Все тайны сериала «Великолепный век»
Таких рейтингов, как у сериала «Великолепный век», который идёт на канале «Домашний», не имел в России ни один зарубежный телефильм со времён «Просто Марии». Миллионы россиян по субботам следят за развитием истории любви султана Сулеймана к славянской наложнице...
Турецкий сериал «Великолепный век» смотрят в мире уже третий год. Поначалу телевизионные начальники к проекту отнеслись с прохладцей: сомневались, будет ли зрителям интересна история любви рабыни Александры Лисовской, принявшей мусульманство под именем Хюррем (именно так её называли в Турции, на Западе она была известна под именем Роксолана), и турецкого султана Сулеймана Великолепного. Но сомнения длились недолго. По обе стороны океана, в Старом и Новом Свете, люди, затаив дыхание, следят за судьбой дерзкой и смелой Хюррем, готовой ради своих целей на всё. Этой рыжеволосой бестии, которую сыграла немецкая актриса турецкого происхождения Мерьем Узерли, всё сходит с рук: она подсыпает яд в чашу своему врагу, запускает гадюку в комнату соперницы... А зрительницы ликуют: «Молодец, правильно, вот как надо бороться за любовь!» Мало того! Поклонницы перекрашивают волосы в рыжий цвет, разучивают танец живота и перешивают гардероб, чтобы стать похожими
на Хюррем. А переполох, который учинил «Великолепный век» на ювелирном рынке, сравним разве что с ажиотажем после выхода «Титаника»!
Тогда женщины мечтали носить на пальце кольцо с камнем, похожим на бриллиант «Сердце океана», которое всю жизнь хранила героиня Кейт Уинслет. Теперь же в моде «кольцо Хюррем-султан» с изумрудом, что так подходит к волосам и зелёным миндалевидным глазам героини! Социологи утверждают, что о таком подарке мечтает каждая десятая женщина в мире. Ювелиры быстро сориентировались, и теперь во всех странах продаются не только подобные кольца, но и целые комплекты — серьги, подвески, браслеты, которые так и называются: «украшения из сериала «Великолепный век».
Мировой успех сериала оказался полной неожиданностью для его создателей Мераль Окай и Тимура Савджи. Ведь три года назад у них был лишь сценарий, написанный Мераль, и сумасбродная идея — снять роскошный исторический фильм. Позже Мераль вспоминала: «Название «Великолепный век» у меня родилось сразу. Будто лампочка зажглась. Я разбудила Тимура звонком посреди ночи и выдала: «Он должен называться
только «Великолепный век». Тимур согласился, наверное, чтобы поскорее вернуться обратно в кровать». Все, кому Тимур поначалу предлагал работать над сериалом, отказывались. Виданное ли дело, чтобы для проекта, у которого нет стабильного финансирования, строить гигантский павильон — точную копию знаменитого дворца султана Топкапы в Стамбуле. Ведь в Турции никогда не строили специальных павильонов для сериалов! Вот что говорила об этом Мераль: «Когда мы подсчитали смету, ужаснулись. Бюджет первого сезона, по самым скромным подсчётам, составил два миллиона турецких лир (около сорока миллионов рублей)! Это запредельные деньги для Турции».
Работа предстояла сложная: материалов о повседневной жизни той эпохи осталось не так много. Целый год создатели сериала еженедельно по несколько часов советовались с историческими консультантами. Информация собиралась по крупицам. «Помню, пристала к историкам: апельсины подавали к столу султана? —рассказывала Мераль. — В документах написано «подали фрукты», а какие — неизвестно. Мои бесценные помощники через неделю нашли ответ: апельсинов не было, уж больно дорого они стоили. Ещё пример: мы долго не могли решить, как наложницам и визирю нужно входить в покои султана. В одних документах пишут, что к нему подползали на четвереньках, устремив глаза в землю, в других — что вошедшие делали лишь глубокий поклон. Мы выбрали второй вариант». Иногда приходилось сознательно идти на компромисс с исторической правдой: так в сериале появились балконы, хотя известно, что их не было и не могло быть: показываться простым смертным семье султана не полагалось. Но сценаристу понадобились балконы. В остальном построенный художником-постановщиком Зафером Канйылмазом дворец почти идентичен оригиналу.
Декорации занимают около пяти тысяч квадратных метров крытого пространства. Для съёмок был воссоздан целый район Стамбула — с базаром, площадями и улицами. Кстати, Зафер Канйылмаз оказал сериалу неоценимую услугу. Именно он рассказал режиссёрам братьям Тайлан о подготовке грандиозного проекта. Ягмур и Дурул Тайланы считаются одними из самых талантливых режиссёров Турции. За их плечами —
больше десятка фильмов и сериалов. «Великолепный век» очень заинтересовал братьев, они попросили прислать пилотный сценарий. Прочитав его за ночь, утром позвонили продюсеру Тимуру Савджи и сказали, что им не терпится взяться за работу. Именно они подвигли автора ещё на одну авантюру — придумать костюм для каждого персонажа, чтобы поразить нарядами воображение зрителей. «Это дорого, — сказали они продюсеру, — но необходимо». В итоге над созданием нарядов для Хюррем, султана и остальных героев, коих более ста, трудились несколько пошивочных мастерских. Для сериала были сотканы специальные ткани с османскими орнаментами, оттиснутыми на бархате, которые комбинировались с обычными материалами.
Исполнителя роли Сулеймана Великолепного нашли почти сразу. Им стал давний друг Мераль Окай, популярный в Турции актёр Халит Эргенч. «Халит одним из первых прочитал сценарий и согласился ждать больше года, отказываясь от других предложений, чтобы роль султана была его», — вспоминала Мераль. А вот поиски актрисы на роль Хюррем, как в Турции, так и за её пределами, напоминали масштабную операцию спецслужб. Тимур Савджи подключил всех своих знакомых в разных странах, которые искали турчанку, живущую за границей, либо иностранку, владеющую турецким языком. В кастинге приняли участие несколько тысяч актрис. И ни одна из них не понравилась Тимуру и Мераль. Проект был под угрозой, до съёмок оставалось всего десять дней. «Находясь на грани отчаяния, я попросил о помощи свою знакомую в Берлине, — вспоминает Тимур. — Она рассказала, что есть актриса Мерьем Узерли — её отец турок, а мать —немка. Мы немедленно с ней связались и попросили приехать в Стамбул. Сами того не желая, обманули Мерьем: «Это будут только пробы — возьми самое необходимое». Так она и приехала — с рюкзачком. И осталась в Турции на четыре года, потому что едва мы увидели её зеленые глаза, рыжие волосы (кстати, это натуральный цвет!), поняли, что перед нами Хюррем». Поначалу девушку съёмки в сериале, ещё и вдали от родины, не воодушевили. «Она пыталась улизнуть от нас, как могла, — рассказывает Мераль Окай. — Говорила, что у неё плохой турецкий. Мы отвечали: «Отлично, твоя героиня — пленная рабыня, она тоже не знает языка!» Лишь после долгих уговоров Мерьем согласилась». Зато теперь Мерьем Узерли в Турции — кинозвезда. Любой её шаг описывается в прессе, а изменению веса — актриса резко похудела — были посвящены несколько новостных программ. «Я теперь Хюррем, мне даже за продуктами не выйти — поклонники окружают», — говорит Мерьем.
Несмотря на запредельные рейтинги, у «Великолепного века» нашлись противники. В адрес премьер-министра Турции приходит много писем с просьбой сериал закрыть. Причин несколько. «Великолепный век» невероятно откровенен для турецкого телевидения — всплеск негодования вызвала серия, где сестра султана бегала по дворцу в одной ночной сорочке, подчёркивающей её фигуру. Также создателям сериала ставят в упрёк, что они не придерживаются исторических фактов. Например, в сериале Сулейман вытирает руки салфеткой, а в те времена их не было — руки вытирали скатертью. Серьёзная ошибка, что говорить.
А недавно головную боль создателям сериала добавила их любимица Мерьем Узерли, заявившая, что покидает проект! Рассказывая о причинах, актриса напустила такого тумана, что сама запуталась в версиях. То говорит про нервный срыв от переутомления, то намекает, что ждёт ребёнка. После ухода Мерьем рейтинги сериала резко упали. Новую Хюррем — турецкую актрису Вахиде Гёрдюм — зрители невзлюбили так, что однажды закидали помидорами при входе в студию. Ведутся переговоры о возвращении Мерьем, но та готова вновь стать наложницей лишь за удвоенный гонорар. Недавно поклонники актрисы собрались у офиса продюсеров и скандировали: «Мерьем, вернись!» Будем надеяться, она вернётся!
Марина Бойченко
Журнал "7 дней"
Отредактировано Кассандра (2015-08-18 22:39:11)