В августе 44-го
В ролях: Евгений Миронов, Владислав Галкин, Юрий Колокольников, Алексей Петренко, Александр Феклистов, Александр Балуев, Ярослав Бойко, Алексей Панин, Алексей Макаров, Александр Ефимов
Единственный фильм, посвящённый работе контрразведчиков в тылу наших войск. Думаю, многие поклонники военного жанра в литературе и кино согласятся, что, как правило, к «особистам» у военных отношение неприязненное. И как нельзя лучше подобное положение вещей иллюстрирует один из героев произведения В. Богомолова, а именно зам. коменданта. Кто читал, тот меня поймёт. Но картина заставляет по-новому взглянуть не только на профессионализм и героизм «чистильщиков» и «волкодавов», но и на высококвалифицированную работу немецких спецслужб при подготовке агентов, диверсантов, террористов.
Хронология событий, описанных в фильме, почти полностью совпадает с рукописью автора. Большинство диалогов один в один с книгой, но некоторые видоизменены с целью полнее представить зрителю образ того или иного персонажа. Например, запоминающееся «…эта..» героя Е. Миронова как нельзя лучше передаёт образ простодушного неграмотного дурачка, которого он разыгрывал перед агентами. Единственный недостаток (а может быть, и режиссёрское видение) — это как раз пресловутый образ зам. коменданта. В фильме, в отличие от оригинала, вышло так, что он смотрится как-то странно. При просмотре у меня возникло чувство, что он один из пособников проверяемых диверсантов, т. к. его поведение во время проверки документов может объясняться только этим (молчал, перекрыл сектор обстрела). Слишком мало уделили ему экранного времени для раскрытия сущности образа. Об этом же свидетельствует и фраза «Малыша» о том, что он его где-то видел (в картине, в отличие от повести, эта фраза приобрела оттенок подозрительности!). В книге характер этого боевого офицера раскрыт полностью, и предателем он, безусловно, не являлся. Поэтому у тех, кто не читал произведение, но внимательно смотрел фильм, может возникнуть недопонимание.
Игра актёров. Полное попадание в образы персонажей группы капитана Алёхина. Но характеры раскрыты не полностью, в виду невозможности в фильме рассказывать про жизненный путь каждого персонажа и его внутренние переживания. Это должны сделать актёры своей игрой, и, на мой взгляд, у них всё получилось. Остальные актёры сыграли так, как от них и ожидалось — стабильно и профессионально.
Музыка. Композитор А. Градский — и этим всё сказано. Узнаётся стиль, сочетающий в себе оркестровую и электронную музыку по отдельности, плюс несколько доминирующих композиций в различных сочетаниях, подчёркивающих эмоционально ту или иную сцену.
Спецэффекты. Нет, но их полностью заменяет интересная манера съёмки. Обратите внимание на поиск следов агентов в Шиловичском лесном массиве в начале фильма. Камера следит за героем так, что практически создаёт мистическое напряжение с элементами триллера. Подобное напряжение присутствует и в главной сцене «прокачки».
Вывод: фильм так не похож на советские фильмы про Великую Отечественную войну, но ведь и фронт здесь совсем другой.
Момент, в котором решается едва ли не всё: исход дела, карьера, судьбы людей. Сталкиваются характеры, идеологии, пересекаются цели, мечты и желания. И исход зависит от самих участников, то бишь людей, от их способности повернуть всё: и победы, и неудачи в свою сторону. И умения заставить качаться маятник в свою пользу, раскачать его до исхода, до победного конца.
Важен такой момент всегда, но особенно в экстремальных ситуациях. Одной из таких является война. Жестокое и беспощадно явление, которое захватывает и охватывает множество людей, не щадит ни своих, ни чужих. Выявляет пороки человека, выводит его на чистую воду. Последнее особенно важно в работе разведки и шпионов. Фильм Михаила Пташука — один из примеров. Здесь разворачивается противостояние немецкой разведки и российской контрразведки, подразделения СМЕРШ (Смерть шпионам) во время Великой Отечественной войны.
Война и все сопутствующие «вещи» на месте. Как экшн: перестрелки, погони, правда, их немного, и воображение не поражают, но вполне качественны и захватывающи. Так и драматическая составляющая, тут всего наверчено побольше: и отношения между командирами и подчиненными, причём ранги различные: вплоть от простого солдата до Верховного Главнокомандующего, их сложные взаимосвязи и взаимоотношения. Судьбы простых и не только русских людей во время войны. Достаточно в фильме мелочей и подробностей: форма, приказы, удостоверения, ориентировки и многое другое, причём поданы они достаточно достоверно, и возможные сомнения в их подлинности, по крайне мере, во время просмотра, не возникают. Внимание же отвлекает то самое противостояние, выливающееся в целый детектив с поисками, тайнами, догадками, опасностями и общим напряжённым состоянием, которое доходит до кульминационного состояния в концовке.
Причём никаких спецэффектов, монстров, излишней крови, насилия, резких звуков и тому подобных вещей. Всё, ну или практически всё берут на себя актеры. Да, ситуация критическая. Решающие и обстоятельства, то есть военные действия, и соответствующие симпатии тоже делают дело. Но образы, которые создают основная пара Евгений Миронов и Александр Балуев, хороши. У первого роль основная, образ вырисовывается на протяжении всего фильма, интересный, не строго положительный и во всём идеальный. Все люди, у всех есть желания, мечты и соответствующие возможности, главное, что воплотил Миронов в своем герое, — умение находить компромиссы и сохранять хладнокровие в трудных ситуациях, уметь рисковать и при этом думать и не бросаться на рожон, и тогда успех любого дела обеспечен. У Балуева не менее выразительный и запоминающийся образ, при этом хронометраж, напротив, минимальный, но исполнение тоже как минимум хорошее. Также стоит отметить и других актёров, не менее важных и нужных для фильма, их целая «куча» и играют достойно, лишь акцент чуть больший делается на первой паре: Владислав Галкин, Алексей Петренко, Виктор Павлов, Алексей Панин, Юрий Колокольников, Александр Феклистов, Ярослав Бойко, Алексей Макаров, Юрий Цурило и др.
Последняя деталь, аккорд, усиливающий впечатление — музыкальное сопровождение, добавляющее присущей детективам напряжённости, таинственной атмосферы. Но ещё более «цепляет» финальная композиция — песня Александра Градского «Маятник качнётся». В общем и целом получилось достойно. Существует книга Владимира Богомолова «Момент истины», по мотивам которой и создавался фильм. Но как говорится, это совсем другое дело, конечно, отличия есть. Важно, что вышел современный российский военный фильм, который представляет собой не агитку, сопливую мелодраму, ремейк или ответ иностранцам. А самостоятельное произведение, в котором умело сочетаются и напряжённый детектив, и военная драма с присущими взаимоотношениями между самыми разными военными, и щепотка экшена. Не обошлось без шероховатостей, недочётов, не раскрыты хорошо некоторые образы. Но зато само исполнение достойное, в плюсах музыкальное сопровождение и отражение быта: костюмы, техника и прочее, по крайней мере, смотрящиеся достоверно. Повторяюсь, получилось достойно, к просмотру рекомендуется.
Смотрела я фильм уже после прочтения книги Владимира Богомолова «Момент истины. В августе 44-го». Надо отметить, что я приверженец того, чтобы экранизация книжного произведения точно передавала содержание книги, то есть без особых изменений сюжета. Таких экранизаций единицы, почему-то сценаристы почти всегда много чего меняют (может быть, думая, что у них лучше получится, чем у автора, описать тот или иной момент истории), а в результате страдает сюжет, и киноадаптация зачастую выглядит нелепо, удивляя и вызывая возмущения, в стиле: «ну как можно было упустить, вырезать такой важный момент и при этом вставить свою отсебятину?!» А потом фильм ещё не очень удачно режут, монтируют… И в результате, если для зрителя, не знакомого с оригиналом, подобные манипуляции могут быть незаметны (а могут быть и заметны), то в случае с читавшим зрителем это вызывает лишь огорчение и возмущение. Но в этот раз повезло, сюжет передан очень точно и подробно, за что сценаристу большой поклон. Итак, по порядку…
Как уже сказано выше, фильм есть экранизация произведения «Момент истины», рассказывающего про действия советской контрразведки в последний год Отечественной войны на территории освобождённой Белоруссии. Враг забрасывает за линию фронта отряд диверсантов, состоящий из завербованных и переученных советских солдат. Отряду из СМЕРШа, трём молодым офицерам, поручено найти и обезвредить вражеских агентов. Получился очень интересный военный детектив, именно детектив. Стрельбы в фильме почти нет. Разведчик, и тем более контрразведчик, — это в первую очередь работник умственного труда, и уже в потом хороший боец и стрелок. Задача у героев невероятно сложная — нет почти никакой информации, враги — соотечественники, а значит, вычислить их вдвойне сложнее, а территория поиска для трёх человек просто огромная. Кроме того, за операцией наблюдают с самых верхов, требуя результатов за невозможные сроки, иначе будут приняты суровые меры… Передать атмосферу и напряжённость такой ситуации у данной картины получилось на высшую оценку.
Актёры подобраны тоже отлично. Миронов в роли умного, очень опытного, уравновешенного капитана Алёхина; Галкин в роли вспыльчивого, но настоящего волкодава контрразведки, старлея Таманцева; Колокольников в роли ещё молодого и неопытного, но сообразительного и упорного лейтенанта Блинова — все трое смотрятся настолько убедительно, что создаётся впечатление, что персонажи книги писали именно под них. А актёрская игра Миронова в последнем эпизоде кино, по-моему, вообще гениальна. Да и весь остальной актёрский состав не подкачал.
Фильм сумел показать практически не хуже книги, как приходилось вести войну не только на линии фронта, но и в собственном тылу, и как часто исход больших операций зависит лишь от доблести, ума и упорства единиц — простых солдатов, офицеров.
Итог: отличное военное кино. Главное помнить, что это не боевик. К просмотру обязателен. И книгу не забудьте прочитать.
P.S. В ноябре 2008 года начальник управления регистрации и архивных фондов ФСБ России генерал-лейтенант Василий Христофоров заявил, что ФСБ России считает этот фильм наиболее достоверной в РФ экранизацией жизни и деятельности российского (советского) контрразведчика, в котором очень близко к реальности показаны жизнь, быт и работа контрразведчиков «Смерш»
Говорить о российском кино сложно, потому что его, как такового, нет. Отечественная киноиндустрия с печальной стабильностью выпускает конвейерные фильмы, лишённые художественной эстетики, качественной техники исполнения и, как это не прискорбно признавать, души. Фильмы на военную тематику — это, вообще, отдельный разговор. Как правило, произведения, снятые в этом направлении, вызывают лишь разочарование: ну не умеют у нас стилизовать кино! И тут возникает вопрос, а есть ли светлое будущее?!
«В августе 44-го» — это самое настоящее исключение, фильм, который показал, что, возможно, ещё не всё потеряно!
Несомненно, важную роль в успехе данного фильма сыграло то, что в основе рассматриваемой картины лежит литературный первоисточник — роман В. Богомолова «Момент истины». Книга с поразительной реалистичностью отражает фактически имевшую место деятельность советской контрразведки в последние годы войны, чья работа, несомненно, сыграла важную роль в победе над фашистской Германией. Большая заслуга создателей ленты заключается в максимальном приближении к тексту книги сюжета фильма, со всеми основными диалогами, официальными документами и телеграммами, которыми пестрит роман.
Режиссёр Михаил Пташук великолепно передал атмосферу фильма, нагнетаемое по ходу действия напряжение, которое кожей ощущается при просмотре. Великолепные кадры в лесу, с моей стороны, вызывают сплошные овации, настолько глубоко, красиво и «вкусно» была передана обстановка: мрачный, как бы застывший лес, хранящий следы недавних сражений, буквально затягивает, позволяя с головой окунуться в происходящие на экране события. Отдельно хочется упомянуть о картинке, которая выглядит естественно, но при этом красочно, контрастно, с хорошей цветоподачей, в отличие от многих современных фильмов на военную тематику, где создатели ограничиваются снижением насыщенности, думая, что этого достаточно для передачи духа того времени.
Операторская работа тоже на высоте: очень много интересных ракурсов, отлично использована круговая панорамная съёмка в финале фильма во время встречи «патруля» с предполагаемыми преступниками. Великолепно передана динамика в эпизодах с погоней на автомобилях, нет каких-либо заминок или нарезки, как принято в нашем современном кино, в общем, весь потенциал, заложенный в сюжете, отработан на 100%!
Отдельно хочу выделить и звукоряд. Очень часто при просмотре российских фильмов мною наблюдается какая-то театральность происходящего, будто бы события разворачиваются в каком-то камерном помещении. Я всё задавалась вопросом: что там не так? И после просмотра «В августе 44-го» поняла — дело в звуке, а точнее, в его отсутствии. В отличие от своих оппонентов фильм «В августе 44-го» пронизан звуком вдоль и поперёк. Фоновый шум просто поражает воображение: стрекотание кузнечиков, шум листвы, плеск воды — это всё звучит лучше, чем специально записанные для релаксации звуки живой природы. Озвучка выполнена чётко, слажено — недочётов нет!
Ну и наконец, актёрская игра: ну, тут аплодирую стоя! Великолепно проработаны все персонажи, характеры переданы со всей многогранностью, показанной в книге. Редко в наше время увидишь на экране героев, обычно видишь актёров, пытающихся чего-то изобразить. В фильме «В августе 44-го» всё с точностью наоборот, я верю каждому произнесённому слову, каждой эмоции, показанной на экране.
Вообще, в нашем кинематографе я не отдаю предпочтение каким-то отдельным актёрам, мол, «если он здесь играет, то я пойду на этот фильм», потому что раз на раз не приходится, стабильно хорошей игрой пока никто не радует. Однако, в данном случае не могу не выделить замечательную работу Евгения Миронова, который действительно сроднился на экране с образом Алёхина: всецело чувствуешь напряжение и давление, которое испытывает его герой, вместе с тем проявляя поразительную собранность и уверенность, свойственную руководителям. Владислав Галкин также прекрасно передал характер своего персонажа, Таманцев получился настоящим рубахой-парнем, бесстрашным и неунывающим. Очень жаль, что актёра уже нет в живых, у него действительно был талант. Ну и наконец, третий главный герой Блинов Андрей, хорошо сыгранный Юрием Колокольниковым, получился очень трогательным и юным, но стремящимся к росту как личному, так и профессиональному. Вообще, если с творчеством предыдущих двух актеров я знакома довольно неплохо, то Колокольников в то время стал для меня открытием, и его работа в этой картине мне, несомненно, понравилась.
В итоге фильм «В августе 44-го» можно легко ставить в один ряд с картинами на военную тематику, снятыми в СССР во второй половине прошлого века. Лента получилась очень атмосферной, красивой, захватывающей и невероятно художественной, в самом широком смысле этого слова. Этот фильм хочется смотреть, «смакуя» каждый кадр, как бокал хорошего вина. В наше время это дорогого стоит.
При упоминания такой фразы, как: «Кино, повествующее о Второй Мировой войне», на ум тут же приходят кинокартины, в которых показывалась оборона того или иного города или же кинокартины, посвящённые нелёгким будням советских партизан, которые рисковали жизнью, ради того, чтобы заполучить данные, от которых будут зависеть жизни тысяч и тысяч человек. И в этом нет ничего удивительного, ведь подобные фильмы должны хватать за живое, а что может справиться с этим лучше, чем герои, с уст которых срывается фраза: «Никто, кроме нас»? Да пожалуй, ничего, за это данные кинокартины и любим. Однако, во время Второй Мировой войны не только наши соотечественники «безобразничали» в немецком тылу, но и фашистские шпионы занимались тем же самым, добывая важные сведения и пуская под откос поезда с продовольствием и амуницией. И было бы справедливо, если бы подобные события были отражены в одном, а лучше нескольких фильмах о войне, не всё же американцам подобные кинокартины снимать, верно? Сказано-сделано, и вот в далёком, теперь уже и впрямь далёком, две тысячи первом году выходит «В августе 44-ого».
Знаете, как говорят: самое трудное начать? Так вот эта фраза отлично характеризует данный фильм, так как тут не будет никакой прелюдии, и зрителя сразу кидают в гущу событий. Вот русские солдаты, что-то ищут в лесу. Лесу, который выглядит заброшенным и зловещим, и есть от чего, ибо в лесу том не слышно пения птиц или треска сломанных веток. Но зато посреди этого леса стоит повреждённая немецкая техника и трупы солдат, засыпанных листвой, солдат, в глазах которых застыл немой вопрос — За что? Вот только нашим героям сейчас не до похорон солдат неприятеля. В этом лесу, которого местные жители откровенно побаиваются, велась вражеская радиопередача. К сожалению, расшифровать её не удалось, во всяком случае пока, но вряд ли в них речь шла о ценах на хлеб. Ну а коли так, то стоит найти врагов Советского Союза и допросить их с пристрастием, вот только есть одно «но» — у наших героев нет ни улик, ни свидетелей, ни каких бы то ни было доказательств, а всё, что у них есть, так это то, что время подходит к концу, и если не будет результата, то будет введён план перехват и узколобые генералы похерят весь план к сеням, а немецкие шпионы уйдут на дно. Мда, дела…
Ну что тут можно сказать? Данный кинофильм соответствует всем законом жанра. В фильме имеется интересная детективная линия, которая вызывает любопытство прежде всего потому, что герои, несмотря на все свои полномочия, связанны по рукам и ногам, и фактически они гоняются за призраками. Тут есть хорошие, нет, кроме шуток действительно хорошие, актёры, которые смогли удачно воплотить образы своих героев на большом экране. Что герой Владимира Галкина, этакий рубака-парень, размахнись, рука, рубани с плеча, а уж потом извиняйся… если, конечно же, «пациент» жив остался. Что герой Александра Балуева, который появляется на небольшой промежуток времени, но который одним своим присутствием создаёт напряжённую и мрачную обстановка, а ещё этот взгляд. Взгляд убийцы. Ну или главный герой истории, Александр Алёхина, в исполнении Евгения Миронова, который может быть спокойным и рассудительным человеком, а может прикинуться импульсивным и взбаламученным или же закосить под дурочка. Причём переход от одного образа к другому столь тонок и едва уловим, что остаётся лишь поаплодировать актёрскому таланту Миронова. А ещё тут есть то, чего в большинстве российских фильмов не додали… атмосфера. Да, безусловно, война идёт где-то там, за лесами и оврагами, но чувства защищённости всё равно не возникает, ведь смерть бродит где-то рядом.
Итог? Хороший и качественно снятый детективный триллер, что способен удержать у экранов от первого и до последнего кадра. Что же касается финальной сцены, которая идёт без малого двадцать минут, то её и вовсе смотришь затаив дыхание, так как финал у этой непростой истории может быть каким угодно.
Очень часто в последнее время на экранах ТВ мы стали наблюдать за службой наших контрразведчиков в своём тылу. «Смерть шпионам», «Диверсанты», «Разведчицы» и многие другие, но первопроходцем в этом жанре был как раз «В августе 44-ого», снятый в далёком уже 2001 году. Именно тот факт, что фильм был первым в своём роде вкупе с интересным и захватывающим сюжетом книги «Момент истины» Владимира Богомолова, и обеспечил его популярность. К слову сказать, сотрудники СМЕРШа не пользовались популярностью в действующей армии. Очень примечателен момент, когда самый юный участник группы срывается и рвётся на фронт, в Варшаву, не понимая, что он делает здесь, в тылу, когда должен воевать, как и раньше, на передовой. Может быть, именно поэтому тема СМЕРШа раньше не была популярна.
Сразу скажу, что фильм я смотрела уже много раз, поэтому сужу не по горячим следам, а уже по истечении многих лет. В целом, мне понравилось. Игра актёров на высоте. Отдаю должное В. Галкину — вообще военные роли — это его. Как никто, он органично смотрится в военной форме, Е. Миронов — тоже хорош, впрочем, как всегда. На сегодняшний день один из самых неординарных и талантливых работников своего ремесла. Понравился Балуев. Ну просто верх выдержки и спокойствия во время досмотра в лесу, достойнейший оппонент Миронову. На мой взгляд, потерялся совсем в этой сцене Я. Бойко, складывалось впечатление, что коленки у него тряслись и он не знал, что делать во время диалога смершевца и диверсанта. Кстати, заключительная сцена мне в целом показалось несколько натянутой, и что прокачка затянулась. Проверили все документы ребят, чуть ли не вплоть до водительских прав и загранпаспорта (будь они у них). А в это время на изготовке стояли 2 человек в кустах. Каждая секунда промедления, и руки наливались свинцом, постоянно сжимая рукоять пистолета и находясь в напряжении. Хотя они, наверное, ребята тренированные.
Фильм показан без пафоса, без речей типа «солдат, родина-мать нуждается в тебе, иди и бей фашистскую гадину». Это огромный плюс фильму. Работа разведчиков показана в спокойном ключе. Показаны методы «раскалывания» людей и добычи необходимой информации. Великолепно, настоящие психологи и знатоки своего дела. Что сцена с водителем грузовика (героем А. Панина), что сцена «Ваську убили»… Даже я сразу поверила, что убили именно Ваську. И в остальном, дедукция, улики, факты, умозаключения — всё логично. Детективная часть продумана досконально.
Немного непонятна сцена погони за грузовиком. Как они умудрились их упустить?! И как они упустили диверсантов из дома? Причём упустили с такой же случайной лёгкостью, как и нашли. Понятно, что людей мало, но возможность наличия в доме чёрного хода всё-таки предусмотреть стоило.
Что ж, что в итоге. А в итоге мы имеем интересный напряжённый военный детектив о войне на невидимом фронте, который никак не спокойнее и не легче фронта явного. Фильм обязателен к просмотру для любых возрастных категорий.
Ежегодно 9 мая по федеральным телеканалам показывают новые фильмы и сериалы, посвящённые Великой Отечественной войне. Но как бы ни старалось Министерство культуры, выделяя деньги на эти фильмы, качество сей кинопродукции не самое хорошее. Поэтому для меня российско-белорусский фильм Михаила Пташука «В августе 44-го», в котором наиболее правдоподобно отражена служба офицеров СМЕРШа, до сих пор входит в число любимых картин, которые не стыдно пересматривать 9 мая.
После того, как я узнала, что данный фильм подвергся критике Владимира Богомолова — автора романа «Момент истины» (по которому и сняли «В августе 44-го»), то у меня возникло желание поближе познакомиться с оригинальным источником. Сама книга мне очень понравилась (даже больше, чем фильм). Но, на мой взгляд, снять идеальную экранизацию «Момента истины» невозможно — настолько сложен для киноязыка исходный материал, где повествование постоянно меняется от третьего лица к первому (при этом то от лица Алёхина, то Таманцева), а так же постоянно присутствуют тексты шифровок, сводок, телеграмм. В итоге, вышло весьма недурно. Да, расхождения встречались. Но это вполне нормальное явление для фильмов по мотивам книг. Хотя мотивацию некоторых персонажей по фильму понять сложно (а в книге всё довольно подробно описано, что даже невозможно придраться). Поэтому картина Пташука для меня не столько экранизация известной советской книги, сколько отличный военный фильм. К тому же в самом ФСБ считают «В августе 44-го» наиболее достоверным фильмом о работе офицеров-контрразведчиков.
В отличие от попсовых «СМЕРШ», «Смерть шпионам!», «СМЕРШ: Легенда для предателя» картина Пташука самый настоящий военный детектив. Здесь делается ставка на детали и прочие мелочи, а не на зрелищность (как у большинства современных поделок). Так что некоторым зрителям покажется нудным наблюдать, как главные герои очень медленно ползают по траве в поисках следов, или просчитывают в голове каждый шаг. Однако для людей из СМЕРШ допросы и поиски улик в лесах и были тем самым полем битвы, где они вносили свой вклад в победу. Поэтому при просмотре «В августе 44-го» нужно быть очень внимательным, чтобы понимать происходящее.
«В августе 44-го» ещё получился успешным фильмом за счёт актёров, снявшихся в нём. Особенно хотелось бы отметить работу Евгения Миронова — одного из самых талантливых актёров современности. Его капитан Алёхин — спокойный, рассудительный контрразведчик, который постоянно вынужден принимать непростые решения. А специфика службы ещё и заставляет капитана примерять разные образы при общении с людьми (чего стоит одна лишь сцена встречи «патруля» с предполагаемыми диверсантами, где Алёхин притворялся деревенским простачком). Старший лейтенант Таманцев в исполнении Владислава Галкина — тоже одна из ярких и любимых работ артиста. Пусть даже его Таманцев и не похож был на книжного — этот персонаж всё равно получился очень ярким и запоминающимся (особенно в сцене, где Таманцев набросился на радиста, обвиняя его в смерти товарища, пытаясь «выбить» информацию). К слову, разведгруппы во время войны старались создавать из людей совершенно разных характеров. Поэтому в фильм даже вписался тихоня Колокольников, чей герой — лейтенант Блинов, ввиду того, что стажёр, смотрелся на фоне Алёхина и Таманцева очень тускло. Порадовали также Виктор Павлов, Александр Балуев, Алексей Петренко, Ярослав Бойко, Алексей Панин, Александр Ефимов (который, как и Колокольников, был на момент съёмок ещё студентом). Все они хоть и не имели большого экранного времени, но всё же в своих эпизодах сыграли довольно ярко.
В целом, получился достойный фильм, который приятно пересматривать. И хоть современные российские фильмы и сериалы о Великой Отечественной войне уступают советским, «В августе 44-го» один из немногих случаев, когда это не так.
Белорусские актёры на российском экране уже стали привычными. Можно по праву гордиться тем, что актёры белорусской школы и заканчивающие московские ВУЗы покоряют такие вершины и делают хоть какое-нибудь имя своей стране. Белорусы в этой сфере ценятся за своё трудолюбие и пробивной характер, хваткость. А вот союз белорусского режиссёра и команды российских актёров — дело редкое и вызывающее большой интерес.
Сотрудничество нашего отечественного режиссёра Михаила Пташука («Чёрный замок Ольшанский» по Владимиру Короткевичу, 1984; «Знак беды» по Василю Быкову, 1986) с таким российским актёром, как Евгений Миронов, даёт хорошую почву для создания чего-то поистине достойного. Уже тот факт, что Миронов в процессе работы над ролью обратился к автору романа «Момент истины», по которому и снимался фильм, Владимиру Богомолову с большим списком вопросов по книге, говорит о добросовестном подходе актёра к работе и серьёзных заявках на качественное кино.
Актёрское трио Евгения Миронова (капитан Алёхин), Владислава Галкина (Евгений Таманцев) и Юрия Колокольникова (Блинов) получилось очень разнообразным. Каждый герой — отдельный архитип. Выдержанный, сосредоточенный, вдумчивый командир Алёхин, дерзкий и наблюдательный Евгений Таманцев, тихий, осторожный, гибкий разведчик Блинов. Очень интересно наблюдать, как меняется тактика поведения каждого из них, какие качества проявляются у них в экстренной ситуации, в «момент истины». Когда собранный строгий командир операции Алёхин вдруг превращается в прекрасного актёра и играет всего лишь исполняющего приказ начальства, причём эти мастерские мгновенные переходы Миронова от одного к другому создают острейшее напряжение. Или когда подчинённый Таманцев вдруг настаивает на нарушении приказа главнокомандующего в пользу проведения операции и готов взять всю ответственность на себя. Такой «момент истины» раскрывает людей и показывает не то, какими они должны быть, чтобы угодить начальству или не быть осуждёнными за невыполнение приказа, а то, кто они есть и что они могут сделать для общего дела, при этом проявляя собственную инициативу.
Интересен режиссёрский замысел: сюжет развивается постепенно и на первый взгляд довольно нудно, что и не делает его неинтересным благодаря элементам детектива (искание тайника с вражеской рацией, выслеживание противника в глухом лесу, странные улики и мельчайшие зацепки, из которых потом логически додумываются дальнейшие действия). Ключевая же сцена длится без преувеличений 10 минут и при этом абсолютно статична: в течение всего времени позы актёров не меняются, показываются только лица героев, разговор, озвучиваются мысли, камера «скользит» по кругу, постепенно ускоряя темп, музыка становится всё громче и увеличивает взрывоопасность момента. Чтобы решиться на подобную сцену, нужно, чтобы с актёрами постоянно что-то происходило, чтобы при неменяющемся положении был виден непрерывный мыслительный процесс и, конечно, острота момента. Иначе такая сцена может вызвать раздражение и пропадёт желание смотреть фильм дальше. Здесь сцена выдержана отлично, в чём большая заслуга актёрского состава.
Операторская работа очень ясно отразила атмосферу войны: съёмка из-за кустов создаёт ощущение слежки, как будто за героем подглядывают; из-за спины камера как бы крадётся; много круговой съёмки, где камера скользит по лицу в моментах размышлений героя, благодаря чему ещё лучше ощущается работа ума.
Имя Александра Градского в роли композитора готовило к феерии, но музыкальное оформление оказалось довольно аскетичным, что, наверное, даже лучше. Где нужно, музыка подчёркивает особо острые моменты, где-то даже предваряет их, тем самым вызывая нужную эмоцию, обостряет конфликт, то есть работает на общее ощущение.
«В августе 44-го» отличается от других военных фильмов отсутствием пафоса, с которым обычно изображалась война, и ярко выраженного героизма персонажей. При этом фильм нельзя назвать сухим, наоборот, он очень душевный и человечный. Как раз то, что герои фильма — обычные люди, и делает его более «земным», приближает к действительности, гораздо проще и естественнее сопереживать таким персонажам. Что ещё характерно, тут нет любовной линии, которая обычно является неотъемлемой частью кино о войне, но, как ни странно, это не делает его менее душещипательным.
Несмотря на явные достоинства, есть несколько спорных моментов, и один из них — нелепый белорусский говор явно не белорусского происхождения у героя Александра Лабуша (Васюков), скорее даже не русская речь с белорусским акцентом, а белорусская речь с русским. Такой говор никак не характерен для белорусской трасянки, тем более в Западной Беларуси, и более того, раздражает.
Фильм «В августе 44-го» имеет большое значение для белорусского кинематографа, работа белорусского режиссёра с таким актёрским составом — немалое достижение. Приятно осознавать, что у нас есть достойный современный фильм о войне, что наше кино не осталось в прошлом веке, а ещё способно что-то породить.
Фильм Михаила Пташука повествует о группе СМЕРШа, которой очень важно выйти на вражеских агентов, подающих из леса сигналы. Информации минимум, версий — множество. Нужно в прямом смысле ползать на брюхе и, как бы это ни было противно лейтенанту Блинову, собирать окурки и осматривать каждый сантиметр, каждый след, каждую поломанную веточку.
Вместе с героями зритель, затаив дыхание, передвигается по лесу, выслушивает разных полезных и не очень свидетелей. А так как до самого финала фильм не скажет, кто на самом деле является этими вражескими агентами, то зрителю придётся наравне с контрразведчиками отрабатывать версии и следить за всеми уликами, зацепками и фактами. То есть, детективную составляющую данный фильм проявляет в полной мере.
Но самый главный и самый кульминационный момент — это, конечно же, финальный эпизод. Тот самый «момент истины». Очень напряжённый, нервный, аритмичный. В фильме его сумели сделать поистине захватывающим и не отпускающим до самых титров. Хотя в первоисточнике, может быть, он был ещё дольше, ещё напряжённей и тревожней. Но это не умаляет того, что режиссёр сумел перенести эту тревогу на экран. Он обозначил ситуацию, донёс до зрителя важность операции, и вместе с тем её невероятную рискованность. Момент истины в фильме — сильнейший момент фильма. И отдельное за то спасибо актёрам. Бытует даже мнение, что это лучшие роли Евгения Миронова и Владислава Галкина.
Это достойный фильм. В фильмографии любого человека, участвовавшего в его создании, он должен быть предметом гордости. Особенно сейчас, когда киноделы всё больше хотят лить грязь на прошлое и снимают отвратительные фильмы, паразитирующие на теме Великой Отечественной. Фу такими быть. А «В августе 44-го» отличный фильм. В нём ещё есть какое-то уважение к тем, кто всеми силами приближал победу.