Пираты! Банда неудачников (2012)
Детально о кинофильме «Пираты! Банда неудачников»
О ФИЛЬМЕ
«В детстве я обожал истории про пиратов, особенно «Остров сокровищ», – признается дважды номинированный на премию «Оскар» Питер Лорд, режиссер, продюсер и один из основателей студии Aardman. – Наверное, настоящие пираты не столь приятны в обхождении, однако рассказчики превратили пиратство во что-то колоритное, гротескное, а порой даже гламурное. Пиратские саги неизменно ассоциируются с тропическим раем, бушующими морями, бездонным небом, огнедышащими пушками и красочными костюмами. Этот магический мир обладает какой-то гипнотической притягательностью. И тут мне на глаза попадается сюжет о команде никогда не унывающих пиратов. Мы с коллегами решили рассказать историю в традиционной манере повествования, однако встать на одну ступеньку выше классики».
Этой ступенькой стали необычные персонажи: ватага феноменально невезучих пиратов, составляющих самую никчемную на свете корабельную команду. «В пиратстве они понимают не больше, чем свинья в качестве прожарки дефлопе, – говорит Хью Грант, который впервые за свою актерскую карьеру взялся озвучивать анимированного персонажа Пиратского Капитана. – Но, несмотря на это, Капитан все равно не теряет оптимизма. Именно поэтому команда беззаветно верна ему. Он же, в свою очередь, любит команду, холит корабельного попугая (или, по крайней мере, то, кого он считает корабельным попугаем) и очень трепетно относится к своей роскошной бороде».
У Пиратского Капитана есть мечта, которая затмевает все прочие чаяния и стремления: он мечтает, чтобы его признали «лучшим пиратом года», чтобы его имя было записано в анналах истории рядом с такими знаменитыми пиратами, как Черный Беллами и Лиз-Сабля. «Это – своеобразный пиратский «Оскар»®, – говорит Грант. – Капитан много раз «номинировался», но всегда пролетал. Победа присуждается пирату, награбившему больше других, а трофеи Капитана представляют удручающее зрелище».
По мнению Лорда, Капитан искал любовь, уважение и признание не там, где следовало. «Его амбиции совершенно не интересуют команду, – говорит режиссер, среди многих заслуг которого – первый анимационный полнометражный фильм студии Aardman ПОБЕГ ИЗ КУРЯТНИКА. – Все они – большая дружная семья, в которой каждый души не чает друг в друге и всецело доверяет другим. Недостаток интеллекта на этих качествах не сказывается. Когда же Капитан начинает охоту за вожделенным призом, он рискует потерять то, что на самом деле дороже любого самого ценного сокровища».
Работа над фильмом ПИРАТЫ: БАНДА НЕУДАЧНИКОВ началась на одном из регулярных собраний сотрудников студии Aardman, в рамках которых обсуждались перспективы проектов на будущее. «Время от времени мы проводим такие сборища, – объясняет Лорд. – Коллеги приносят попавшие им на глаза комиксы, сценарии, книги, и мы этот материал обсуждаем. Однажды так случилось, что на столе помимо других оказалась книга Гидеона Дефо «Пираты: Приключения с учеными». Я взял ее в руки, пролистал, зачитался и зашелся громким смехом. В тексте чувствовалась какая-то потрясающая и уникальная изюминка. Для меня было очевидно, что по этой книге можно было снять шикарный фильм. Более того, снять этот фильм я хотел сам».
«Пираты отправляются на поиски приключений только ради самих приключений, – убежден Дефо, адаптировавший собственную книгу в сценарий к фильму. – Формально история писалась сама собой. Мне не пришлось ломать голову над локациями и всем прочим. Не пришлось проводить каких-то дополнительных исследований, особенно учитывая тот факт, что Капитан и его команда не слишком удачливы в своем деле. Несмотря ни на что они – пираты! Разумеется, они попадают во всякие переделки».
Лорда и его коллег вдохновляли необычный юмористический подход, с которым описывалось пиратское бытие. «Вы такого даже представить себе не можете, – говорит Лорд, с трудом сдерживая смех. – Да, конечно, все основополагающие элементы присутствуют – и приключения, и битвы на клинках, и комедия. Но все это выстроено в такую хитроумную конструкцию, какой я еще не видел. Покупая билет на фильм о пиратах, зрители считают, что ничего кардинально нового они не увидят. Может быть, так оно и есть, но только не в отношении истории, рассказанной Гидеоном. Он все поставил с ног на голову, довел до гротеска, но все же сохранил общую пиратскую концепцию».
Взять, к примеру, главного героя – Пиратского Капитана. «Он отлично вписывается в столь необычный сюжет, – объясняет Лорд. – Высокий крепыш обожает все, что касается его капитанского звания – от непосредственных обязанностей до колоритного камзола. Команда доверяет ему безраздельно и готова пойти в огонь и в воду, не задавая лишних вопросов. Фантазия Гидеона распорядилась так, чтобы он стал никчемным пиратом с очень современными запросами. Капитан жаждет признания коллег по цеху, ради чего он, собственно, и ввязывается в погоню за призом «Пират Года». Мне кажется, именно поэтому всем моим соратникам из Aardman понравилась эта история. Мы любим работать с «ущербными» персонажами, которые ухитряются выйти «сухими из воды» самыми, казалось бы, невероятными способами».
Этот лейтмотив прослеживается на протяжении всего фильма. Каждый член корабельной команды Пиратского Капитана отличается тем или иным недостатком – будь то инфантильный Альбинос, Пират с Подагрой (анатомия которого постоянно меняется, в зависимости от того, какую культю он решит привернуть) или Удивительно Фигуристый Пират (в котором никто не может узнать женщину). Даже такие вполне себе серьезные персонажи, как Чарльз Дарвин и королева Виктория прошли в Aardman «обработку напильником» и стали забавными и нелепыми. И все – ради зрительского смеха. «Когда знакомый персонаж появляется в непривычном амплуа, это всегда смешно, – уверен Дефо. – По счастью, наши пираты – мастера маскировки. Это умение позволяет им выпутаться из любой передряги».
Учитывая все вышеизложенное, перед сотрудниками Aardman встал вопрос – кому можно было поручить съемку столь необычной пиратской истории в стиле анимации, сникавшем фанатов по всему миру? И это не просто красивые слова. Работы студии Aardman получили более 400 международных наград, включая четыре премии «Оскар» (три – в номинации «лучший анимационный короткометражный фильм», и одну – в номинации «лучший анимационный фильм» за приключенческую комедию УОЛЛЕС И ГРОМИТ: ПРОКЛЯТИЕ КРОЛИКА-ОБОРОТНЯ). За сорок лет успешного функционирования компания Питера Лорда и Дэвида Спрокстона пробовала свои силы в полном метре, телесериалах (популярный «Барашек Шон»), музыкальных видеоклипах (незабываемый клип Питера Гэбриела Sledgehammer) и рекламных роликах.
ПИРАТЫ! БАНДА НЕУДАЧНИКОВ стала вторым совместным проектом Aardman и Sony Pictures Animation. Первым была нарисованная на компьютере СЕКРЕТНАЯ СЛУЖБА САНТА КЛАУСА. «Я не могу нарадоваться этому партнерству, – признается продюсер и соучредитель Aardman Дэвид Спрокстон. – Мы с коллегами из Sony понимаем друг друга с полуслова, когда говорим о том или ином фильме. Это здорово, весело и очень полезно для фильма, за который мы беремся. Помню, когда мы пришли в Sony Pictures Animation с идеями о ПИРАТАХ!, они были столь же поражены нестандартным подходом к теме и уморительным юмором, как и мы, когда начинали работать над проектом».
Помимо всего прочего, этот фильм станет первым кукольным анимационным фильмом студии Aardman в 3D. По словам Лорда, этот формат является отличной средой для подобного визуального ряда. «Взять для примера капитанскую каюту, – говорит он. – Мы наполнили ее занятными предметами интерьера. По большей чести они призваны вызвать улыбку, но кроме того многое могут сказать и о персонаже. Когда видишь все это в 3D, появляется ощущение, что сам оказался внутри сказочного мира. И это – непередаваемое ощущение. Для динамичных сцен формат 3D вообще не заменим – когда корабль будет пробиваться через волны в шторм, вы это почувствуете».
О ГЕРОЯХ И АКТЕРАХ
Продюсер Джули Локхарт говорит, что кастинг для анимационного фильма уникален во всех отношениях: «Тебе приходится выбирать голос, абстрагируясь от всех прочих качеств актера. Слушая фактически обезличенный голос, надо представлять, как им будет говорить один из героев. И тут не имеют значения драматические и комические навыки актера. Его голос должен быть убедительным и, что очень важно, подходить его герою. Вместе с тем, мы старались избежать классических «пиратских» голосов – в фильме вы их вовсе не услышите. Вообще к фильму ПИРАТЫ! БАНДА НЕУДАЧНИКОВ мы всегда подходили, как к комедии с участием пиратов, а не как к пиратскому фильму, который к тому же оказался смешным».
Пиратский Капитан (озвучивает Хью Грант)
«Счастье пирата не в грабеже и резне. Счастье пирата не в гроге и цинге. Счастье пирата не в полуголых русалках и сладкоголосых сиренах. Подлинное счастье пирата… в Конкурсной Ночи!»
У Пиратского Капитана есть все характерные отличительные признаки настоящего пиратского капитана: цветастый попугай (во всяком случае, он уверен, что это – именно попугай), мореходный корабль (ну, в той или иной степени), лучшая команда (если не сравнивать ее с другими командами) и роскошная борода (тут вообще без оговорок). Несмотря на то, что пират из него никудышный, Капитан не теряет оптимизма. Команда убеждена в том, что лучше него нет никого на свете. К сожалению, кроме команды так не думает никто. Впрочем, Капитан рассчитывает все изменить, завоевав почетное звание «Пират Года». Ради этого отчаянные пираты готовы грабить, маскироваться и применять прочие военные хитрости (в основном, из разряда не слишком хорошо продуманных).
Для озвучивания Капитана создатели фильма пригласили Хью Гранта. «Это – очень большая роль, потому что Капитан практически на протяжении всего фильма находится в кадре, – говорит Лорд. – Никто лучше Хью с озвучкой такого знакового героя не справился бы. У него отличный комедийный опыт и он отлично передавал смысл и тон реплик, а иногда позволял себе какие-то импровизационные ходы. Он смог передать главную характерную особенность персонажа – жизнерадостность. Она помогает герою во всех, даже самых сложных ситуациях. Капитану противостоят жадные до славы и денег злодеи, которым он во многих отношениях проигрывает. Но команда любит его, и для них он – самый лучший капитан».
Хью Грант признается, что согласился дебютировать в роли актера озвучания по многим причинам – возможность поработать на проекте студии Aardman Animations, смешной сценарий. Но самое главное – он хотел попробовать сыграть роль, которая не похожа ни на одну другую из его богатого послужного списка. «С точки зрения физиологии я совершенно не подхожу на эту роль, – говорит актер. – Пиратский Капитан – огромный, статный, бородатый чувак. Словом, явно не я. По счастью, мне не пришлось играть его, авторам фильма был нужен лишь мой голос. Когда сотрудники Aardman обратились ко мне с предложением, прототип моего героя уже был создан. Так что мне пришлось подстраивать свой голос под героя, а не наоборот. Вжиться в образ мне очень помогли глаза Капитана. Каких бы героев не создавали кукольники Aardman, у них всех широко открытые глаза невинного младенца. У меня есть племянники, которые смотрели отрывки фильма. Увиденное им, конечно, понравилось, но, что интересно – они настаивают, что мой голос так и не услышали».
«Капитан, без сомнения, недалекого ума, но этот недалекий ум скрыт под шикарной бородой, – говорит Гидеон Дефо, который сначала описал персонажа в книге, а затем и в сценарии. – С другой стороны, он ко всему в своей жизни относится с энтузиазмом. Его главная заслуга состоит в том, что он не тратит много времени на лишние размышления, руководствуясь принципом «сначала надо ввязаться в драку, а там – посмотрим». Не удивительно, что подобное безрассудство часто заканчивается трагично».
Еще одной причиной, по которой Грант согласился отдать свой голос Пиратскому Капитану, стала возможность поработать с Питером Лордом. «В нем есть что-то от безумного ученого, – считает актер. – Однако вместе с тем, у него очень четкое восприятие комедии. У него очень доброе сердце, и он просто потрясающе умеет ладить с актерами».
О СЪЕМКАХ
ПИРАТЫ! БАНДА НЕУДАЧНИКОВ – кукольный мультфильм, снятый при помощи технологии стоп-кадра, которая стала своеобразной визитной карточкой студии Aardman и принесла аниматорам четыре премии «Оскар». Кроме того, этот фильм станет, пожалуй, одним из самых амбициозных кукольных проектов в истории кинематографа – создание полноценного пиратского мира потребовало от аниматоров отказаться от привычных правил игры. «По большому счету мы снимаем анимационные фильмы точно так же, как это делалось 50 лет назад, – признается Лорд. – Но нам приходится насыщать кукольный мир захватывающими визуальными эффектами и компьютерной анимацией. Например, единственное, что невозможно сделать при помощи технологии стоп-кадра – создать более или менее реалистичное море. Поэтому мы смастерили очаровательную пиратскую посудину и «спустили ее на воду» компьютерного моря. Команда получила полную свободу действий, в кадре чувствуется глубина и энергетика, а кроме того, выглядит такая комбинация просто здорово! Я убежден, что мы использовали все лучшее в двух казалось бы независимых технологиях. Однако мы стремились не отдалялись от того, что зрители, по моему мнению, любят и ценят в кукольной анимации – локации и реквизит выглядят предельно реалистично, осязаемо, но и в то же самое время сказочно. Не знаю, можно ли применить понятие «стиль студии Aardman» в отношении дизайна, но в отношении внимания к мелочам и качественной лепке – обязательно».
Если кто-то мог считаться идеальным кандидатом на адаптацию книги Дефо, то, конечно же, сам Дефо. Впрочем, у автора была одна проблема – он никогда не писал сценарии для кукольной анимации. А это, как оказалось, не так просто. «Если бы я знал раньше, как все обернется, никогда бы не стал писать книгу так, как я ее написал, – признается писатель. – Выяснилось, что захватывающие сцены морских баталий и людные сцены – настоящий кошмар для кукольников. К счастью, для них нет ничего невозможного. Никто ни разу не сказал мне: «Этого мы сделать не сможем». Я слышал только: «Мы подумаем, как это реализовать». В кукольной анимации есть очарование, которым не может похвастаться ни один другой стиль повествования – все меняется, когда ты видишь кукольную обстановку. Персонажи в буквальном смысле оживают».
«Вы никогда не видели кукольного фильма, подобного этому, – заверяет продюсер фильма Джули Локхарт. – Сценарий настолько сложный, что поначалу мы хотели снимать фильм в компьютерной анимации. Так и было бы, если бы Пит не предложил смастерить одну из локаций для превизуализации одной из сцен. Очень важно увидеть будущую локацию, прочувствовать ее, оценить текстуры. Именно тогда мы решили, что весь фильм надо снимать в кукольной анимации, хотя все отлично понимали, что это чертовски трудно. Ни одна локация в кадре не повторяется – зритель побывает в пиратском мире и в викторианском Лондоне, на мрачных портовых улицах и в величественном гротеске королевской резиденции, не говоря уже об открытом море. В фильме появится множество самых разнообразных персонажей. В съемках мы использовали немыслимое количество визуальных эффектов. Однако достичь конечной цели мы смогли только благодаря богатому опыту и талантам сотрудников Aardman. Некоторые из них работают в этой индустрии по 20 и даже 30 лет. Можете себе представить, каким багажом знаний они располагают. Они использовали весь этот багаж, и могу вас заверить – на экране вы увидите нечто невообразимое!»
Принципы работы с кукольной покадровой анимацией отличаются от съемок обычного игрового кино. Актеры не могут разорваться и сниматься сразу в нескольких сценах. Кукольники же могут наштамповать с дюжину «актеров» и работать с ними независимо друг от друга. «Единовременно у нас работало около 35-40 аниматоров, – объясняет Лорд. – Мы смастерили столько копий Пиратского Капитана, что могли снимать до 20 сцен с его участием на разных локациях». Это неоспоримое достоинство сообразно увеличивало ответственность и нагрузку режиссера. Если режиссер игрового кино сосредотачивает свое внимание на одной сцене, то в кукольной анимации ему приходится разрываться между десятком сцен, которые снимаются одновременно. «Джефф [Ньюитт, сорежиссер], Джей [Грэйс, главный аниматор] и я метались от одной площадки к другой, раздавали ценные указания, инструктировали операторов и следили за всем происходящем, – продолжает Лорд. – Съемочный павильон представлял собой некое подобие кишащего муравейника, где каждый занят своим делом. Надо сказать, мы с успехом прошли тест на многозадачность».
Перед началом съемок немало времени ушло на подготовку персонажей и съемочных площадок. В этом вопросе ответственными выступили дизайнер по разработке персонажей Джонни Даддл и художник-постановщик Норман Гарвуд.
Среди многих проектов, на которых Гарвуд работал художником-постановщиком, стоит отметить фильмы БРАЗИЛИЯ, ДОБЛЕСТЬ, КАПИТАН КРЮК и ПРИНЦЕССА-НЕВЕСТА. Его творческий подход фактически сформировал ДНК будущего фильма. «В игровом кино ты получаешь сценарий, который уже закончен или почти закончен, – говорит Гарвуд. – Ты точно знаешь, что от тебя требуется с первого съемочного дня до последнего. При работе над ПИРАТАМИ! мы фактически создавали локации по мере того, как сценарий писался, и созданные локации помогали сценаристу в его нелегком деле. Тут требовался нестандартный подход, хотя общий принцип работы художника-постановщика остался неизменным. В целом нам все равно с кем работать – с людьми или с куклами».
Одним из своих главных достижений Гарвуд считает, конечно же, сам пиратский корабль. «У меня была задумка сделать корабль, в котором бы сочетались две половины разных кораблей, – объясняет художник. – Корма осталась от древней посудины. В одном жарком сражении корабль потерял нос и переднюю половину палубы. Команда была вынуждена раздобыть новую переднюю половину судна и сочла, что с этой ролью отлично справится элегантный французский фрегат. Остов корабля немного увеличился в длину за счет капитанского гальюна. Все части были скреплены цепями и тщательно склеены. Результат получился весьма забавным. Вообще, на этом проекте работать было – одно удовольствие. Питер хотел, чтобы все, над чем я работал, получалось предельно смешным и причудливым. Более того, он требовал избегать каких бы то ни было штампов».
«Корабль пребывает в плачевном состоянии, команда использовала для ремонта различные предметы со всего света, – говорит Фил Льюис, один из художников, работавших над фильмом. – Красивая некогда носовая фигура лишилась своей головы. На ее место водрузили голову Нептуна, которой какой-то остряк раскрасил губы яркой помадой. На глаза бросаются какие-то заплатки. Вместе с тем капитан может похвастаться собственным садом на полуюте, где он разводит любимые кактусы».
Финальный вариант корабля был собран вручную и насчитывал 44 569 самостоятельных элементов. Модель весила 349 килограмм и была 4,2 метра в длину и 4,5 метров в высоту. Для того, чтобы перевезти корабль из одного павильона в другой, специалистам Aardman пришлось искусственно расширять дверной проем.
Такие персонажи, как Чарльз Дарвин и королева Виктория, мало чем походили на свои прототипы. Как выяснилось, художником подобная историческая недостоверность была только на руку. Гарвуд и его команда провели крупномасштабное исследование истории вышеупомянутых личностей, но на этом не ограничились. «Моя идея состояла в том, чтобы взять характер и внешность реального персонажа, а затем деформировать их, как в кривом зеркале, – объясняет Гарвуд. – Начинать надо с чего-то фундаментального, а затем видоизменять его, руководствуясь только лишь собственной фантазией». Над дизайном персонажей, включая самого Пиратского Капитана, работал Джонни Даддл. Он начал с грубых набросков, которые составлял со слов Питера Лорда. «Самыми важными отличительными особенностями при создании Пиратского Капитана стали его камзол и борода, – говорит Даддл. – Мы прикидывали различную длину камзола, а затем перешли к усам и бороде различных форм и оттенков, оценивая, насколько та или иная комбинация будет видоизменять внешность героя».
Больше всего времени и сил было потрачено именно на бороду. «Капитанская борода очень важна для характеристики персонажа, – говорит Лорд. – Когда Гидеон в своей книге знакомит читателя с Капитаном, он начинает описывать его именно с бороды. Со временем мы поняли, что борода станет для нас сущим наказанием. Ведь тут было мало сделать некую абстрактную растительность, прикрывающую рот и подбородок. Мы хотели сделать бороду, которая бы была подвижной и подчеркивала многочисленные эмоции своего обладателя».
Следующим испытанием стало комбинирование бороды с губами Капитана, которые специалисты Aardman смастерили специально для фильма. В предыдущих фильмах студии Aardman иллюзия речи достигалась путем замены накладных губ. Для ПИРАТОВ! Aardman создали целый набор различных губ, отождествляемых с теми или иными звуками. «Система заменяемых губ была разработана совсем недавно, буквально несколько лет назад, – объясняет сорежиссер фильма Джефф Ниюитт. – Мы «слепили» все вариации губ на компьютере, а затем отлили из резины. Были изготовлены сотни различных выражений губ, чтобы передать весь возможный спектр эмоций и звуков. Аниматоры заранее знали, какой эмоции или звуку соответствует та или иная картинка. Все, что ему оставалось сделать – отколупать предыдущую губную картинку и закрепить следующую. Раньше для каждого кадра губы лепились заново. Система заменяемых губ действительно замечательная! Аниматоры могут целиком и полностью сосредоточиться на пластике персонажа и выражении лица, вместо того, чтобы постоянно лепить ему губы». Всего было создано 7000 губных накладок, из которых 1400 предназначалось только лишь одному Пиратскому Капитану.
О Чарльзе Дарвине, который также сыграл в фильме немаловажную роль, Даддл говорит: «По идее этот парень, что называется «семи пядей во лбу», поэтому лоб мы ему сделали очень высоким. В качестве первоисточников мы взяли несколько фотографий самого Пита (включая ту, на которой он позирует с сачком для ловли бабочек). Я также изучил изображения некоторых ярких представителей викторианской эпохи и, конечно же, самого Дарвина. Последние мы долго и тщательно обсуждали, пытаясь уловить все нюансы внешности этого викторианского ученого».
После того, как Даддл сделал наброски со слов Лорда, за дело взялись скульпторы, вылепившие глиняные модели персонажей. Глядя на них, можно было понять, как будут выглядеть герои в трех измерениях. «Главной задачей скульпторов было показать характер персонажей и, если хотите, их жизненную позицию, – говорит дизайнер кукол Эндрю Блоксам. – «Мы лепили фигурки героев, застывших в какой-то многозначительной позе, чтобы режиссер мог увидеть характер героя». Рассмотрев модели, Даддл вновь брался за карандаш и вносил в скетчи некоторые коррективы. Этот процесс повторялся снова и снова, пока наконец модели персонажей не были утверждены.
«Моделирование – тот же кастинг в игровом кино, – говорит дизайнер кукол Кейт Андерсон. – Мы создаем героя, подбираем ему или ей гардероб, прическу, макияж. По-хорошему, мы выполняем функции всех специалистов, которых в игровом кино разделяют на различные отделы».
Пришло время определиться с тем, как будут делаться сами куклы. «В фильме королева Виктория предстает весьма невзрачной дамочкой, при этом под одеждой у нее скрывается сложный проволочный каркас, – объясняет Андерсон. – Каждая оборка ее платья была изготовлена отдельно с тем, чтобы они могли независимо друг от друга колыхаться во время ходьбы героини. Торс был отделен от нижней половины туловища с тем, чтобы пышный подол мог подниматься и опускаться, производя иллюзию ходьбы». Не стоит забывать, что все эти тонкости и нюансы никоим образом не касались дизайна лица королевы. Это была отдельная история. «Она должна была выглядеть величественной, царственной и надменной, но при этом быть обходительной и милой, – продолжает дизайнер. – Мы сделали ей губы плотно сжатыми, тем самым подчеркивая ее неодобрение всего и вся. Однако вместе с тем она принадлежит той категории женщин, которые могут добиться своего одним взмахом ресниц».
После того, как персонажи и локации были готовы, производственный «факел» перехватили аниматоры. Лорд убежден, что труд аниматора куда более глубок, нежели банальное перемещение персонажей по съемочной площадке. «Я всегда относился к ним, как к актерам, – проникновенно заявляет режиссер. – Когда они только приступают к работе, у них на руках нет фактически ничего, кроме отрывистых реплик и бесчувственных кукол. Аниматоры пробуждают уснувших к жизни. Когда за дело берется профессионал, кукла оживает, начинает говорить, но, что куда более ценно – у зрителя появляется иллюзия того, что кукла даже начинает думать! Достижение этого эффекта – предел наших желаний».
Один из ведущих аниматоров фильма Йен Уитлок считает, что рукодельное очарование покадровой анимации сильно отличается от анимации компьютерной. «На компьютере вы можете воссоздать все, что вашей душе угодно, – говорит он. – Вы можете отправить героев в любую, даже самую фантастическую локацию. На самом деле, подобная безграничность – это перебор. Когда я занимался компьютерной анимацией, ловил себя на мысли, что невольно торможу сам себя, чтобы акцентироваться на игре персонажей. С куклами все не так. Ты изначально ограничен предоставленной тебе куклой и пытаешься «добиться» от нее всего, на что она «способна». К примеру, ты можешь немного развернуть плечи куклы, чтобы сложилось ощущение того, что она оборачивается. Если все сделать правильно, то кукла будет живее всех живых».
Другой аниматор Ли Уилтон добавляет: «Некоторые сцены, которые могут показаться одними из самых легких, на самом деле являются одними из самых сложных. К примеру, это может быть сцена на четыре секунды, за которые нужно показать, что персонаж думает или смотрит куда-то в сторону. Вроде ничего сложного, но важнее всего, чтобы зритель впоследствии интерпретировал это незначительное движение именно так, как задумал режиссер. Это являлось для нас главной трудностью и задачей номер один».
Кинематографистам, работающим с покадровой анимацией, и без того бывает не сладко – ведь им приходится в буквальном смысле слова снимать каждый кадр, то есть 1/24 секунды. Аниматорам ПИРАТОВ! работу существенно усложнил богатый во всех отношениях сценарий. Одна из сцен в начале фильма происходит в баре, где всю команду представляют остальным участникам конкурса на премию «Пират Года» – Одноногому Хастингсу, Лиз-Сабле и Черному Беллами. Это означало, что периодически в кадре должно было оказаться 15-16 пиратов одновременно. Каждому персонажу (включая завсегдатаев бара, которые не произносили ни единой реплики и появлялись лишь в этой сцене) была придумана краткая биография. «Это помогало мне запомнить, что нужно делать с каждым персонажем, – говорит один из аниматоров. – У окна бара стоит столик, за которым сидит влюбленная парочка. Но за столом сидит и третий человек, пьяный в хлам. Он постоянно мешает парочке объясниться. За другим столиком играют в карты, причем один из игроков жульничает. За третьим один из пиратов пьет коктейль, а его сотрапезники считают, что это не по-пиратски и всячески его подкалывают. Словом, когда приходится управляться с таким количеством кукол одновременно, можно легко запутаться. Биографические справки, которые мы придумали каждому персонажу, очень помогли. Не говоря уже о том, что этот экскурс в историю персонажей сам по себе получился уморительно смешным».
Сцену в пабе снимали дольше всех прочих – 18 месяцев. Непонятно, как аниматорам удалось концентрироваться все это время лишь на одной сцене, которая в финальной версии фильма занимает всего несколько минут экранного времени. «Анимация – та же актерская игра, только вместо живых людей играют куклы, – убежден Уитлок, который большую часть рабочего времени посвятил Дарвину и Мистеру Бобо. – Приходится самому погружаться в сказочную обстановку, концентрировать свое внимание на кукле, стараться понять, что герой может чувствовать в той или иной ситуации. Затем фокус смещается на детали – будет ли персонаж скакать по площадке, как заведенный, и стоит ли как-то выделить тот или иной элемент одежды. Все эти нюансы позволили героям выглядеть естественно и реалистично».
Когда все сцены были отсняты, материалы перешли в руки монтажера Джастина Криша, для которого это был дебют в анимационном проекте. «Монтаж анимационного фильма в корне отличается от монтажа обычного игрового кино, – говорит Криш. – В анимации большая часть монтажа заканчивается еще до начала съемок – мы планируем что и как будем резать и склеивать на этапе раскадровок. Ту же работу мы проводим с превизуализационным материалом и с конечными отснятыми отрывками, но самое трудное – это, конечно, раскадровки. Можно сказать, что анимация позволяет монтажерам участвовать в непосредственном съемочном процессе, что исключено во всех других форматах и жанрах. Например, я мог предложить вставить какой-то кадр, если мне казалось, что сцена этого требует. Художник быстро набрасывал эскиз этого кадра, и мы смотрели, насколько он впишется в общую последовательность. В игровом кино это невозможно». В результате монтажная превратилась в своеобразный коммутатор, соединявший всех участников съемочного процесса – начиная с раскадровщиков и заканчивая режиссером и оператором.
Разработка визуальных эффектов была поручена супервайзеру по спецэффектам Эндрю Морли и супервайзеру по компьютерной графике Теду Чаплину. С самого начала работы над проектом было ясно, что без визуальных эффектов кинематографистам не обойтись. «Около половины всех отснятых кадров не представили для нас большой сложности – мы лишь добавили небо и общий фон, – объясняет Морли. – Однако другая половина требовала приложения куда больших усилий, например, создания Кровавого Острова, где происходят основные пиратские стычки. Порт построили в павильоне. Нам же пришлось «пристроить» к порту целый остров с вулканом на горизонте». При помощи компьютерной графики были анимированы и некоторые персонажи на заднем плане.
Также не стоит забывать, что порт должен иметь доступ к воде – непростая задача для специалистов компьютерной графики, и невыполнимая для кукольников покадровой анимации. Хотя для ПИРАТОВ! задача была не просто сложной, а куда сложнее – ведь море пришлось делать в том же стиле, в котором был выполнен остальной сказочный мир. Трудность состояла в том, что вселенные студии Aardman с одной стороны очень реалистичны (он состоит из предметов, передвигаемых аниматорами), а с другой – явно «не от мира сего». «Все существующие на сегодняшний день программы «заточены» на максимальную реалистичность, – объясняет Морли. – Как говорится в одном из рекламных проспектов: «Они призваны сделать мир реалистичным и идеальным». Однако в фильме ПИРАТЫ! БАНДА НЕУДАЧНИКОВ мир предстает абсолютно не реалистичным, и уж подавно не идеальным. Нам нужно было добиться эффекта ручной работы в том же стиле, в котором работают кукольники. Для симуляции водных поверхностей на средних и дальних дистанциях мы разработали специальную программную надстройку. Для ближних планов мы обошлись существующим программным обеспечением. Однако даже в этом случае мы решили не использовать качественную прорисовку».
«Было очень важно, чтобы компьютерные эффекты сочетались с миром Aardman, – говорит Чаплин. – Между тем, их было немало. Все крупные объекты, которые трудно было создать, начиная с морских чудовищ и китов и заканчивая большими кораблями, делалось на компьютере. При этом все эти объекты должны были выглядеть, как настоящие, как будто они действительно находятся на площадке. Вообще этот фильм не похож ни на одну другую работу Aardman, и наша задача состояла в том, чтобы спецэффекты были выполнены с теми же любовью и вниманием к мелочам, с которыми были созданы декорации и персонажи. Важнее всего для нас было добиться того, чтобы зритель не утратил веры в происходящее на экране, вне зависимости от того, какими средствами это было сделано».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
О главном
На работу над кукольным анимированным фильмом сотрудникам студии Aardman обычно требуется около 5 лет (2 года – на подготовку сценария; полтора года – на подготовку раскадровок, дизайн и пошив кукол, создание декораций; еще полтора года – на съемки; и, наконец, около 3 месяцев – на постпродакшн)
Сценарий
- Как правило, со своей работой сценаристы справляются за два года.
- По 1 странице сценария будет снята примерно 1 минута фильма.
- В среднестатистическом сценарии умещается около 695 диалоговых реплик.
Раскадровка
- Начиная работать над очередным фильмом, кинематографисты набирают группу из 5-10 раскадровщиков, которые делают наброски всех сцен будущего фильма.
- В итоге у них получается своеобразная книжка, в которой описывается весь фильм. Количество изображений может доходить до 3000.
- Затем сценарий разбивается на части (в ПИРАТАХ их 29), каждая из которых описывается более детально. Сценарий меняется по мере работы, сообразно изменениям вносятся в раскадровки и вышеупомянутые части сценария.
- К настоящему моменту раскадровка ПИРАТОВ насчитывает более 55 000 индивидуальных изображений.
Озвучание
- На ранних стадиях разработки проекта раскадровка редактировалась при помощи так называемых тестовых голосов. Обычно героев озвучивают сами кинематографисты. Таким образом, режиссер получает представление о том, сколько времени занимает та или иная реплика, и может внести соответствующие коррективы с тем, чтобы сцены смотрелись в более выигрышном свете. К слову, Питер Лорд озвучивал пиратского капитана в «тестовой» версии озвучки.
- После того, как основные части утверждены, начинается запись голосов профессиональных актеров.
- Обычно актеры озвучания работают по 4 часа за смену. За это время они успевают озвучить около 30-50 реплик.
- Вернувшись на студию, режиссер прослушивает все дубли каждой из реплик (как правило, не менее 20) и выбирает из них те, которые лучше соответствуют раскадровке и вписываются в конкретную сцену.
- После отбора озвученные реплики отправляются на монтажный стол, где они «разрезаются» на части в соответствии с количеством кадров в секунду. ПИРАТЫ снимались со скоростью 24 кадра в секунду, и если персонаж говорил слово «Привет», то аниматоры меняли форму губ персонажа в соответствии со звуками «п», «ри», «ве» и «т».
Дизайн персонажей
- Сначала художники рисовали множество вариантов экипировки персонажей, из которых режиссер отбирал самые понравившиеся. Капитан Пиратов был представлен на суд режиссера в 15 или даже 20 эскизах. Выбран, как вы понимаете, был только один.
- Персонажный аниматор Джонни Даддл обычно начинает свою работу еще до начала съемочного процесса, а заканчивает синхронно с завершением постпродакшена. На финальных стадиях работы над проектом он разрабатывает детали костюмов для каких-то новых персонажей, которые появляются в фильме и вносит коррективы в костюмы уже играющих.
Моделирование персонажей
- Наброски персонажей передавались скульпторам, которые лепили фигурки героев. После того, как из нескольких вариантов был утвержден один, лепили ещё одну фигурку.
Источник: https://ovideo.ru/detail/34527