Интересные подробности со съёмочной площадки фильма «Синдром Петрушки»
Чулпан Хаматова так обожала кукол, что до 9-го класса носила их с собой в школу, а Евгений Миронов в детстве устраивал с сестрёнкой кукольные представления для близких. Недавно знаменитые актеры вновь соприкоснулись с миром кукол.
Картина «Синдром Петрушки», съёмки которой проходили в Петербурге, — это экранизация одноимённого романа Дины Рубиной. В центре сюжета драматичная судьба мастера-кукольника Петра, которого играет Миронов. В детстве его герой увидел в коляске рыжеволосую девочку Лизу. С того дня Петя не упускал её из виду — он стал для неё нянькой, другом, а после — мужем. А она — его куклой. Но так было до тех пор, пока Лиза не осознала, что она всё-таки человек. И тогда Петя создал для себя другой идеал — точную копию Лизы по имени Эллис.
Новая роль погрузила Евгения в ностальгию по детству.
— Мы с сестрой Оксаной любили ставить кукольные спектакли, — рассказывает Миронов. — Тщательно продумывали нашим «актёрам» характеры и образы, а затем натягивали простыню, на фоне которой выступали куклы. Это было так таинственно и прекрасно.
— А я играла до 9-го класса, — поддерживает «кукольную» тему исполнительница главной женской роли Чулпан Хаматова. — Чтобы ребята не засмеяли, обычных кукол мы с подружками в школу не носили, а рисовали и вырезали их из бумаги.
Думала ли Чулпан, что ей самой придётся воплотить на экране образ куклы! Она играет и Лизу, и Эллис. По мнению актрисы, на девушку с кукольными чертами она не похожа. К тому же выше героини романа на 20 см. Рост Лизы всего 1 м 43 см, поэтому по книге рядом с Петей она казалась просто куколкой.
— А у нас с Женей, — продолжает Хаматова, — разница в росте небольшая. У меня вообще постоянные претензии к себе, желание найти какую-то особую женственность. Довольна ли я тем, как выгляжу в этой роли? Нет, не довольна. Но я счастлива её играть.
Особенно непросто актрисе дались крупные планы в образе Эллис.
— Чтобы походить на куклу, — объясняет Чулпан, — мне надо остекленеть, не дышать, не моргать… А ведь если ветер или яркий свет, то глаза слезятся, и сразу видно, что я живой человек, а не игрушка.
К слову, игрушечная Чулпан всё-таки появится в фильме. Мастера изготовили двойника актрисы в полный рост. О встрече со своей копией Хаматова до сих пор вспоминает с содроганием:
— Мне сразу не понравилась идея сделать Эллис из силикона. Я считала, что лучше бы гримёры придали моей коже белый фарфоровый оттенок. Но решили по-другому. И тогда моё тело целиком залили в гипс. У меня началась клаустрофобия, я перестала слышать, видеть, удерживать связь с окружающими. А когда гипс высох, его начали отдирать вместе с ресницами и бровями — это было мучительно. В получившуюся форму залили силикон — так появилась кукла Эллис. Когда я её увидела, пришла в ужас! И это моя копия? Я такая страшная?! Эллис вышла огромная и отвратительная. Её приодели. А потом она упала, и оказалось, что она без трусов. Тут я совсем разозлилась. В общем, наша Эллис кастинг не прошла, она снялась только в сцене собственной гибели и ещё посидела на общих планах. Однажды вместо неё пригласили дублёра, а меня не предупредили. Я вхожу в комнату, и вдруг это, в прошлом неподвижное, существо резко разворачивается ко мне и встаёт! У меня от испуга едва не остановилось сердце.
Евгений Миронов, напротив, старался проводить с куклами на площадке каждую свободную минуту.
— Я так погрузился в мир своего персонажа, что в сценах без кукол мне уже было скучно. Я пытался «протащить» их в каждый эпизод. Когда режиссёр Лена Хазанова замечала эти попытки, то била меня по рукам, — смеётся Миронов.
Зато одержимость Евгения приветствовал другой человек — Борис Константинов, главный режиссёр Театра кукол имени Образцова. Он помогал актёру овладеть мастерством кукловода.
— К сожалению, многому приходилось учиться прямо в кадре, — вздыхает Евгений. — Но вообще работа с куклами для меня — настоящее открытие: я увидел, как они оживают в руках профессионалов — это мистический процесс. Всё происходит крайне медленно: вот она на миллиметр опустила голову, затем подняла её, посмотрела на меня, задумалась. Я не знаю, как мы сможем показать этот кропотливый процесс в фильме, но в романе он описан очень точно.
Природа, которая иногда подкидывает съёмочным группам неприятные сюрпризы, стала для «Синдрома Петрушки» верным союзником.
— Близится первый съёмочный день, нам нужен снег, а его даже не обещают! — вспоминает режиссёр картины Елена Хазанова. — Наш оператор Азиз Жамбакиев (в 2013 году на Берлинском кинофестивале он получил «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения) ходит с хитрым видом и говорит: «Ты только не волнуйся». Но как не нервничать, когда натуры нет! Мы пытаемся заказать снеговую машину, но она не может приехать. Я уже паникую, а Азиз знай повторяет: «Ты только не волнуйся». И вот мы выходим на съёмочную площадку без снеговой машины, растерянные, и вдруг… начинается снегопад. Как по заказу! Снег шёл несколько дней, все улицы замело. И едва мы закончили работать на объекте, переместились в интерьеры, как… снег начал таять. Потом нам снова понадобился снег — и он опять как по волшебству выпал. На съёмках не раз происходили какие-то сюрреалистические вещи, после которых все стали страшно бояться Азиза. Теперь мы точно знаем: если надо что-то наколдовать, то это к нему.
Однажды на площадку прилетела Дина Рубина. После встречи с актерами у неё было ощущение, будто Евгений Миронов и Чулпан Хаматова её старые знакомые.
— Это меня они видят первый раз, а я их действительно знала — по фильмам, по театральным работам, — говорит Рубина. — К тому же Миронов снимался в экранизации моего романа «На Верхней Масловке», я пересматривала этот фильм много раз. А Чулпан я впервые увидела много лет назад в РАМТе в спектакле «Дневник Анны Франк» и с тех пор внимательно за ней слежу. Я удивлена, какие они въедливые, насколько внимательны к нюансам. Не знаю, что им дало общение со мной, но я получила огромное удовольствие.
http://www.tele.ru/cinema/off-camera/in … petrushki/
«Синдром Петрушки»: люди и куклы
Кинокартина Елены Хазановой – экранизация романа Дины Рубиной «Синдром Петрушки»
Елена Хазанова родилась в Москве. Живёт в Женеве с 12-летнего возраста. Училась сценарному и режиссёрскому мастерству в Швейцарии и США. Её короткометражный фильм «Удачное дельце» тепло принят на фестивалях в Бразилии, Италии, Швейцарии. «Салат по-русски» награждён Первой премией короткометражного кино на фестивале «Кино для всех экранов» в Женеве. Документальная лента «Отелло: трагедия и фарс» — участник фестиваля в Локарно. Полнометражное кино «Переводчица» — форумов в Сочи, Локарно, Мюнхене, Эдинбурге.
В начале было слово
Эта история – ещё одно доказательство, что в мире нет ничего случайного. Мама Елены Хазановой, Татьяна Хазанова-Флейшман, – музыкант, поэтесса, певица, создатель и руководитель Школы искусств в Женеве – давно дружит с Диной Рубиной. А сама Елена влюблена в творчество известной романистки.
Однажды на встрече в Израиле Лена призналась Дине, что мечтает экранизировать одно из её произведений.
«Леночка, есть роман, который опубликуют буквально на днях, прочтите его», — ответила писательница. Это был «Синдром Петрушки».
Возможно ли устоять перед очарованием кукольного мира? Творец и творение, обыкновенное чудо очень личных отношений мужчины и женщины, другие важнейшие темы показались Елене захватывающе-кинематографичными. Выслушав «за» и «за», автор романа согласилась на экранизацию. И началось таинство превращения литературного текста в киносценарий.
В романе «Синдром Петрушки» судьбы героев, мистика и психологическая драма, точные знания и мифы, времена и пространства, переплетаясь волшебным образом, воплощаются в четыреста страниц магического повествования. А фильм, отталкиваясь от этой вселенной, в сто одну минуту экранного времени помещает одну-единственную сюжетную линию, вокруг которой как малые планеты вращаются многие персонажи и миры. Автор сценария — одарённый драматург Алёна Алова.
Когда доверяешь звёздам
Петя (Евгений Миронов) – творец кукол и артист-кукловод, одержим двумя пламенными страстями. Кукольный мир и Лиза (Чулпан Хаматова) – суть его жизни. Он может оживить любой предмет, любую куклу, или человека оборотить в неё, и, кажется, ему доступно искусство ворожбы.
«…она и есть та сила, что «из воздуха производит воду, из воды – кровь и из крови – плоть». А уж душу для этой плоти добыть… душу добыть для создания плоти… это уж как получится…»*
Лиза любит больно и самозабвенно; любит, но не желает, не может жить безропотной марионеткой мужа-кукловода. Семейная драма усугубляется наследственным проклятием рода, предрекающим рождение и смерть младенца с лицом, словно хохочущая маска куклы-Петрушки. Но любовь жива.
«Ласки этих двоих были заперты за стенами какого-то монастыря с особо строгим уставом; впрочем, за такими стенами частенько случаются взрывы страстей, о которых не подозревают приверженцы свободной любви…»*
Петя, любя Лизу нежно, тревожно, не мысля собственной судьбы без этой цельной и непримиримой, потерявшей желание жить женщины, сотворит… Эллис. Он, как будто сам Творец, почти готов вселить душу в кукольного двойника жены. И неумолим выбор: служить искусству или жить как люди.
«Вот она лежала тут – немая, недвижимая и прекрасная болванка, пребывающая в ожидании начала творения, вечного начала творения; предназначенная к жизни лишь тогда, когда этого пожелает её создатель.»*
И возникает сакральный многоугольник, среди особых граней которого – Борис (Мераб Нинидзе) – старинный друг и своеобразный ангел-хранитель этой удивительной семьи. А всего в действе занято более двадцати актёров: совсем юные, играющие Лизу, Петю, Борю в детстве; двадцатилетние, открывающие для себя искусство
«движущихся изображений»; а у легендарной Эры Гарафовны Зиганшиной, воплотившей умудрённую Веру Леопольдовну, подобных открытий великое множество.
В творчестве есть такое важное понятие, как профессиональное доверие. По мнению Елены Хазановой, степень доверия между Хаматовой и Мироновым высочайшая: «Чулпан может «падать с третьего этажа» и знает, что если Женя её ловит, то опасаться нечего». Такие же доверительные отношения сложились у Чулпан и с Мерабом Нинидзе, в том числе благодаря их трогательному дуэту в фильме «Бумажный солдат», отмеченному наградами Венецианского фестиваля.
— Работать с гениальными актёрами большая удача для режиссёра, — делится Елена. — Они замечательные люди и очень талантливы, а их отдача на съёмочной площадке совершенно бесценна.
Вдохнуть в марионетку душу
Когда читаешь «Синдром Петрушки», можно подумать, что Дина Рубина всегда жила среди кукол и кукловодов. А Хазанова призналась, что познавала этот сказочный мир вместе с романом. Как находить актёров, вроде бы понятно. А где обитают куклы?
Взять их из музейных коллекций было совершенно немыслимо, так как в романе они объединены художественным замыслом творца. Поэтому чудесных секретов и механизмов мастер Виктор Антонов изваял полтора десятка театральных кукол специально для картины. Куклу-копию Чулпан Хаматовой делали в цехах студии «Мосфильм». Всего же было изготовлено более полусотни уникальных неживых существ. Наделить кукольных персонажей индивидуальностями, очеловечить их «вечным началом творения» помогла театровед и режиссёр Анна Иванова-Брашинская.
Это третья полнометражная операторская работа Азиза Жамбакиева, которому фильм «Уроки гармонии» принёс приз за выдающиеся художественные достижения на Берлинале-2013, и которого пресса назвала чрезвычайно одарённым. Съёмки «Синдрома Петрушки» проходили семь недель. Потребовалась серьезная предварительная подготовка. Касалось это и работы с марионетками, и хореографической композиции, у которой в сюжете важное ключевое значение.
Душу в танец Пети и Лизы-Эллис помог вдохнуть великолепный хореограф Раду Поклитару, среди известных постановок которого, например, блистательная церемония открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи. И несмотря на колоссальную занятость, Евгений Миронов и Чулпан Хаматова находили возможность для репетиций.
Совместное производство? Легко!
Бюджет картины составил 2 миллиона евро. Первое финансирование, ещё когда писался сценарий, привлёк Дмитрий Аронин. А когда актёр Евгений Миронов по просьбе Хазановой прочёл сценарий, он не только согласился на роль Пети, но и стал сопродюсером. Его студия «Третий Рим» курировала проект и довела ленту до показа на фестивале «Кинотавр» в Сочи, где фильм получил приз имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку».
Вневременная атмосфера большого европейского города задала местом съёмок Санкт-Петербург и его окрестности. Актёры российские, фильм на русском языке. А обработка видеоматериала, редакция, монтаж, доводка делались в копродукции. Опыт, для российского кинематографа всё ещё скорее исключительный, живущая в Швейцарии Хазанова находит эффективным и естественным. Её лента «Экспресс любви» 2004 года — производство Швейцарии и Франции. Продуктом России и Швейцарии стала «Переводчица» в 2006-м.
«Синдром Петрушки» — совместное производство России, Германии, Швейцарии. По словам Хазановой, убедить зарубежных экспертов было не очень сложно. Им понравился сценарий, а Чулпан Хаматова известна не только россиянам.
Текст: Марина Охримовская
https://schwingen.net/2015/синдром-петрушки-люди-и-куклы/
Хаматова перевоплотилась в куклу: съёмки «Синдрома Петрушки»
В картине по роману Дины Рубиной Евгений Миронов играет кукловода, а Чулпан Хаматова — одновременно и девушку, и похожую на неё куклу
Для Евгения Миронова самым сложным эпизодом на съёмках фильма «Синдром Петрушки» оказался... танец с его партнёршей Чулпан Хаматовой. Сцена снималась недалеко от Санкт-Петербурга — в Павловске, под руководством известного балетмейстера Раду Поклитару, который занимался постановкой танцевальных номеров для открытия Олимпийских игр в Сочи. «Мне эти движения дались не так уж легко, — признался Миронов. — Чулпан вот быстро их выучила, а я туповат оказался....»
Картина режиссёра Елены Хазановой — экранизация романа Дины Рубиной. По сюжету персонаж Миронова Петя Уксусов — талантливый кукловод: ещё в детстве он понял, что посвятит свою жизнь кукольному театру, и, повзрослев, воплотил мечту в реальность. Но больше, чем все куклы в мире, его разум и сердце будоражит обычная девушка Лиза (именно её играет Чулпан Хаматова). В конце концов Петя даже создаёт куклу Эллис — точную копию любимой. Когда Чулпан впервые увидела своего двойника, сделанного в мастерских «Мосфильма», то даже испугалась очевидного сходства. Понадобилось время, чтобы актриса перестала вздрагивать при виде «клона».
Кстати, ради роли Лизы Хаматова кардинально сменила имидж — из шатенки актриса превратилась в обладательницу огненно-рыжей гривы. Правда, поскольку экспериментировать с собственной внешностью Чулпан не любит, перевоплощение состоялось с помощью парика, изготовленного из натуральных волос специально для фильма. По словам членов съёмочной группы, у постижеров получился настоящий шедевр, практически произведение искусства — рыжие локоны выглядят абсолютно естественно.
Евгений Миронов не понаслышке знаком с профессией своего героя, поскольку ещё школьником устраивал с сестрой дома кукольные представления. Однако, чтобы ещё больше отточить это непростое мастерство, артист взял несколько уроков по управлению куклами в театре имени Образцова. А вот Чулпан Хаматовой, которой по сюжету иногда приходилось самой изображать куклу, эта тема оказалась в новинку и даже вызвала некоторые трудности.
«Я просмотрела множество фильмов, где фигурировали куклы, — рассказывает Хаматова. — Должна сказать, что самое сложное на съёмках — показать остекленевший, ничего не выражающий взгляд, полное отсутствие эмоций. Особенно на крупных планах. Надо полностью абстрагироваться, замереть, не дышать, не моргать. А ведь ветер, свет — глаза слезятся, и сразу видно, что я — живой человек».
Погода действительно не всегда играла на руку кинематографистам. Например, в последний день съёмок в Санкт-Петербурге, как раз когда Миронов репетировал ещё один трудный танцевальный номер, произошло неожиданное похолодание. Дождь и пронизывающий ветер с Невы быстро заставили всю съёмочную группу утеплиться и надеть дождевики, и лишь исполнитель главной роли, будто бы не замечая разгула стихии, продолжал танцевать на мосту Петропавловской крепости. Посетители музея и уличные зеваки удивлённо останавливались, узнав в чудаке звезду театра и кино, а приглашённые на съёмки в качестве консультантов актёры-петрушечники, как могли, поддерживали продрогшего под дождём коллегу. «Давай, давай! Мы в тебя верим!» — то и дело раздавалось из толпы. Когда эпизод был отснят, Миронова отпоили горячим чаем, и, к счастью, ему удалось не заболеть. Впрочем, неудивительно, что ради этой роли Евгений готов был идти на жертвы: артист так прочувствовал своего персонажа, что даже решился на импровизацию и настоял на монологе, которого не было в сценарии. «Это моё желание высказаться», — пояснил Миронов.
Журнал "7 дней"
«Синдром Петрушки»
Режиссёр фильма «Синдром Петрушки» Елена Хазанова рассказала о том, как ей работалось с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой, о куклах в её фильме и копродукции.
— Расскажите, пожалуйста, каким образом вы связались с историей Дины Рубиной «Синдром Петрушки», и как прошло её воплощение на экране?
— Я очень люблю Дину Рубину, читала её разные произведения в совершенно разных жанрах, и в какой-то момент получилось, что моя мама с ней очень подружилась, мы встретились с Диной в Израиле, и я сказала, что когда-нибудь я бы мечтала экранизировать одно из её произведений. И тогда она мне сказала: «Леночка, есть роман, который буквально на днях будет опубликован, прочитайте его». Я прочитала «Синдром Петрушки», влюбилась в него, в эту атмосферу, в кукольный мир, в безумную историю страсти и любви. Творец, творение, разные темы, которые мне показались более чем интересными и возможными для воплощения на экране. Потом, естественно, очень большой и важный момент — убедить Дину Рубину, что я могу это сделать, что я это сделаю интересно. Собственно, это касается любого автора, который должен отдать своё произведение на экранизацию. Написать из произведения сценарий — это огромная работа по его перевоплощению. Я прилетала к Дине, рассказывала ей, как я вижу фильм, делилась какими-то образами, которые у меня возникали, и, видимо, убедила её, поскольку она согласилась. Вот так это всё началось. Потом вместе со сценаристкой, с которой я часто работаю, с Алёной Аловой, мы начали работать над сценарием, и это тоже был огромнейший этап, поскольку у Дины Рубиной всегда очень много персонажей, очень много временных отрезков, это потрясающе и это одна из гениальных составляющих её книг. Но поскольку мы снимали не сериал, а кино, нам нужно было создать из этого цельную историю, одну историю, в которой за полтора часа мы рассказываем одну сюжетную линию, вокруг которой как маленькие планеты — другие персонажи и другие миры. И вот эта работа над сценарием заняла именно то время, которое было необходимо для того, чтобы не потерять сердце романа, то, о чём Дина рассказывает и что тронуло тысячи и тысячи читателей и меня в том числе.
— С этой экранизацией вы потом пришли к продюсерам. Как вы их убедили?
— Так получилось, что с начала проекта, когда мы начали писать сценарий, уже был один продюсер, один из двух главных продюсеров фильма Дмитрий Аронин, который привлёк первое финансирование, чтобы начать, чтобы писать сценарий, чтобы работать. И, опять же, так получилось, что, когда я позвонила Евгению Миронову, чтобы предложить ему прочитать сценарий как актёру, то он, прочитав его, не только тут же согласился сыграть Петю, но также согласился стать ещё и продюсером фильма. У нас оказалось два продюсера, и студия Жени Миронова «Третий Рим» курировала проект и довела его до сегодняшнего показа здесь, на «Кинотавре».
— Как шла работа с актёрами, в частности с Мироновым и с Хаматовой?
— Ну, во-первых, это огромный шанс, и я понимаю, насколько мне повезло работать с такими гениальными актёрами. Они безумно талантливы. Помимо того, что они хорошие люди, они ещё и таланты, их отдача во время работы — совершенно бесценная вещь. И тот факт, что и Женя Миронов, и Чулпан Хаматова уже долгое время работают вместе — в театре, в разных кинопроектах, в сериалах, — между ними есть такое доверие, такой фундамент, который позволяет идти дальше, придумывать какие-то сцены, что-то, что происходит между персонажами. Этот фундамент полного доверия друг к другу привнёс огромную вещь в фильм и облегчил нам всем работу. Они прекрасно знают друг друга и верят друг другу. Чулпан может упасть с третьего этажа и знает, что если Женя её ловит, то он её поймает. Это очень важно. Не надо было ничего строить, узнавать друг друга. Также и с Мерабом Нинидзе, кстати. Чулпан и Мераб Нинидзе играли много раз вместе, в том числе и в «Бумажном солдате», и тоже между ними есть эти доверительные отношения, которые позволяют им идти ещё дальше и дальше. Это огромная удача, и я очень благодарна им за это.
— А работа непосредственно с фактурой, с игрушками? Как вы с этим справлялись?
— У нас в фильме было два художника: художник-постановщик в традиционном понимании этого слова и художник по куклам, Анна Ворошинская, которая была ответственная за весь кукольный мир, поскольку это совершенно отдельный мир. Я вообще ничего не знала о куклах, кроме того, что прочитала у Дины. Дина Рубина так пишет, что, кажется, она всю жизнь жила в этом кукольном мире. И так у неё в каждом романе, это потрясающе. А мне нужно было это узнать, понять. Это мир иногда сумасшедших людей, которые живут на другой планете. То есть, мы общались с разными кукольниками, но сделать всё у нас получилось благодаря Анне Ворошинской и Виктору Антонову — гениальному мастеру кукол, который создал всех кукол для фильма. Наши куклы не могли быть взяты из музея, из разных коллекций, они должны были иметь что-то общее, поэтому тот факт, что Виктор Антонов сделал их специально для фильма, — это огромная вещь.
— Я правильно понимаю, что это история Пигмалиона и Галатеи?
— Да. Мы даже в синопсисе об этом пишем. Кроме того, что Лиза, которую играет Чулпан, она живая женщина и не хочет подчиняться до конца своему кукольнику, и из-за этого он вынужден сделать куклу — её копию. И вот этот треугольник, который создаётся между куклой, живой женщиной и мужчиной, безумно интересен, я думаю.
— Картина создавалась в копродукции. Насколько сложно было искать иностранное финансирование? И как работает совместное производство?
— Я живу в Швейцарии, в Женеве. Швейцария — совсем маленькая страна, они вообще без копродукции не обходятся. Те фильмы, которые я снимала между «Переводчицей олигарха» и «Синдромом Петрушки» в Швейцарии, всегда делались в копродукции с Францией, это довольно стандартная вещь в Европе, особенно когда речь идёт о такой маленькой стране, где нет собственной индустрии. И в данном случае тот факт, что я там живу и меня там знают в качестве режиссёра, естественно, помог нам получить копродукцию в Швейцарии и в Германии. В фондах прочитали сценарий… Надо сказать, что они там ничего не знают ни о Дине Рубиной, ни о Жене Миронове, ни о Чулпан Хаматовой, хотя нет, Чулпан они знают. Им безумно понравился сценарий, и они включились в проект. То есть, всё, что касалось съёмочного периода, основной глыбы, — это была Россия. А копродукция, Германия и Швейцария, это было для пост-продакшна. Это было достаточно легко, потому что есть уже какой-то опыт.
— Как долго длился съёмочный период, какие были сложности?
— Сложности возникают каждый день. Если нет сложностей, это очень странно, это уже как будто не съёмки. Это такая моментами война, с адреналином, с приятными ощущениями, но с трудностями всё время, это интересно. Съёмочный период длился семь недель, это хорошо, это было важно, потому что в фильме не только кукольный мир, там ещё был танец главных героев, который играет очень важную роль, который надо было ставить и который поставил потрясающий хореограф Раду Поклитару, который ставил много танцев, в том числе часть танцев на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. Это тоже была большая работа. До съёмок у нас были репетиции с куклами, репетиции танца, и это было необходимо, и, слава Богу, что и Евгений Миронов, и Чулпан Хаматова это понимали и, несмотря на их график и безумную занятость, выделяли регулярно время, чтобы мы могли это делать, потому что мы не могли бы создать этот танец или научиться водить куклу за две минуты на площадке. Это позволило нам за тот срок, который у нас был на съёмку, снять хорошо.
— Заключительный вопрос: что такое, по-вашему, настоящее кино?
— Это кино, которое делается сердцем и эмоциями и где есть видение того, кто его делает.
http://www.filmz.ru/pub/2/29713_1.htm