью.
В 2012 году Forbes не включил Роулинг в рейтинг богатейших людей, заявив, что она утратила статус миллиардера из-за пожертвований на благотворительность. Например, Джоан Роулинг оказывает поддержку таким организациям, как «Разрядка смехом», а в 2010 году перевела на счёт Клиники регенеративной неврологии 10 миллионов фунтов, которая занимается исследованием и лечением рассеянного склероза, от которого умерла её мать Энн Роулинг. Клиника, созданная писательницей при Эдинбургском университете, носит имя её матери.
Во время одного интервью Джоан спросили, сама ли она придумывала магические заклинания и имена, которых так много в её сказках, или они — подлинные? «Заклинания придуманы, — ответила она. — Я встречала людей, которые уверяли меня на полном серьёзе, что они пытаются колдовать с их помощью. Но могу заверить, тоже на полном серьёзе, что мои заклинания не работают».
Когда Джоан писала Гарри Поттера, часто слушала скрипичный концерт Петра Чайковского.
Ей по-прежнему нравится писать от руки. Обычно она создаёт первый черновик, пользуясь ручкой и бумагой, а потом набирает текст на компьютере. Джоан отдаёт предпочтение чёрной ручке и любит писать на узких листах прозрачной бумаги. Конечно же, как всем авторам, если под рукой не оказывается блокнота, ей приходится записывать мысли и на самых странных и не подходящих для этого предметах. Так, названия факультетов Хогвартса были записаны на гигиеническом пакете в самолёте.
Джоан согревают воспоминания об отрочестве в увитом плющом пригородном коттедже. Из этого периода Роулинг взяла многие идеи и даже фамилию своего героя (по соседству жили брат и сестра Поттеры), но, по её собственным словам, характеры Гарри, Рона и Герминоны она списывала с хорошо знакомого ей нетерпимого и смущённого подростка — с себя тогдашней. В рыжем Роне обнаруживаются также черты Шона Харриса, верного друга, которому она посвятила «Тайную комнату». Старенький Ford Anglia, первая машина Шона, стал в романе летающим автомобилем, мальчишки догоняют на нём поезд.
Книги Джоан Роулинг фигурируют в списке не одобряемых Церковью. Не всем нравятся ведьминские шляпы на детях, заклинания и полуночные чтения в готических интерьерах. Если магия рассматривается как часть сказки или игры, она безобидна. Но вдруг неокрепшие умы поверят, что с помощью колдовства можно добиться успеха и избежать уготованной каждому судьбы? «Я это переживу, Марка Твена и Сэлинджера тоже запрещали, — заявляет писательница. — До сих пор ни один ребёнок не говорил мне, что после прочтения «Гарри Поттера» решил посвятить себя оккультизму». Наоборот, польза книг Джоан Роулинг прослеживается в оценках, которые произведениям дают юные читатели. Например, девятилетний Тайлер Уолтон, прошедший мучительный курс лечения от лейкемии, в сочинении на тему: «Как книги о Гарри Поттере изменили мою жизнь» пишет: «Гарри Поттер помог мне пережить самые трудные и страшные времена. Порой я думаю, что мы похожи друг на друга с Гарри Поттером. Он тоже вынужденно оказался в ситуации, которая была ему не подвластна, и вынужден был столкнуться с противником, в возможности победить которого он был совсем не уверен». Двенадцатилетняя Грета Хаген-Ричардсон из Чикаго в восторге от книг Роулинг и приводит точную статистику: «Каждую книжку о Гарри Поттере я перечитывала по 15, 11, 22 и 24 раза (обратите внимание: учёт ведется по каждому тому!). Я сразу почувствовала, что их персонажи имеют непосредственное отношение ко мне — они дети. Им, как всем ребятам, приходится сталкиваться с наглецами и плохими учителями. Это помогает мне лучше понять окружающих меня людей. Это побудило меня больше читать».
Секреты успеха Джоан Роулинг
«Я долгое время сама не могла понять, почему в отличие от прочих маститых и признанных писателей, именно я достигла такого невероятного успеха. Удача? Испытание? Может быть, аванс, который мне придётся отрабатывать в следующих жизнях? Но потом ко мне пришло понимание, которое вскоре стало настолько чётким и ясным, что теперь я могу поделиться им с вами. В отличие от многих других авторов, я никогда не просчитывала успешности (тем более успешности коммерческой) своих книг. Я никогда не садилась составлять план будущей книги со справочником «как написать книгу и с чего начать» или учебником по психологии, чтобы самым тщательным образом рассчитать воздействие каждого предложения, каждой сцены или сюжетного поворота на моих читателей. Мало того, работая, я вообще никогда не думала головой. Не думала в том понимании, в котором мы все привыкли: сейчас будет то, после этого герои пойдут сюда, а там с ними случится то-то. Я даже правила свои книги не так как все, по крайней мере, не исходя из логики или представлений о «водянистости» или «излишней плотности» текста. Все эти годы я делала только одно — позволяла быть маленькой девочкой, для которой важно только одно — то, что говорит и чувствует её сердце. Потому, если во время работы моё сердце смеялось, то я знала, что потом, читая мою книгу, будут смеяться мои читатели, если моё сердце плакало, то будут плакать и они. И вы знаете, именно это оказалось главным секретом моего успеха и того, что Гарри Поттер стал любимцем такого огромного количества детей и взрослых по всей земле».
В Гарварде в 2008 году Роулинг сказала: «Главным шагом для меня стало избавление от несущественных занятий. Я перестала переубеждать себя, что я ничего в этом мире не значу, и направила всю свою энергию на то, чтобы закончить главную работу, которая действительно для меня что-то означала. Если бы я делала что-нибудь ещё, я никогда не смогла бы найти в себе решимости добиться успеха в одной области, к которой действительно принадлежала. Так написание книг стало прочным фундаментом, на котором я и восстановила мою жизнь».
«Когда я писала книгу «Гарри Поттер», никто не знал, что я пишу, никому не показывала рукопись до последней точки, после которой я передавала текст в издательство. Всегда первым, кто видел мою книгу, был издатель. Если бы я поделилась книгой с родными, это было бы равносильно тому, если бы я убила эту идею ещё в момент её зарождения. Однажды я уже поделилась сюжетом одной сказки о мальчике, который попал в необычную школу волшебства и чародейства Хогвартс. Этим человеком был не родственник, просто знакомый, но на его лице я увидела удивление и негодование — мол, какая чушь! У Агаты Кристи я нашла в её книге-биографии, что первый муж критиковал все её задумки. Для писателя это просто не допустимо. Так как разбитые иллюзии писателей — это крах их внутреннего мира».
«Пусть над вами смеются, пусть вас считают гадким утёнком — не ждите от общества, а зачастую — даже от близких людей, что они скажут вам самые главные, самые важные слова: «Я верю в твой успех! Я верю в тебя! Я верю в твоё будущее!» Вы, скорее всего, этого никогда не услышите. Главное — повторять их себе самому!»
Несомненно, Гарри Поттер — феномен общественного сознания, причём касается это и детей, и взрослых. Признание младшим поколением вполне объяснимо: главный герой — их ровесник, да ещё и «ботаник» в очках. С одной стороны, он милый, скромный и добрый, словно Золушка. С другой — «звезда» в своём, скрытом от большинства, мире, могущественный волшебник, побеждающий врагов, и не требующий за это похвалы.
Каждый ребёнок отчасти узнает в Гарри себя, и уж точно хотел бы оказаться на его месте. Да и ситуации, разворачивающиеся в школе — хоть и волшебной, но всё же школе — каждому ребёнку понятны и знакомы изнутри. Юные читатели и зрители знакомятся с Гарри Поттером в день, когда тому исполняется одиннадцать лет, и каждая новая книга о нём — это новый этап их реальной жизни, они растут вместе с ним.
Особенность литературной сказки Джоан Роулинг ещё и в том, что она вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых: автор обращается ко всем мечтателям, независимо от возраста. Именно волшебство и мир, полный чудес, делают историю о мальчике-маге такой привлекательной для взрослых. Психологи считают, что, читая книги и смотря фильмы о Поттере, взрослое поколение убегает от тяжёлой реальности, отдыхает от серых будней.
«Если бы кто-то спросил меня о моём рецепте счастья, я бы ответила, что сначала надо выяснить, что тебе больше всего в жизни нравится делать, а затем найти того, кто будет тебе за это платить. Я считаю большой удачей то, что моё занятие меня содержит».
«Все люди хотят, чтобы их жизнь была удобной. Но мудрость гласит: жизнь есть страдание. Мне очень нравятся эти слова. Потому что жизнь не обязана быть удобной. И в этом я нахожу успокоение — для себя и для всех, кто запутался в жизни. Вы найдёте выход. А я — уверена — ещё обязательно вляпаюсь в какие-нибудь неприятности. Надеюсь только, что они будут немного меньшего масштаба, чем прежде».
Джоан Роулинг — это очаровательная женщина, которая прошла долгий путь к своему успеху. На её пути возникало много трудностей, но они не сломили писательницу. Она является прекрасным примером того, как важно доводить начатое дело до конца, ведь каждая случайная идея может готовить ошеломительный успех.
Источник: http://constructorus.ru/istorii-uspexa/ … uling.html
Отредактировано Кассандра (2024-03-01 20:53:59)