Фиона Пол
Под маской любви
Мне казалось, Venom вряд ли чем-то порадует. Я ошибалась.
Представьте Венецию зари семнадцатого столетия, эпохи Ренессанса. Паутину каналов и роскошь дворцов. Узкие улочки, тихие кладбища, тайные и не очень бордели, сырые мостовые, курсирующие гондолы. Маскарады...
Родители Кассандры Каравелло пятнадцати (или шестнадцати) лет от роду умерли несколько лет назад, и девушке пришлось перебраться к тетке на венецианский остров Сан-Доменико. Знаете, с чем соседствует вилла синьоры Кверини? С городским кладбищем. Касс любит там погулять, вроде как успокоить нервы. Многие для комфорта едят шоколад, но с радостью взяли бы пример с Кассандры, может, заодно перепал бы и художник. Какой художник? И до него дойдём.
Ночью после похорон одной из лучших подруг Касс услышала странные звуки со стороны кладбища. И вместо того, чтобы спрятаться в шкаф и молиться, пошла проверять, что там происходит. Кстати, у героини каштаново-рыжие волосы, а не седые. Девка — кремень. Так вот, приходит она на кладбище и видит, что склеп Лилианы (той самой усопшей подруги) открыт. Что делает Касс? Конечно же, идёт внутрь. Там она видит, что надгробная плита вновь прибывшей покойницы слегка сдвинута. Что делает Касс? Конечно же, подходит ближе, чтобы поглазеть. И что видит Касс? Вместо Лили в гробу лежит совершенно другая девушка. Мёртвая. А на груди её вырезан крест, ну или буква Х. Тут героиня пугается и решает нести свою тушеньку (изящную) в дом или на поиски стражей порядка. Бежит она, значит, кричит, и вдруг врезается в юношу. Художника Фалько, с которым столкнулась (буквально) минувшим утром. Тот, в свою очередь, выдает героине мешок насмешек и пару коробок флирта на грани фола, а затем подбивает стать венецианской Нэнси Дрю.
Фалько да Падова. Подмастерье известного живописца, смышлёный паренек лет семнадцати-восемнадцати, радеющий за науку противник церкви. Всё, дальше можно не продолжать, я уже влюбилась. Человек, осознавший заскоки церкви ещё два века назад, априори меня покоряет. Ну а копна вьющихся тёмных волос, смуглая кожа и синие очи влюблённость мою закрепили. Фалько до ужаса наглый, бесцеремонный, но безобидный и даже забавный.
— Ты мокрый, — промолвила Кассандра, чтобы скрыть неловкость.
— Очень точное наблюдение, — согласился Фалько. — Теперь я вижу, что домашние учителя не зря едят свой хлеб.
Однажды Касс залепит ему пощёчину, на что паренёк ответит:
— Не извиняйся. Я заслужил. Не сейчас, так раньше. А нет, так ещё заслужу.
У него немало секретов, в том числе довольно опасных, но героиня ему верит. Вместе они исплавают и исходят ночную Венецию вдоль и поперёк, заберутся в чужие дома, заглянут в бордели, на маскарад. Фалько покажет Кассандре жизнь и подстегнёт жажду свободы. Ну и любви. Куда уж тут без неё. Мне, кстати, казалось, что романс окажется в стиле УА для подростков, но это ж Италия и Ренессанс. Время дневной пристойности, время ночного разврата. Так что «Фалькасс» у нас, в общем-то, будет и плыть, и гореть. Ах да, никакой инсталав. Мгновенная симпатия? Возможно. Но до чувств придётся дожить.
А я говорила, что Касс у нас девушка занятая? В том смысле, что крепко помолвлена с малых лет? Жених по имени Лука да Перага вот уже три года обитает во Франции, где получает высшее образование. На протяжении первых 70% книги о нём мы слышим нечасто, он — воспоминание Касс, к тому же не очень приятное. Я всю дорогу держала пальцы за Фалько с Кассандрой, мечтая о том, чтобы Лука забыл дорогу домой. Но он вернулся. Каково же было моё удивление (Касс тоже слегка прибалдела), когда нескладный мальчишка реально забыл дорогу домой, а вместо него явился высокий блондин с медово-карими глазами (ах, что за сочетание!), потрясной фигурой в модных бриджиках (а это, кхм, мода) и дублете, похорошевшей мордашкой и прочими апгрейдами. Оказалось, что Лука добр, мил, понимающ, но порох в пороховницах есть. Чего только стоит мини-скандал за ужином. Требую продолжения банкета!
Не спешите закатывать глаза. Треугольника нет. Пока. У Касс на уме один лишь Фалько, а вот я вполне себе за Луку. И за Фалько. И за Луку. Фиона, ты не могла бы что-нибудь с этим сделать? Припиши одному из них пару гаденьких черт, а то хоть разорвись. В общем, ежели грянет какой геометрический экшн — я буду хлопать в ладоши в первых рядах.
Каждую главу предваряет эпиграф-вырезка из так называемой «Книги Бессмертной розы». И это не поэзия, как вам могло показаться, а выдержки из медицинских изысканий, детали вскрытий и выводы на их основе. Видна трансформация научного знания, ему ещё далеко от современного, но прогресс налицо. Полюбуйтесь:
«Диссекция означает посмертное вскрытие, вивисекция — вскрытие живого существа. И то, и другое бывает познавательно».
Книга затрагивает интересные моменты. В сюжет вплетены противостояние разума и духа, церкви и науки; понятие морали. Можно ли назвать злодеями тех, кто творит нечто страшное во благо всего человечества? Так ли резонна слепая вера? Есть здесь место и коррупмированной власти, тайным обществам, могуществу, подкреплённому именем и деньгами. Я к тому, что на первый взгляд перед нами легкий УА-роман в исторических декорациях, но, если копнуть глубже, можно найти клад.
Детективная составляющая отлично дополняет романтическую линию. В какой-то момент начинаешь подозревать всех вплоть до тётки Агнесы. Я люблю подобный саспенс. Автору мерси, вернее, граци. Вот только я настолько увлеклась любовными перипетиями, что упустила личность убийцы. Любопытно, что самого человека в уме держала, но в совершенно иных целях, а потому в финале слегка удивилась. Для кого-то всё будет более чем очевидно, но Фалько выжег мне мозг, а Лука вымел золу. Думать мне было нечем.
Перевернув последнюю страницу «Под маской любви», тут же полезла в «Беладонну» и, пока писала ревью, прочитала уже 60%. Неплохой такой показатель.
Касательно перевода. Он вполне себе ничего. Процентов на 90% и атмосферен, и ладен. Но. Параллельно смотрела в оригинал и... конечно, нашла косяки: неверно переданный смысл, неграмотная инверсия и совсем странные ошибки в стиле «двух часов» вместо «двух дней». Обложка путевенькая. А потому книга всё же вошла в мой домашний хардбэк-коллекшн.
Я очень рада, что не нашла полную электронную версию книги. Я очень рада, что сегодня смогла её найти в книжном магазине!
Необычный сюжет.
Венеция изнутри - совсем не карнавалы, не замечательные пейзажи Гранд Канала и Лагуны, не изящная знать, которая наслаждается балами и визитами.
Венеция - истощённая чумой, болезнями и преступлениями... Город, как ловушка. Как страшная тайна, которую необходимо разгадать. Мистические убийства, возмущающие размеренную жизнь. Бунтарь-Кассандра. Фалько. Лука...
Я восхищаюсь Касс. Ей хватило смелости дойти до конца. Ей хватило благоразумия не переступить черту. Ей удалось принять, на мой взгляд, верное решение.
Мрачная книга, но история завораживает! А мне, как любителю Италии, который, подобно Итало Кальвино, в описании любого города упоминает Венецию, книга понравилась более чем!
И кстати... К моему счастью, моё предчувствие меня обмануло. Надеюсь, и вас оно обманет...
Очень хорошая книга, приятная для чтения. Атмосферу Венеции, на мой взгляд, автору передать удалось.
Сюжет интересен, я на самом деле и не пыталась ничего предугадать, просто наслаждалась течением событий, героиня не раздражает, здорово наблюдать за её приключениями. Эпизод с борделями мне особенно понравился.
И не стоит вестись на розовую обложку, да и на название, которое нашими переводчиками была переврано (в оригинале роман называется Venom - яд, отрава, злоба). На переводчиков я ещё пожалуюсь дальше.
Смерть витает над страницами книги, да чего там, сам роман начинается с похорон девушки. (Это я не наспойлерила, в аннотации всё сделали до меня). Ну, и любовь конечно же, есть, никуда и без треугольника. Кстати, насчёт аннотации, издательство обмануло читателей, на самом деле действие происходит в эпоху Возрождения, что явно не XVIII. Ибо настораживают упоминания эпидемии чумы, да и в одном из описаний Венеции говорится о соборе Сан-Джорджо Маджоре, который "начали строить вскоре после рождения Кассандры и всё не могли достроить" ( этот собор возведён между 1566 и 1610 годами. Странно так вводить в заблуждение российских читателей. Что переводчику в словосочетании Renaissance Venice было непонятно?
Венеция, XVIII век. Юная Кассандра живёт со своей старой тётей, ведёт дневник и мечтает о приключениях. Девицы её круга ведут (или стараются вести) благочестивый образ жизни, интересуются нарядами, выходят замуж. Но Кассандра, разумеется, НЕ ТАКАЯ, как все. Наряды, балы и женихи её мало интересуют, приличия - мало волнуют. И хотя она обручена с благородным кавалером, её куда больше занимают походы по кладбищам и по ночному городу в обществе таинственного художника-простолюдина.
На обложке красуется ну очень завлекательная цитата из New York Times: "Идеальный баланс между красотой и смертью". К тому же, в оригинале роман называется "Venom" и издаётся в симпатичных обложках. Почему российским издателям захотелось дать этой книге такое пошловатое название и такую гламурную (в худшем смысле слова) глянцевую розовую обложку - я не знаю. Хотя, нет; возможно, догадываюсь.
Когда я узнала о существовании этой вещи, я решила, что наконец-то нашла свой идеальный роман о Венеции. Для меня нет сочетания соблазнительней, чем красота и смерть. Говорят, писатели пишут то, что хотят прочитать, но не могут найти; так вот, судя по рецензии, этот роман могла бы написать я. Да, краткое содержание обещало, что эта вещь - феноменально МОЯ. Поэтому ожидания у меня были довольно высокие. Да что уж там - очень высокие.
Увы, опять небольшое разочарование. Возможно, не до конца оправданное. Но я не получила от книги того, чего хотела.
Это любовный роман. Неплохо написанный, вполне качественный, без порнухи, но и без любимой мной (а ведь обещанной!) неоготики. Чувствуется, что автор очень сильно хотела придать ему зловещий подтон, а получился подтон скучноватый. Почему? По-моему, автор либо недостаточно матёрая, либо недостаточно талантливая.
Во-первых, во всём происходящем не хватает драйва, эмоций, жизни. Такое ощущение, что это технически добротный текст без души. Персонажи не слишком сильно цепляют (возможно, в силу их банальности), за них как-то не очень переживается.
Во-вторых, довольно много неубедительного. В одной из глав Кассандра, девица благородного происхождения, переодевается куртизанкой. Камеристка помогает ей нарядиться, накраситься и причесаться, вслед за чем героиня отправляется расследовать зловещие убийства в обществе простолюдина в "квартал красных фонарей" (а по-венециански - на "Набережную Сисек". Такая есть? Я только про мост знаю). Это достаточно неправдоподобно само по себе, но мало того. Я так и не поняла, зачем это было нужно? Простолюдин оставил нашу героиню стоять и ждать в общем зале (где она, разумеется, попала в неприятности), а сам пошёл расспрашивать владелицу заведения. Ну и к чему был такой огромный риск, зачем он её с собой вообще потащил, если в итоге мог сам всё обстряпать? Пообщаться с ней хотел? Ну так есть же способы попроще (и более убедительные в канве исторического романа). Я так поняла, нужно это было только затем, чтобы описать наряд и макияж а-ля венецианская куртизанка. Только и всего.
Гондолу вести у главной героини тоже получилось с первого раза на ура; ну, господа, не верю я в такое.
В-третьих, много очень банальных патетичных метафор, целью которых как раз и было придать происходящему зловещий оттенок. Шаблонные выражения, даже там, где они не очень нужны. "...она услышала леденящий скрежет, будто демоны скребли по могильным плитам", и "огромные дубовые двери церкви напоминали пасть гигантского чудовища" или "ветви напоминали костлявые пальцы ведьмы". Когда Кассандра проливает вино - легко догадаться, что за этим последует: "оно было похоже на кровь", и так далее.
Ну вот, у меня получилась ругательная рецензия. А ведь я совсем не планировала ругать эту книгу, и она вовсе не хуже многого, что я читала о Венеции! Вероятно, меня подвели завышенные ожидания. Это не потенциальная классика, и, скорее всего, не то сильное произведение, которое сыграет симфонию на струнах души. Это приличный любовный роман (только без секса, что для меня - однозначный плюс). Будьте к этому готовы, и если это ваш жанр - "Под маской любви" я могу очень даже посоветовать.
P.S. В оригинале это роман из нескольких частей, "Под маской любви" - первая, поэтому чёткой и завершающей развязки-концовки у него нет.
«Какой должна быть любовь? Болезненной? Безумной? Или любовь - это что-то, что заставляет нас забыть о себе и даже идти на жертвы?».
Всё начнётся с ареста Луки и назначения даты его казни. Спасибо синьору Дюбуа, без него да Падова вряд ли решил бы сменить комнату в палаццо Кверини на подземелье Дукале. Лука попросит Касс забыть о нём и жить дальше, в конце концов, к нему у Кассандры чувств никаких нет, а так его жертва не будет напрасной (ведь в тюрьму он угодил, пытаясь обезопасить невесту).
— Ты ничего мне не должна. Пусть тётя найдет для тебя другую достойную партию. Возможно, кого-то, кого выберешь ты. Будь счастлива. Это всё, чего я хочу.
Но чувства есть. Возможно, всё началось с вины, благодарности и долга. Лука спас ей жизнь, позволил сделать выбор относительно их будущего, не давил, не мешал и просто был рядом.
Если бы Касс сказала: «Ну ок, пойду поищу Фалько». Я бы её прибила. Достала из книги и четвертовала. Но, оказалось, совместное детство и недавние приключения пробудили в Кассандре некое подобие любви или привязанности, а нежданные обстоятельства всё обострили. И слава богу. Потому что, клянусь, за Луку я бы ей двинула.
«Касс попыталась представить, что Луки на свете нет, и не смогла. Даже когда он уехал учиться во Францию, где-то на подсознании он оставался с ней, а письма его приходили с отточенной регулярностью. И пусть большую часть жизни Касс провела вдалеке от Луки, ей не удавалось вообразить его абсолютно-необратимое отсутствие. Он был её будущим, обещанием, данным её родителями; залогом верности, стабильности и безопасности».
Обещанием родителей. Подарком тех, кого уже нет.
Чтобы помочь жениху, Кассандре придётся отправиться во Флоренцию и отыскать пресловутую «Книгу Бессмертной Розы», с помощью которой можно будет шантажировать Дюбуа, чтобы заставить его отозвать обвинения в адрес Луки.
«Свобода Луки была на кончиках её пальцев»
Флоренцию мы не особо увидим, почему, сказать не могу. Зато узнаем, что город облюбовали вампиры. Они нападают на юных дев и женщин постарше, оставляя на них метки. Что делает церковь? Казнит любую, на чьей шее кто-то увидит след от укуса. И пусть читатели в курсе, что мистика лишь прикрытие для человеческих злодеяний, жути не избежать. Местами было реально не по себе. Особенно ночью. А Катя читает ночью!
Кассандра увязнет в интригах тайного общества, угодит в крупные неприятности и познает ревность.
А я не говорила, что Фалько, покинув Венецию, отправился во Флоренцию? Именно здесь живёт госпожа, которой пришлась по душе его арт-техника и которую он теперь неустанно рисует, пока та протежирует юношу в высшем свете. Клиентура растёт, слава не за горами. Одна проблемка - Белла (ака Белладонна) любит позировать чуть ли не обнажённой (а порой и обнажённой) плюс не скрывает, что падка на молодых и красивых людей. В её доме служат шикарнейшие мужчины, да и она недурна собой. Женщине сорок лет, но выглядит Белла на двадцать. Причём во всех отношениях. В чём же её секрет?
Ой, да Кассандре плевать! Видали мазню чуть ли не в каждой комнате? Фалько посмел рисовать хозяйку в той же позе, что и её. И доступ имеет в её спальню. И эти взгляды. Вот так причитала Касс. Да я и сама, если честно, хотела рвать и метать. Опять же, ясно, что автор нарочно так нагнетает и между Фалько и Беллой романтиков нет. Но некоторые ситуации зародили сомнения даже во мне, что говорить о Касс.
Вообще-то сначала всё было нормально. Случайная встреча после скоропалительного расставания.
— Присядь-ка и выпей. Обещаю доставить тебя в целости и сохранности к атласным простыням, как только мы вновь узнаем друг друга.
Сначала Касс рассказала, что так и не вышла за Луку (у Фалько замерло сердце), а затем поведала о причине, приведшей её во Флоренцию. И этой причиной был вовсе не юный художник (вот тут сердце разбилось). Затем попросила помочь отыскать книгу, тем самым выручив да Перага, на что Фалько ответил согласием, но из кожи вон лезть не стал. И я его понимаю.
Естественно, Фалько сознавал, что Кассандра не станет ждать, когда он там разбогатеет и сможет на равных с Лукой просить у тётки её руки, и Венецию он покидал не только ради любви, а и карьеры ради. Но шанс чего-то достичь был также шансом на жизнь с любимой девушкой. Хотя он готов был её отпустить, надежду таки лелеял. И тут эта встреча...
К слову, Фалько больше не тот легкомысленный парнишка с двусмысленными шутками. В этой книге он стал серьёзней, жёстче, теперь он знает, чего хочет. В первой части его не волновала помолвка Кассандры, он жил настоящим, а когда влюбился, должно быть, решил, что смирится с ролью любовника, если уж Касс придётся-таки выйти замуж. Но одно дело смириться с фиктивным браком, с мужчиной, к которому Касс холодна. И другое — понять, что к Луке она далеко не равнодушна.
Сквозь зубы Фалько сказал:
— Я сочувствую, Касс. Но тебе придётся принять тот факт, что да Перага вскоре умрёт. — В мерцанье свечей глаза его потемнели. — Порой я хочу, чтобы казнь поскорей состоялась, и скворушка вновь вернулась ко мне.
Вот это заявочки!
«Типичный Фалько — сначала вспылит и лишь потом подумает».
Так-то да, но чтобы что-то сказать в сердцах, мысль изначально должна быть в голове. А значит, Фалько всерьёз рассматривал ситуацию, как способ избавиться от соперника. Теперь-то он понял, что Лука не просто мебель.
Так, помимо романтики, Касс с Фалько ждут и разборки, в процессе которых та начнёт понимать, что чувства её не далеко уползли от обычной страсти, и...
«В тысячный раз Касс поразило то, насколько они разные. Вроде и жили в одном городе, а будто бы в разных мирах. Какой же она была глупой, когда решила, что у них что-то могло получиться».
Связь с Лукой куда прочнее.
«Лука был её отраженьем, когда дело касалась действительно важных вещей».
Вот именно. Если отставить физическое притяжение, Фалько и Касс есть тупик. Он весь из себя человек науки, свободных нравов, ярый противник церкви. А она не фанатичка, но религию уважает. И это только макушка айсберга.
Ещё любопытно, что Фалько соперника знает в лицо, а Лука вообще ни сном ни духом о существовании художника. Я, если честно, надеюсь, что да Перага прекрасно осведомлён о том, что у Касс закрутилась интрижка, и просто молчит, чтобы та сама сделала выбор. А если же нет... он непременно узнает, и кончится это плохо. А ещё я хочу, чтобы Лука и Фалько встретились. Поговорить там или подраться. Возможно, я наконец решу, кого из них назвать моим фаворитом. Пока что я вполне понимаю обоих: пока на страницах Фалько, я забываю о Луке. И наоборот.
Читать очень интересно. Пол классно миксует романтическую линию с детективной, нагоняет страху, создаёт атмосферу и динамично закручивает сюжет. Удастся ли Касс спасти Луку от смерти? Что за ересь с вампирами? Отчего героиня в спешке покинет Флоренцию? Точнее, в спешке и расстроенных чувствах. Чем закончится встреча со стаей диких собак? Что нужно Пьеро Бассо и зачем де Гради тоже приехал в город? Срочно читайте и узнавайте, а я отправлюсь знакомиться с третьей и заключительной частью «Тайн Бессмертной Розы».
ПС: Идей относительно финала серии ноль. Поначалу казалось, что я знала, как разрешится проблема с влюблённостью в двух парней, но концовка «Беладонны» порушила мне планы. Чем кончится дело с обществом, чьё бельё разворошила Касс, тоже пока неясно. А ещё жаль, что скоро истории придет the end. Я что-то так прикипела к её героям...
ППС: И думаю, книжечку умыкнул Фалько.
«Быть может, любовь не подразумевает барьеров; быть может, она — выбор: мы отвергаем одно, чтобы сберечь другое».
В процессе чтения я поняла, что ревью не получится сделать бесспойлерным. Вся книга соткана из ответов на вопросы, увязывания фактов и подведения итогов. Плюс твисты. А потому, если вы собрались эту серию почитать, закрывайте скорее страницу. А если же нет, но вам любопытен финал — проходите, располагайтесь, сейчас начнём…
Для начала пара слов о названии книги. «Скворушка». В оригинале слово звучит красивей — Starling. Это прозвище Фалько дал Касс ещё в первой части трилогии. И мне оно очень нравится. Старлин. Старлин. Словно маленькая звёздочка.
Ладно, идём дальше.
Давненько я не читала залпом, да ещё и с таким удовольствием. Перед нами роман, обёрнутый в тайны, убийства и заговоры, и для кого-то он станет весьма посредственным. А для меня это не просто история любви — в ней находится место семье (тётка Агнесс вас ещё удивит), дружбе, предательству, жертвам, вопросам религии и науки в жизни людей эпохи Ренессанса, опасным предрассудкам, взрослению и принятию важных решений.
Да и вообще, есть истории, которым ставишь честные десять звёзд, но в основном за мастерство и умелую игру автора на твоих чувствах. Они бесподобны, к ним не придерёшься, но любимыми им не стать. А есть сюжеты попроще, далекие от гениальности, но с цепляющей атмосферой, с героями, о которых уже не забыть. Вот это как раз мой случай.
Эта серия не лучшая из тех, что я читала, но сильнейшая из тех, что прочувствовала.
Полдня рыдать, периодически хихикая — это не шуточки.
Кстати, начиная «Starling», я понимала, что по итогам останусь в эмо-раздрае. Любой выбор Касс нёс за собой и радость, и горе, поскольку я не могла определиться, что же мне ближе: очаг или костёр. И, что любопытно, где-то на середине повествования я осознала, каким хотела бы видеть финал; какой исход мне будет проще принять. И знаете что? С Фионой мы на одной волне.
А говорила ли я, насколько хорош в её книгах язык? Он прост и красив, а слова ювелирны. И они до мелочей совпали с моими мыслями. Касс, Лука, Фалько и остальные произнесли, подумали или же написали всё, чего я от них ждала. Не припомню уже, когда авторский замысел так коррелировал с моим видением.
Детективная линия. Врать не буду, финита злодеям пришла на скорую руку. О Кристиане вообще промолчу, парень просто смешон. Тем не менее были и в этой части свои жутковатые главы. Я извелась, пока Касс преследовал Пьеро. Воистину маньячина! С Дюбуа разборки тоже прошли как по маслу, но тут уже можно сослаться на план, стратегию и подготовку. В случае Беллы и Пьеро немалую роль сыграл господин случай. Но как вы, наверное, поняли, мне плевать. Мистери-лайн основной отнюдь не являлась, а как бэкграунд для отношенческих баттлов с ролью своей справилась. Да и злодеи тут не цели, а средства.
Соперники
Лука и Фалько. Фалько и Лука.
Они так и не встретились, не обменялись взглядами, не бросились друг на друга с кулаками. Наверное, Касс права:
«Пути этих мужчин никогда не должны были пересечься».
И, наверное, это к лучшему.
Все мы знаем излюбленный авторами приём: очерни одного, вознеси другого. Так они стелют соломку читателю, намекая, какой из сторон ГГ отдаст предпочтение. Естественно, проще слить персонажа, втоптав его в грязь, чем сделать осознанный выбор и обосновать решение героини. Фиона Пол не ищет лёгкий путей, за что ей мерси и граци. Оба парня являют собой миксы достоинств и недостатков, но Касс не растеряется.
Поначалу Фалько казался мне похотливой скотиной, поскольку стоило Касс оказаться на расстоянии пары шагов, он не мог держать при себе ни руки, ни губы, ни… А потом меня осенила простая мысль: все люди разные. Когда-то на курсах психологии мне говорили о том, почему в парах зреют конфликты на почве мнимой нелюбви. Дело в том, что любовь мы все выражаем различными способами. Для кого-то она в словах, для кого-то в заботе и ласке, для иных мерило — подарки, а для Фалько — тактильные ощущения. И я уверена, что Лука вёл бы себя также, не будь он иначе воспитан.
«Касс нуждалась в его близости, но понимала, что и за прошлую слабость Лука, должно быть, себя порол».
О времена, о нравы! Суть в том, что оба юноши видели в Касс не только объект страсти. Аминь. Поехали дальше.
Лука
Этот парень не прекращал меня удивлять на протяжении всей серии, но влюбиться в него побудили отнюдь не секреты за пазухой да Перага, скорее его поступки. Обратите внимание на поведение Луки в щекотливейшей ситуации. Застукав Кассандру с Фалько, юноша не стал психовать и бить посуду (или Касс): спокойно высказал свою позицию, дал невесте понять, что невеста она бывшая и к браку без любви принуждать он её не намерен; также поведал о том, что был в курсе её похождений с Фалько и предложил разобраться в себе, а уж потом искать с ним встреч. Затем удостоверился в том, что ей есть, где жить, спать и что есть, после чего ушёл. Ого! Наконец-то мужик повёл себя по-мужски, а не по-влюблённо-щенячьински или по-ревно-скотски. А ещё стало ясно, с чего вдруг Лука просил Касс оставить его в тюрьме и зажить так, как ей хочется.
«Мне стали приходить письма. Листы, исписанные твоим почерком, с подробными рассказами о свиданиях с мужчиной, который «во всём отличался от твоего жениха»».
Неприятненько. Но я была рада его уходу (ну как рада… ревела да радовалась). Мне хотелось, чтобы Касс наконец поняла, что без Луки ей придётся непросто.
Ей и пришлось. Неприятности посыпались на рыжеватую голову в тот же вечер. А когда дела стали совсем плохи, я ждала появления да Перага. Ждала… ждала… а он не пришёл. Вроде понятно, что он ни о чём не знал. А почему не узнал? Почему вообще не мониторил, как там его шизанутая бывшая благоверная? Или я к нему слишком строга?
Когда же Касс вновь встретилась с Лукой, он понял (а она подтвердила), что выбор сделан в его пользу. Для меня этот выбор выбором не был. Кого вы предпочтёте: мёртвого художника или живого юриста? Если за вами не числится некрофилия, ответ чуть более чем очевиден. Выживи Фалько, он бы не отступился, он бы так и ходил за Касс. Смогла бы она устоять? Пришла бы тогда к Луке?
Фалько
Ох, Фалько… Мне очень нравится Лука, но сильнейшие эмоции в процессе знакомства с трилогией вызывал именно да Падова. Я влюблялась в него, ревновала, злилась, презирала, хвалила, не понимала и понимала. Он — фейерверк.
— Ты… — голос сорвался, Касс боялась, что может расплакаться. Вдох. Выдох. Она старалась подобрать верное определение. — Потрясающий. — Она улыбнулась. — Время с тобой было просто волшебным.
Когда я вспоминаю Фалько, до меня доносится запах краски, плеск воды в венецианских каналах, ночная прохлада, я вижу его заговорщицкую улыбку и слышу коронное «старлин». Да Падова — ярчайший перс. На первый взгляд, он несерьёзен, вечно шутлив и обожает всякие передряги. Но гонор и бравада — его защитный механизм. Он способен идти на жертвы, он умеет любить. Именно Фалько помог Касс в тот момент, когда ей уже никто бы не смог помочь. А ещё он умеет огорошить чем-то подобным:
— Выходи за меня, скворушка.
В тот момент мне хотелось выкрикнуть «да», пусть даже я и не Касс. Просто потому, что с его «скворушкой» всё звучит очень заманчиво. «Прыгай с крыши, скворушка». Прыгаем! А если серьёзно, то я вполне могла бы представить, как Касс и Фалько уматывают в закат. Да и жизнь у них могла бы сложиться, но, увы, они слишком разные. Если Касс готова принять Фалько со всеми его заскоками и выпадами в сторону религии, то он не может оставить её в покое. Ему важно, чтобы она разделяла его взгляды. Кассандра, анализируя будущее с Фалько и их текущие отношения, пришла к неутешительному выводу: они либо ссорятся, либо целуются. Любой разговор обращается спором. Плюс Фалько весьма несдержан. Ему ничего не стоит вспылить, наговорить обидных вещей, хлопнуть дверью, а через час вернуться в прекраснейшем настроении. Но я отвлеклась. Мы говорили о мировоззрении Касс, на которое Фалько волей-неволей влиял. В этом плане Лука дал ему фору, заверив Кассандру в том, что мысли её принадлежат исключительно ей, и ему всё равно, верит она в бога, дьявола или науку, всё, что его волнует — искренность чувств к нему. Однако! С Фалько у Касс мог быть (и был) головокружительный роман, но жизнь, полную гармонии и тепла, ей подарил бы именно Лука.
«Она не могла подменить Луку Фалько. Она не могла подменить жизнь с честным и искренним мужчиной чередой романтичных безумств».
Кстати, пока Фалько очаровывал нас одним лишь своим присутствием, мы забывали о том, что почти ничего о нём и не знаем. Подмастерье с глазами синего моря и атеизмом в крови. Всё. Отсутствие информационной базы (ну знаете, мелкие драмы, милые воспоминания) негативно сказывается на восприятии персонажа, особенно на фоне Луки, у которого вся подноготная если не на ладони, то в кулаке. В этой части Фалько слегка приоткроет завесу своих тайн и станет более настоящим. Вот только… стоило парню раскрыть рот, я поняла, что грядёт какая-то хрень. В кино на таких моментах звучит тревожная музыка, а книжный саунд представлен такими вот откровеньями. И они предвещают скорую смерть.
Смерть Фалько
Я не поверила. Ну, может быть, на секундочку да, а потом нет. Даже когда Касс явилась на пепелище и ей рассказали о количестве найденных трупов, я сочла последний убитой куртизанкой. Ну мало ли, от тела не избавились. Но прошёл день, два, Фалько не появился. А ведь он бы давно пришёл, будь с ним всё в порядке. Я не сдавалась, цеплялась за невозможное и без конца рыдала. Рыдала и думала, что за дешёвый финт? Пол не могла так поступить… или могла? Да, мне хотелось, чтобы Кассандра осталась с Лукой, но Фалько должен был жить. Мне не хватало его «скворушка то», «скворушка сё»…
Затем появился Максимус и пообещал Касс какой-то сюрприз. Сердце забилось: Фалько? Но оказалось, нет. Под пологом праздничной гондолы я тоже ждала его. А там, прости господи, Кристиан. И в юноше, что помог вырубить сводного брата Луки, я тоже «увидела» Фалько, что было уже смешно (или горько?). В конце концов, это был Маттео. А Маттео, насколько я знаю, 14 лет? Когда Касс отправилась на кладбище к склепу родителей, причём той же дорогой, на которой встретила Фалько 3 книги назад, разум кричал: ЭТО ЗНАК! Но Фалько не появился. Не знаю, на что я рассчитывала… Сам факт его смерти мешал мне наслаждаться моментами Луки и Касс, а ведь там было где разгуляться. Ещё я помнила о портрете. Мне так хотелось, чтобы Касс достала рисунок, рассмотрела его и страдала, страдала, страдала. Она винила себя в смерти Фалько. Что ж, я тоже её винила. До работы да Падова наша дева добралась как раз в день своей свадьбы. Проходя мимо зеркала, она увидела в нём уставшую, повзрослевшую себя, и ей щемяще захотелось напомнить себе, какой она раньше была: юной, впервые влюблённой... Касс приоткрыла шкаф, извлекла из него холст, расправила края (до конца книги оставалось буквально страниц пять), у меня опять полились слёзы (что случалось при каждом упоминании имени Фалько, да и вообще, я ж начала реветь с момента ухода Луки, а затем и не прекращала, меняя лишь интенсивность своих рыданий). И вдруг:
— Те ещё были деньки.
К тому времени во мне уже было пусто. Я сто пятьдесят раз похоронила Фалько и назвала всех и вся нехорошими, блин, словами. Первая мысль: она бредит? Вторая: ОБОЖЕБОЖЕЕЕЕ. И тогда рыдания ДО преклонили колени перед рыданьями ПОСЛЕ. Бешеная аритмия, невозможность ровно дышать. Без пяти минут приступ, да? Никогда такого не испытывала. Что логично: я ж не жила в начале семнадцатого столетия, не была помолвлена с детства, не являлась целью маньяка, не изобличала тайные общества, заручившись поддержкой простолюдина и благородного жениха, не теряла в огне первую любовь, и эта любовь не являлась в день моей свадьбы практически с того света. Так что простите, что я overreacted. Experience-то адовый. Ай да Фиона Пол, ай да... окей, дальше не про неё. Но правда, вот это твист! Как методично она топтала мою надежду, как мучила и терзала (ко мне прилип исторический жаргончик). И я ей благодарна, потому что благодаря этой трагедии я поняла одно: для Касс идеален Лука.
«Лука да Перага. Её крылья. Её сердце».
Ключевое слово «её». А для меня — Фалько. Он - вспыльчивый атеисты. Ну и пусть найдёт себе хорошую девушку, которая будет не против, чтобы её рисовали… и сбежать не против. И... вот такие дела. А вообще, пережив такое, не представляю, как он вынес новость о смерти Касс дважды.
Выбор Кассандры
Мне нравится эта девчонка. И это редкость. С мужскими персонажами в книгах поладить довольно просто, а девы, как правило, раздражают или не вызывают совсем никаких эмоций. Касс — исключение.
Во-первых, меня подкупил тот факт, что она прикидывала, а не бросить ли ей всё и не зажить ли по-новому.
«Она могла бы оплатить билет на корабль и уплыть туда, где Орден Бессмертной Розы останется просто воспоминанием. Забыть о Луке. Забыть о Фалько. Касс могла бы начать всё сначала. Измениться и стать другой».
Осталась она исключительно из-за Ордена. Мужчины не являлись целью её бытия.
Во-вторых, Касс поняла, что любовь — это выбор. Не судьба, не провидение, не панацея, а выбор.
«Она верила, что обязательства перед мужчиной гарантировали слепоту в отношении других, что любовь была стеной, что защитит её от остального мира. Возможно, с её стороны это было наивно. Возможно, не будет стены, пока Касс сама её не построит. А, быть может, любовь не подразумевает барьеров; быть может, она — выбор: мы отвергаем одно, чтобы сберечь другое».
Для шестнадцати лет Касс глубоко копает. Разве не прелесть?
А ещё она прикинула, как на неё влияют оба романтических интереса:
«Лука делал её лучше. А Фалько — по большей части безумной».
Как читатель, безумства поощряю, но, боюсь, для Касс они не в приоритете.
Её отношения с Фалько относятся к типу тех, о которых пели Аллегрова с Крутым (или кто?) в композиции «Неоконченный роман» (или как?). Их нельзя портить ни бытом, ни склоками, ни обидами. Они сродни звёздам, сгорающим в атмосфере. Яркие вспышки, о которых приятно помнить. Я совру, если скажу, что порой мне не хотелось, чтобы Касс выбрала Фалько. Но Лука подходит ей больше. Их отношения не звезда, их отношения — сад. Когда-то давно родители Луки и Касс, и даже тётя Агнесса, разрыхлили землю и бросили семена. А результат мы видим сейчас.
Касс думала о том, зачем же тогда ей встретился Фалько. Поначалу он казался подарком судьбы, а то и самой судьбой, но затем она поняла, что провидение здесь ни при чём. Фалько помог Касс взглянуть на себя со стороны, подверг сомнению всё, во что она верила, вывел из равновесия. Хорошая встряска — лучший способ понять, чего ты хочешь от жизни, и кем ты в ней хочешь быть. Я бы даже сказала, что эта зараза буквально воспользовалась несчастным художником. Он-то её любит. А она все эти знания и осознания унесла в другую семью...
Ну ладно, не будем портить отношения с Заразой Каравелло, а ныне синьорой да Перага. Тем более она меня уважила тем, как повела себя с Фалько уже после их расставания. Обычно девы начинают причитать: «он был ошибкой», «я его никогда не любила», «что я наделала». Кассандре хватило совести и смелости признать, что с Фалько ей было здорово, что дал он ей очень многое, за что она без меры ему благодарна.
— О, Фалько. — Касс отпустила его ладони и обняла за шею. — Я никогда тебя не забуду, — прошептала она ему.
Уж постарайся.
И я была страшно довольна ответной реакцией Фалько. Он поведал Касс, куда направляется (читай: где можно его найти), заверил, что вернётся, стоит Луке её обидеть (читай: дай мне причину и я твой) и что не станет мешать её счастью (читай: твоя радость мой приоритет, потому что в любви не места эгоизму). Что это было? Точка с привкусом многоточия.
Он напишет ей:
«Поздравляю, скворушка. Ты была рождена для полёта».
И скажет:
«Я правда надеюсь, что мы встретимся вновь».
А теперь я отлучусь на поплакать.