Анита Цой: «Корейские банные дома — настоящая изюминка сеульского тура»
— Почему же тогда для «Русского экстрима» выбрали этот благодатный край?
— Несмотря на то что вода в море в обеих близко расположенных странах одинаково чистая, Хорватия предстала перед нами каменистой, без привычных комфортных пляжей, да и пейзаж там, на мой взгляд, суровее. Для тех, кто привык или просто любит отдыхать предельно активно, Балканские страны — самое подходящее место. Здесь процветает большое количество экстремальных видов спорта: прыжки с парашютом, полеты на параплане, езда на горном велосипеде, даже участие в джип‑сафари. И гонки здесь проходят не только по каменистой местности. Мы, например, шли на машине вверх прямо по горной реке. Сложность поездки состояла в том, что нужно было предельно сконцентрироваться и ни в коем случае не останавливаться, иначе заглохнет мотор и, чего доброго, джип понесет обратно в стремнину — вниз по порогам. Так что я испытала просто нереальный прилив адреналина.
— Сразу вспоминается кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» с его ставшей крылатой фразой «Осторожно, рыбку задавишь!»
— О, рыбы там много. Она имеет исключительный, непередаваемый вкус, так как вода в горных реках родниковой чистоты. Вдоль всех трасс, то есть рек, в горах стоят уютные, выложенные из бревен деревенские ресторанчики, внутри которых обязательно поддерживают открытый огонь. При вас эту рыбу зажарят, закоптят или приготовят на пару по всем правилам местной кухни. Кроме того, в харчевнях подают совершенно потрясающие блюда из сыра и овощей и, конечно, мясо на углях, которое обладает изысканным вкусом и ароматом.
Однажды мы приехали в настоящий домашний хорватский ресторанчик, по одной стене которого встроили основательный стол, похожий на широкую и длинную стойку. На нее обычно насыпают огромное количество углей, берут плоский чугунный поднос, на который раскладывают крупно нарезанную картошку с луком, помидорами, баклажанами, окружают плотным слоем всевозможных специй, зелени, красного и черного перца и соли. Все это ставят на угли, накрывают массивной чугунной крышкой и сверху тоже присыпают раскаленными углями. После этого блюдо томится час или более.
Точно так же готовят и баранину. Здесь она особенно вкусная, потому что стада овец пасутся на горных пастбищах, где чистый воздух. Трава на высокогорных лугах такая сочная и мягкая, какой я давно уже не видела. Она похожа на ковер, который стелется по земле и на который хочется лечь, утонуть в нем, заснуть, забыв обо всех городских проблемах и заботах.
Именно мясо овец, взращенных на лугах, которые так и хочется назвать альпийскими, я использовала, готовя в телевизионной передаче национальное хорватское блюдо, представляющее собой крупные куски грудинки на ребрышках, хорошо просоленные и сдобренные специями, с луком и овощами.
— Вы сами готовили?
— Конечно. Меня нарядили в хорватский национальный костюм, что выглядело довольно забавно, если учесть мою национальность. При этом мне дали в руки огромную лопату для углей и деревенский кованый ухват. Местные жители давали советы и рекомендации по приготовлению блюда. А когда мясо дошло, мне предстояло его самой съесть. Оно, как я уже говорила, оказалось великолепным и просто таяло во рту.
Здесь также полно представлена винная карта: красные и белые вина, большое количество разнообразных настоек на травах. Все участники проекта привезли с собой по бутылочке домой. Не знаю уж, на чем настаивают местные алкогольные напитки, но получается необычайно вкусно!
— Натуральный бальзам?
— Да, но он высокоградусный, так что нужно держать себя в руках и употреблять его понемножку. Кроме того, здесь распространены фруктовые наливки и настойки из оливок. В этих краях оливковые рощи простираются на огромных площадях. И Хорватия, и Черногория славятся множеством небольших деревенских маслобоен, где местные жители производят высококачественное масло как для еды, так и для технических нужд — ламп, фитилей, фильтров и т. п.
— Помимо этого Балканы известны своей многовековой историей и культурой.
— Да, в Черногории очень много православных храмов. Именно сюда, по преданиям, приходили много святых: они лечили людей от разных болезней, помогали бедным и делали добро. Здесь есть места, куда до сих пор приезжают паломники со всего света.
Меня до глубины души потряс один православный храм, расположенный высоко в горах. Когда на автобусе поднимаешься с побережья в горы, перед тобой встает огромная скала, которую гид почему‑то назвал святой обителью. Позже оказалось, что это и есть православный храм, просто он выдолблен внутри скалы.
Мы приехали туда поздно ночью и были поражены тем, сколько паломников ночуют внутри храма и на его площади. Я спросила одного из них, чего, мол, вы ждете, неужели до сих пор происходят чудеса. Мне показали калитку, ведущую к святым мощам, прикоснувшись к которым можно вылечиться от тяжелых недугов. К сожалению, мы не дождались шести часов утра, ведь именно в это время она открывается, и паломники, минуя ее, проходят некий отбор: кому Господь даст исцеление, а кому нет.
Собравшиеся рассказали нам удивительные вещи о том, что грешники или люди, нечистые сердцем, не верящие в святые мощи, не в силах пройти через калитку: у них отнимаются ноги. Простые люди и грешники, чья сила веры непреодолима, проходят и освобождаются от недугов. Причем среди паломников были люди, приезжавшие сюда неоднократно. Им мощи действительно много раз помогали, ниспослав на них свою святую благодать.
— Разделяете ли вы страны и части света по виду или типу туризма? Скажем, Черногория с ее храмами — для паломников, а если тебе не хватает экстрима, то поезжай в Хорватию…
— Для того чтобы оторваться по полной программе и покуролесить, люди едут в Таиланд. В Голландии можно расслабиться и оттянуться. Тем, кто любит хорошо поесть, я советую съездить в Италию (там повара, по‑моему, просто не умеют плохо готовить), а также в ридну Украину, Узбекистан или Китай (самые топовые страны с точки зрения национальных кухонь). Любителей горных лыж трудно, наверное, представить в каком‑то другом месте, кроме Швейцарии или Австрии, хотя многие ездят во Францию или на Валдай. Для меня, например, Сингапур или тот же Таиланд — родина хорошего массажа, прекрасных SPA-процедур. Если кто‑то ищет экзотику или жаждет не обычных, а порой и острых ощущений, то найдет их в странах Юго-Восточной Азии.
Например, в Южной Корее, в Сеуле, куда мы ездили с семьей по турпутевке, я попробовала популярные блюда из насекомых. Скажем, соленые сушеные кузнечики к пиву. Их продают в маленьких пакетиках, на которых написано «Все для пива». И знаете, они довольно вкусные. Когда мы с сынишкой пришли в детский парк покататься на каруселях, то неподалеку увидели лотки. У нас на таких прилавках продают мороженое, а там торгуют разными видами каких‑то семечек. Продавцы насыпают их в кулечки и раздают детям, которые лопают их за обе щеки, кружась на каруселях.
— Почти как у Корнея Чуковского: «Едут и смеются… семечки жуют»…
— Именно что почти. Эти семечки есть не что иное, как личинки разнообразных насекомых. Ассортимент, между прочим, очень богатый: жареные, сушеные, пареные — какие угодно. Словом, мы купили себе самый маленький пакетик на пробу. После одной съеденной личинки мы толком ничего не поняли и выкинули кулек с лакомством.
До сих пор с улыбкой вспоминаю турпоездку в Сеул в девяносто первом году. Первое, что меня тогда удивило еще в аэропорту — это то, что все корейцы оказались на одно лицо. Я‑то выросла в России и, конечно, общалась здесь с ними, но такое большое количество корейцев видела впервые. Я шла по городу и чувствовала себя какой‑то необычной среди них. Мне казалось, что я очень сильно от них отличаюсь, что у меня чуть ли не светлые волосы и голубые глаза. (Смеется.) А все они представлялись мне единой черноголовой массой.
Меня в аэропорту встретил гид. Я была убеждена, что запомнила его. Мы назначили с ним встречу на следующий день на площади, где я в течение часа искала его в толпе. Я поняла, что не помню, как он выглядит, ведь он был похож на всех. Но все, слава Богу, обошлось.
— А чем примечательна Южная Корея в плане туризма?
— В Сеуле и вообще в Южной Корее много интересного. Из необычного я бы выделила корейские банные дома. Это совершенно удивительная вещь! Считаю, что они являются отдельным направлением сеульского тура, его изюминкой.
— Там, как и у нас, есть мужские и женские отделения?
— Нет. Существуют женские корейские банные дома и мужские. Каждое из зданий представляет собой огромное круглое помещение, в котором стоят лежаки, сооруженные из постоянно подогревающихся камней (даже полы рядом с ними теплые). Такие устройства называют «андоль».
Муж рассказывал мне, что в мужской бане на входе тебя встречают очень красивые девушки и провожают в отдельные комнаты, где можно раздеться и оставить свои вещи. Взамен тебе выдают разовый набор банных принадлежностей, куда входят щеточки для мытья тела, скребочки, сортов пятнадцать мыла (для глубокой и поверхностной очистки кожи, для ушей и даже для стоп ног), мочалки (синтетические, натуральные, в том числе и из водорослей), щеточки для почесывания спины (на Востоке их считают самым приятным, что только может быть). Есть массажные щетки для головы и все, что необходимо для лица (бритья, например), а также для ухода за телом после бани. Также посетителям выдают тапочки, халаты, полотенца, подушки и одеяла.
— Простите, а последнее‑то зачем?
— Ну а как же? Когда ты ложишься на каменный лежак, то тебя растирают, чистят, делают различного рода пилинги и массажи. А для того чтобы посетитель чувствовал себя предельно комфортно, его снабжают всем необходимым. Ведь ты приходишь в банный дом отдыхать и заряжаться энергией.
Само собой разумеется, что все это чередуют с приемом контрастных ванн (их бывает до двадцати пяти), расположенных по периметру круглого помещения. Вода в каждой из них разная по температуре — от ледяной до кипятка. Ближе к стене находится целый каскад водопадов и циркулирующих душей. В центре банного дома размещены круглые сауны, внутри которых установлены телевизоры. Например, если ты лежишь и паришься, то можешь смотреть любую программу.
В вечернее время эти бани работают на полную релаксацию. Здесь действует одно жесткое правило: женщин, которые тебя обслуживают, трогать нельзя. По рассказам мужа, его потрясло то, что, если ты, например, захотел перекусить, тебе накрывают отдельный столик. И пока ты ешь, одна из кореянок делает тебе массаж спины, другая массирует ноги, третья колдует с твоими волосами, а четвертая подносит какое‑нибудь яство.
Вообще, в самой бане, выложенной из камня, много растительности, играет легкая расслабляющая этническая музыка типа Китаро, щебечут птицы, вокруг ходят много красивых девушек — такое ощущение, что ты находишься в раю. Может быть, и у нас в России когда‑нибудь будет нечто похожее. Пока же за подобной экзотикой нужно ехать в Сеул или другой город Южной Кореи.