Молли – это тихая гавань для Шерлока, где он может укрыться на время от бурь и боли, почувствовать врачующую силу любви и заботы, ничего не требующей взамен. Не случайно, одним из тайных пристанищ Шерлока была свободная комната у Молли.
Какой маленькой, серой мышкой она была в начале сериала, не смела и голос подать, а в последней серии она хлещет Шерлока по щекам и кричит: «Как ты смеешь предавать любовь друзей и губить свой талант! Ты хоть сожалеешь?». И Шерлок отвечает: «Сожалею, что твоя помолвка расторгнута. Хотя рад отсутствию кольца». Можно понять: а то бы ты этим кольцом поранила мне лицо. А можно увидеть глубинный смысл, который Шерлок хочет скрыть от посторонних глаз: «О, Молли, ты всё так же любишь меня, благодарю, дорогая». Он спокойно принимает её гнев и пощёчины, будто она имеет на это право. Потому что он сам сделал её такой, вселил в неё уверенность в себе, способность бороться, силу в её любовь». Он, как Пигмалион, ваяет своё окружение себе под стать, чтобы не вести их за собой, а идти рядом, вместе.
Посмотрите, как изменился Джон. Когда он вернулся с Лестрейдом на Бейкер-стрит после побега Шерлока из больницы, он всё продедуктировал лучше инспектора Скотланд-Ярда. Сразу заметил, что Шерлок вернул на место его кресло, тут же понял – почему, сообразил, что Шерлок видел стрелявшего, потому что получил пулю в грудь, и раз не назвал имя преступника, значит, хочет его защитить. Но кто это? Сел в кресло, увидел духи и сразу нашёл ответ. Вот что значит быть рядом с Шерлоком, быть его другом: начинаешь ВИДЕТЬ причины, связи, механизмы социума. Ведь Шерлок – социопат: отклонение от нормы, не такой, как обычные люди, т.е. он не варится в общем котле социума, он вышел за его пределы, видит его со стороны и понимает все его взаимосвязи.
Почему Шерлок сразу не раскусил Мэри? Да потому, что он открылся ей, впустил её в себя, ведь она – любовь Джона – его лучшего друга, самого любимого человека для него. Да, он понимал, что с точки зрения разума – это опрометчиво. Он сам говорил по этому поводу Ирэн: «Но Вы не смогли устоять. Верно? Я всегда полагал, что любовь – опасный недостаток». И вот он сам не смог устоять перед своей любовью к другу и его избраннице, он доверился и не стал её сканировать, за что поплатился. Он мог бы после этого закрыться и наказать Мэри, но он действительно глубоко любит, и для него его друзья, все, кого он любит – важнее всего на свете. Он не только не закрыл своё сердце, но сделал всё, чтобы сохранить отношения и сделать их ещё прочнее.
Некоторые считают, что любовь должна распространяться на всё, неважно, Джон, Салли Донован или Магнусен. Они начинают биться в истерике, когда Шерлок ставит на место зарвавшихся ненавистников: ах, что он делает с Донован, какие гадости про неё говорит! Так не делай сама гадости и перестань ненавидеть. Дай им волю, и они станут причиной травли Шерлока и его самоубийства. Зря, что ли, снята серия, где «тьма» пытается его уничтожить? Она – наглядное пособие того, что бывает с людьми, если они перестают защищаться. Но не на того напали! Шерлок сам согнёт в бараний рог своих врагов, защитит себя и всех, кого любит. Надо быть планктоном, биомассой, овечками, которых разводят только для того, чтобы резать и стричь, травоядными, как их называет Магнусен, чтобы их есть, когда голоден, и «иметь», т.е. унижать, когда хочется получать удовольствие. И биомасса верещит в экстазе: да-да, имей нас, ешь нас, а мы как-нибудь переживём, впадём в анабиоз. Да здравствует толерантность (от лат. терпение), объединённая гейропа, равноправные пидоры….». Для того и ставят этот сериал его создатели, что у них уже стоит вопрос: «Быть или не быть?» из-за этой вседозволенной «любви», поэтому они делают упор не на суматоху раскрытия преступлений, а на социальные процессы, и здесь каждый герой несёт в себе определённый образ социального явления.
Итак, Молли, милая, добрая, тихая девочка. Она пыталась жить, как все, начала встречаться с парнем, строить с ним отношения, но трудно жить в иллюзорном мире с бледной копией, когда перед глазами оригинал, любимый, неистовый, сильный, смелый, умный и всё понимающий. И уж если нет возможности стать его избранницей, то она готова быть для него надёжным и преданным другом.
Последняя серия сезона открывает нам другого Шерлока. Его незаурядная работа ума проходит фоном. На первом плане – его чувства. Мы узнаём, как много у него болевых точек, привязанностей и любви к друзьям и близким, насколько он ранИм, но крЕпок духом. И если Майкрофт не только работает, но и живёт «под прикрытием», когда скрытность стала его второй натурой и образом жизни, то у Шерлока уроки брата сохранились в основном в манере поведения. Шерлок не работает среди преступников, он их разоблачает, поэтому может позволить себе главное - дружбу и любовь.
Это хорошо показывает момент между жизнью и смертью, его борьба и возвращение. Этот потрясающий художественный образ – нечто уникальное, поразительное и гениально снятое. Плотно упакованную информацию в несколько мгновений, от выстрела до падения на пол, затем шока, умирания и возвращения к жизни нам распаковали и подробно, шаг за шагом, показали в виде ярких образов. Показали все пережитые чувства смертельно раненного Шерлока.
Как только пуля попала в грудь, он вспомнил все свои привязанности, они, как нити, помогали ему удержаться в этом мире. Моуди далеко до этого с его книгой «Жизнь после жизни» - результатом его исследований о переживаниях в момент смерти тела. Они бледнеют перед тем, что предлагают нам увидеть собственными глазами создатели сериала в третьей серии. У Моуди главный упор делается на выход души из тела, её полёт по туннелю и выход из нашей реальности, а в сериале показан последний этап потрясающей борьбы человека за жизнь в этом и том мире. Причём, задействован весь его арсенал: лихорадочно думающий ум, страдающее от боли тело и глубоко чувствующая душа.
После выстрела душа начинает медленно покидать тело, черты лица приобретают неясные очертания. Мы видим, как Шерлок спускается по ступеням в колодец туннеля – отличный художественный образ. Первыми приходят на помощь те, кто любит ЕГО: Молли пощёчиной возвращает ему ясность сознания и заставляет думать. Майкрофт своим менторским тоном и высокомерием провоцирует Шерлока на возвращение силы воли и по окрепшему, твёрдому голосу Шерлока, мы понимаем, что это удалось. Даже Андерсон здесь, став его фанатом, он готов помочь в принятии правильного решения.
Решение принято. Шерлок падает на спину и видит своё тело со стороны в морге. Это шок – душа вышла из тела, но связующая их нить ещё не разорвана, хотя очертания всего становятся ещё слабее. Боль после шока приходит в образе Мориарти. Шерлок запрятал её глубоко внутри в звуконепроницаемое, замкнутое пространство и посадил на цепь. «Почему ты не чувствовал боли?» - «Боль чувствуешь всегда, Шерлок, но не её нужно бояться. Боль, смерть – всё это хорошо. Ну же, Шерлок, давай, умирай. Мёртвым быть хорошо, никто тебя не достаёт». Опять потрясающий образ внутренних размышлений, когда Шерлок через Мориарти разговаривает сам с собой.
«Все будут рыдать, а Джон наплачет целый океан слёз. Он меня больше всех беспокоит. Ну и жена у него. Да, подводишь ты его, Шерлок. Ватсон в опасности – это точно» - продолжает Мориарти внутренний диалог. И тут Шерлок резко открывает глаза – сработала его главная болевая точка, ЕГО «принцесса» в опасности! Не случайно он говорил таксисту-убийце: «Она забрала детей, но вы любите их, и вам ещё больно… Вы убивали не потому, что у вас горе. Горе парализует. Любовь – мотиватор куда серьёзнее». В момент остановки сердца приходит на помощь тот, кого больше всего любит ОН. Нельзя, не время умирать. Он выбирается из замкнутого пространства и с неимоверными усилиями, перекошенным от боли лицом, изо всех сил карабкается вверх по лестнице. В операционной бригада врачей, уже потушив прожектор, собираясь уходить, видит, как на мониторе вместо прямой линии появляются электроимпульсы. Сердце заработало, душа вернулась в тело и лицо вновь обрело ясные очертания. Потрясающий образ, гениальная идея, уникальная съёмка, удивительная, потрясающая актёрская игра Бенедикта Камбербэтча.
Очень ярко характеризуют Шерлока его отношения с Джанин. Шерлок использует их в интересах дела, и поэтому не заходит слишком далеко: «Ты лгал мне». – «Я просто использовал нашу связь». – «Связь?! Ничего же не было!». И чтобы скрыть смущение, Шерлок отвечает: «Я просто ждал нашей свадьбы». Джанин «не растерялась» и в отместку использовала отношения с Шерлоком, чтобы заработать. Она даёт интервью в газетах и на телевидении – какой Шерлок развратник. Он принимает это спокойно, как неизбежную расплату, и в ответ со злой иронией замечает, что в результате этой дезинформации она сама выглядит шлюхой. Оба понимают, что между секретаршей Магнусена и Рыцарем, сражающимся с драконами и мировым злом, не может быть любви. В этой истории Шерлок выглядит не только намного лучше Джанин, он сохраняет душевное и физическое целомудрие, и именно это меня восхищает.
В конце последней серии сезона Шерлок предстаёт перед нами очень цельным человеком: не разменивается по пустякам, глубоко чувствует и любит, гениально и нестандартно мыслит, умеет отстаивать и сражаться до конца за свои убеждения. Думаю, создатели сериала вышли из тени и стали открыто говорить о своих убеждениях потому, что знают наверняка: грядёт Восточный ветер.
Вообще, глубоко трогательно, что практически в смертный час Шерлок первым делом вспоминает Молли. Не "Эту Женщину" - Ирэн, к которой у него была очевидная страсть. Ясное дело, не Джанин. И даже не какую-нибудь "первая любовь" (а ведь готова поспорить, что была, была платоническая влюбленность лет в 12...). Именно Молли, которую Шерлок явно не воспринимает, как женщину. Но она так важна в его жизни, такое место занимает в сердце и в разуме, что первая его мысль перед смертью - о ней.
Про Шерлока и Джанин... Когда мы видим (глазами доктора Ватсона), что у Шерлока может быть подружка, то мы (вместе с доктором) просто в шоке! И вопросы, конечно, именно поэтому, а вовсе не из-за намеков на "голубую" тему. Я сама, когда смотрела первый раз, просто постоянно останавливала фильм и пересматривала (хотя я и так все время это делаю, останавливаю фильм и пересматриваю моменты по два-три раза) и говорила: нет нет! быть не может! не может быть! Но вот же, как же: она вышла из его спальни, они вместе резвятся в душе, потом мило целуются на прощание, "позвони мне" и все такое! Просто обалдеть! Ну я точно была в шоке! И уже только когда Шерлок с доктором приходят в офис Магнуссена, тогда все становится понятно: ну конечно, так и должно было быть. Это же секретарша (служанка) в доме Магнуссена (Милвертона). Ну и вздох облегчения, когда в больнице Джанин говорит: ничего же не было. Шерлок: я ждал нашей свадьбы! Блестяще!
Не перестаю удивляться последней серии. За какую ниточку не потянешь, везде возникает уйма вопросов. Причём ответить на них важно лично для себя, а не только для разгадывания загадок сериала.
Когда Джон пристрелил серийного убийцу, Шерлок понял, что у него есть Кодекс Чести, следуя которому, Джон спас ему жизнь. Именно это их сразу сблизило. Сам Шерлок только находил преступников силой своего незаурядного ума и отдавал в руки правосудия. Поэтому он называет себя сыщиком-консультантом. Шерлока всё время подводила вера в «костыли» ума – технологические новинки. В случае с Мориарти он считал, что тот имеет власть благодаря универсальному коду, который, как ключ, открывает все секретные компьютерные программы. В случае с Магнусеном, что тот имеет власть благодаря огромному хранилищу секретной информации, которую он считывает с помощью портативного приёмника в виде очков.
«Никакого кода нет, дубина!» - говорит Мориарти Шерлоку, как и Магнусен: «Хранилища нет и никогда не было». Но чтобы поставить Шерлока в безвыходное положение и заставить покончить жизнь самоубийством, Мориарти пришлось покончить с собой. Только благодаря помощи брата, Молли и сети бездомных Шерлок остался жив. А Магнусен и не собирался умирать, он считал, что ещё до начала игры поставил Шерлока в безвыходное положение. Ему оставалось только проверить, стоит его опасаться, или Шерлок с Ватсоном управляемы, как и все. Не зря ведь он заметил в начале первой встречи про леди Алисию Смолвуд:
«Англичанка со стержнем» и спустя несколько минут проделал первый трюк: помочился в камин.
Конечно, Шерлок всё это просчитал, и даже необходимость стрелять на крайний случай, но в глубине души надеялся, что до этого не дойдёт. Но взял плащ Джона с пистолетом, потому что шёл один на один на сделку с дьяволом, в этот раз у него не было поддержки брата. И главное, он сам поставил себя в безвыходное положение насчёт выстрела. Не случайно заранее называл себя высокофункциональным социопатом. При необходимости стрелять ему было не отвертеться от самоличного наказания преступника, потому что он невольно помешал это сделать Мэри. Если бы Мэри убила Магнусена в его офисе, то ничего бы не было: ни ранения Шерлока, ни сделки с дьяволом, ни выстрела в Магнусена. Так почему же создатели сериала поставили Шерлока в такое положение. Думаю, они хотели заставить зрителей разобраться в одном из главных вопросов человечества: Где та золотая середина, которая даёт ответ – благо это, или беда?
И чем больше мы будем раскачивать маятник, тем труднее будет договориться. Не случайно человечество кидает от «слезинки ребёнка» Достоевского до концлагерей Третьего рейха. На одном конце призывают не трогать, как необходимое зло, даже отъявленных мерзавцев, на другой мучают и убивают невинных детей. И если перефразировать Майкрофта: «Прогоните их, они кругом не правы», то что ответим мы?
У цивилизаций Запада и Русского Мира разный Путь развития. Запад развивался за счёт грабежей и колоний, мы за счёт своего труда, да ещё помогали другим. Кто такой их герой Робин Гуд? Рыцарь, сын землевладельца. Отправился в грабительский поход, прикрываясь целью отвоевать гроб Господень у иноверцев. Не получилось. Вернулся, притворился нищим, но и дома надо всё своё отвоёвывать с боем, богатые соседи всё прибрали к рукам. Это как наш Дубровский. Если бы у него Машу не отобрали, чего бы ему становиться разбойником. Или белогвардейцы во время Гражданской, не случайно один из участников белого движения уже в эмиграции понял: «мы думали, что стреляем в большевиков. Оказалось, мы стреляли в Россию». Да, мы не центр Мира и не его хозяева, оттого у нас нет ни одного завоевателя или правителя, но есть десятки гениальных полководцев и Святых. Мы никогда не нападаем, но умеем защищаться и стоИм до последнего. Потому НАШИ войны Отечественные и Священные и те, кто убивает врагов – герои. Мы воюем не за власть и богатства, а за Отечество и саму жизнь тех, кого любим. Ради этого мы готовы в первую очередь жертвовать своей жизнью и никогда не нападём на безоружного (к Магнусену это не относится) человека или открытого к нам всей душой.
Поэтому у меня в сердце сидит заноза из-за выстрела Мэри, и я никак не могу её убрать. Думаю, Шерлок простил Мэри потому, что его «принцесса» - Джон Ватсон – был в беде, и она этим выстрелом защищала не только свою любовь к мужу, но и его самого, из страха, что правда о ней сломает Джона. Но моя
«принцесса» - это Шерлок, и мне понятны слова его матери: «Кто-то всадил в моего сына пулю, и когда я узнаю, кто, я превращаюсь в абсолютное чудовище». Я бы даже в офисе Магнусена доверилась Шерлоку, потому что люблю. Мэри и Шерлока объединяет только любовь к Джону, не случайно перед отлётом в Восточную Европу он говорит ей: «Ты присмотришь за ним вместо меня?». Мэри не любила Шерлока, иначе никогда бы не смогла в него выстрелить, а пожертвовала бы скорее собой. Поэтому я не смогла до конца простить её. Возможно, создатели сериала в четвёртом сезоне дадут нам о ней побольше информации и смогут вынуть занозу. Подожду.
С отношением к Майкрофту у меня тоже произошли серьёзные метаморфозы в третьей серии. «Те, кто посвящён в суть дела, знают, что Майкрофт Холмс – самый влиятельный человек в стране. Ну, кроме меня» - сказал Магнусен. Мир сейчас стремительно меняется, в том числе и состав теневого Мирового правительства. Постепенно уходят такие, как Магнусен, и им на смену приходят те, кто хочет перемен. То есть, такие, как Майкрофт, леди Смолвуд, Шерлок Холмс.
Шерлок затеял сделку с дьяволом, чтобы посадить его в тюрьму. Магнусен по этому поводу говорит:
«Майкрофт искал подобную возможность долгое время. Ваш брат сможет гордиться вами по праву. Так почему же я улыбаюсь? … Потому что Шерлок Холмс совершил одну огромную ошибку, которая разрушит жизнь всех, кого он любит, уничтожит всё, что ему дОрого». Ясно, что магнусены будут биться до последнего, хотя знают, что их время заканчивается. Мы, к счастью, живём в конце той «ночи», которую они нам устроили, мы смогли устоять, и хотя борьба идёт уже давно, заключительная фаза ещё впереди.
Сражаясь с магнусенами, Майкрофт использовал их методы управления, был всегда начеку, думал одно, говорил второе и делал третье, никогда не открывался и всегда носил «бронежилет», иначе бы он просто не выжил. Всю свою жизнь, незаурядный ум и способности он посвятил возрождению Англии. Майкрофт был намного старше Шерлока, поэтому тот для него был не только братом, но и его ребёнком. Он хотел уберечь его от ошибок и пытался собственным примером и поведением научить, как не открываться и не впутываться в отношения: «Я предупреждал: только не впутывайся». – «Ни во что я не впутывался. Джон позвал меня в шаферы, что тут такого?». Всю жизнь Шерлока тяготили поучения брата, он задыхался под его плотной опекой и мечтал вырваться на свободу. Стоило Майкрофту в Букингемском дворце в начале беседы произнести: «Я поведу?», как Шерлок тут же отреагировал: «Вот вся моя жизнь в двух словах».
В начале третьей серии Майкрофт спрашивает: «Ну что, Шерлок, опять подсел?» - «Это не то, что ты думаешь. Это всё ради дела» - «Какое дело это может оправдать?» - «Магнусен». И вот тут Майкрофт меняется в лице, у него появляется страх за Шерлока. Он уже однажды пережил сильный удар и страх за него, когда тот чуть не стал трофеем не только Ирэн, но и Мориарти. Несмотря на провал операции, шантаж Ирэн и требование Мориарти о встрече, Майкрофт пытается прикрыть Шерлока и берёт всё на себя: «Я отправил тебя в её лапы. Прости». Поэтому он сразу старается пресечь интерес Шерлока к Магнусену:
«Пойдёшь против Магнусена и вскоре обнаружишь, что пошёл против меня». Он уже давно всё просчитал, потратил напрасно уйму усилий и времени, знает, к чему всё приведёт, и не хочет рисковать Шерлоком. Он готов даже на ложь, утверждая, что Магнусен - необходимое зло и даже полезен в его работе.
И хотя Шерлок раскрыл много преступлений, уничтожил Мориарти и всю его сеть, предотвратил террористическую угрозу, но не дооценил опасность схватки с Магнусеном, который был не просто преступником, а представителем закулисной власти, причём самой опасной и беспринципной её части. Он пошёл на встречу с открытым забралом, так же, как в случае с Мэри, пошёл навстречу её пуле с открытым сердцем. Образно выражаясь, открыто встал на линию огня, оттого Майкрофт со страхом кричит: «Не стрелять! Не стрелять в Шерлока Холмса!» и затем произносит со слезами на глазах: «О, Шерлок, что ты натворил». Вот когда мы увидели настоящего Майкрофта, без «бронежилета». Он невольно открылся, потому что ЕГО «принцесса» оказалась в смертельной опасности.
А его фразы: «… необходим скальпель, острый, безжалостный и не знающий мук совести», «Ну что за абсурд. Мне не свойственны приливы братского милосердия» и «мой брат – убийца» - лишь слова и скрывают противоположные чувства, потому что он умеет быть ВНЕ линии огня, оттого и является самым влиятельным человеком в Англии. Вот таким теперь я вижу Майкрофта. Узнав его получше, ничего не могу с собой поделать: он мне очень нравится.
Отредактировано Кассандра (2014-10-10 03:34:26)