Убийство в восточном экспрессе
Описание:
"...Известный на весь мир детектив Агаты Кристи "Убийство в Восточном экспрессе" обретает новую жизнь в форме приключенческой игры. Её сюжет весьма близок к оригиналу и изобилует загадочными событиями, интригами и эффектными разоблачениями. Однако почитателей детективного жанра ждёт совершенно неожиданная концовка, совсем не такая, какой она была в романе. Игроку предстоит оказаться в знаменитом Восточном экспрессе в роли Антуанетты - нового персонажа, введённого в игру разработчиками, - и помочь знаменитому бельгийцу Эркюлю Пуаро раскрыть необъяснимое убийство мистера Рэтчета. Его ли жизнь хотел забрать загадочный преступник? Кто из респектабельных пассажиров первого класса мог пойти на хладнокровное убийство, и главное - зачем?..."
— Леди и джентльмены, прошу внимания! — Агата постучала карандашом по бокалу. — Итак, в результате обследования места происшествия, анализа так называемого завещания и бесед с вами мне удалось составить полную картину преступления. Но начать мне придётся издалека. Готовы ли вы слушать?
М. Успенский, А. Лазарчук «Посмотри в глаза чудовищ»
Пролог
Детективный жанр при всей его несомненной привлекательности для создателей квестов таит в себе массу подводных камней, способных если и не разбить лодку, то изрядно её поцарапать.
И один из таких камней — предсказуемость.
В самом деле, какой здравомыслящий человек рискнёт дописывать за леди Агатой Кристи «новые, доселе неизвестные истории»?.. В лучшем случае это будет удачная стилизация, в худшем... но не будем сейчас о грустном.
Взяв сюжетом знаменитый детективный роман «Убийство в Восточном экспрессе», создатели игры сделали ставку на довольно-таки аккуратное следование тексту: перечитав роман, можно легко убедиться, что сохранена не только сюжетная линия, но и характеры, и диалоги. Сохранён даже тот эпизод, в котором вскоре после того, как «Восточный экспресс» покидает Стамбул, Пуаро отвечает отказом на предложение работы от мистера Рэтчетта — одного из пассажиров и самой неприятной личности во всей этой увлекательной истории. Отказ, конечно, изрядно ранит самолюбие американского миллионера, но, невзирая на всю его злопамятность, долго огорчаться по этому поводу ему не позволяет судьба: поезд входит в полосу заносов, потом останавливается из-за снежного обвала, и в ночи глухой мистер Рэтчетт после многочисленных ножевых ранений отходит в мир иной. Всё как в оригинале.
Впрочем, совершенно обойтись без изменений не удалось. Посчитав, что столь выдающаяся личность, как Эркюль Пуаро, попросту не может сделать то количество ляпов, без которых наверняка не обойдётся игрок, Ли Шелдон, автор сценария, и AWE Games решили проблему несоответствия довольно просто: вместо месье Бука, владельца железнодорожной компании и старого знакомого «маленького бельгийца», в поезд села мадемуазель Антуанетта Марсо.
И поскольку эта достойная леди не обязана быть великим детективом, ей под руководством игрока позволено и бестолково бегать по поезду в поисках какой-нибудь необходимой улики, и упускать значимые детали, и совершать ошибки. Сам же Эркюль Пуаро, повредив лодыжку в тот момент, когда поезд резко затормозил перед снежной преградой на пути, вынужден пребывать в покое в своём купе, полагаясь на энергичность и сообразительность мадемуазель Марсо. Что, впрочем, не мешает ему строить свои умозаключения на основе её регулярных отчётов.
Откровенно говоря, мне подобное решение пришлось по душе: мы с Антуанеттой, как и предполагали создатели игры, столько раз ошибались, что нам было даже как-то неловко так часто беспокоить великого детектива в надежде на подсказку.
Факты: Показания свидетелей
Детектив от леди Агаты Кристи — это, как правило, не столько раскрытие убийства, сколько люди, их характеры и их тайны, заключённые в сюжетную рамку расследования. Литература, причём литература неторопливая и аккуратная.
И надо признать, игра по большей части сохраняет авторский стиль: расследование ведётся в сдержанной английской манере, диалоги неизменно соответствуют характерам (впрочем, некоторая их часть напрямую перекочевала в игру из оригинального текста, чему можно только порадоваться), манера речи и интонации персонажей индивидуальны и выразительны, а ощущение собравшейся в поезде «пёстрой компании» не в последнюю очередь создаётся за счёт разнообразных акцентов.
Нельзя не отдать должное мадемуазель Марсо — случайная ассистентка Пуаро весьма корректна в общении, умна, решительна, что, дополняясь определённым бесстрашием, создаёт очень приятное впечатление.
Этот образ — целиком и полностью заслуга Ли Шелдона, и, пожалуй, за него я склонна простить сценаристу безнадёжно слезоточивый финал, более всего подходящий для мелодрамы средней руки.
Увы, создатели игры, видимо, сочли, что известной истории недостаёт то ли свежей нотки, то ли некоторого оптимизма, и изменили развязку. Кому настолько изменило чувство меры и стиля — сказать не рискну, но сам факт удручает. Впрочем, я пристрастна. Возможно, для кого-то подобный выверт сюжета с Дейзи Армстронг и будет счастливой неожиданностью, затмевающей прискорбный стилистический провал.
Если бы ещё аниматоры чуть лучше потрудились над внешним обликом бедной девочки... Но о работе художников стоит рассказать отдельно.
Человеческие лица и в особенности мимика — величайший камень преткновения игровой анимации. Следующей по списку проблемой идёт пластика. Эти сложности не обошли и AWE Games, где к решению вопроса подошли хотя и не без старания, но явно недостаточно внимательно. Результат получился средненьким: каким-то героям повезло больше, каким-то — меньше. Больше всех не повезло бедняжке Дейзи, из-за чего её триумфальный выход на сцену сопровождался взрывом не прописанного в сценарии восторга.
Как ни странно, оба центральных персонажа — Эркюль Пуаро и Антуанетта, альтер эго игрока — тоже не могут похвастаться своим внешним видом. Искреннее недоумение вызывает великий детектив, лежащий под пледом в полном облачении джентльмена — разве что шляпы и трости недостаёт. И не менее искреннюю печаль вызывает мадемуазель Марсо, при создании которой настолько поскупились на мимику, что её лицо, и без того довольно-таки шаблонное, приобрело сходство с пластиковой маской.
Второй камень преткновения тоже не удалось обойти без потерь: пластика действующих лиц выдаёт проблемы с суставами и некоторую дискоординацию. Неестественные движения и скованная походка, наклеенная прямо на кожу одежда — нельзя сказать, что эти детали мешают играть, но и не замечать их сложно.
Окружающая героев действительность вызывает смешанные чувства. Стамбул, похожий на мелкопоместный привокзальный рынок, заснеженные окрестности загадочной хижины, интерьеры Восточного экспресса...
К слову об интерьерах. Они неоднократно подвергались суровой критике — дескать, много бутафории, мало функциональных объектов... Но, позвольте, речь идёт о знаменитом Восточном экспрессе! Это поезд, где современный минимализм не в чести. Зато в чести бархат, батист, хрусталь и начищенная медь — и как раз их-то отчетливо недостаёт. К сожалению, к пассажирским вагонам художники подошли менее творчески, нежели к вагону-салону или вагону-ресторану: купе выглядят излишне скромно для первого и второго класса легендарного Восточного экспресса.
Вдобавок при осмотре апартаментов создаётся впечатление, что живых людей в поезде на самом деле нет: ни раскрытой книги, ни газеты с последними новостями, ни хотя бы отложенных на время игральных карт. Только у покойного миллионера в пепельнице на прикроватном столике есть пепел — и то лишь потому, что в этом пепле прячутся ценные улики.
Два вагона, в каждом из которых 16 мест, сильно осложняют задачу по методичному сбору улик: купе много, они очень похожи друг на друга, и не всегда получается вспомнить, не обошла ли мадемуазель Марсо своим вниманием какое-нибудь из них. А между тем обшаривать их, не пропуская ничего, придётся неоднократно — хорошо ещё, что в инвентаре есть блокнот, и всегда можно заглянуть и уточнить, выполнено ли задание или это только кажется, что оно выполнено.
Игра вообще требует методичности и аккуратности, и есть несколько правил, которые лучше соблюдать хотя бы во имя сохранения собственных нервов. Во-первых, каждое дело нужно доводить до конца, вне зависимости, сбор паспортов это или сличение обуви. Во-вторых, каждая улика, попавшая в нежные ручки Антуанетты, должна быть подробно изучена в инвентаре.
Инвентарь, активизирующийся правым щелчком мыши, представляет собой многофункциональный и весьма удобный в использовании виртуальный «карман», куда попадает всё, имевшее несчастье заинтересовать мадемуазель Марсо. Многофункциональный — потому что помимо улик в нём хранятся документы, включая рабочий блокнот, и на специальной вкладке можно работать с предметами, комбинируя их друг с другом. Например, если соединить плоскогубцы и медный браслет, получится безнадёжно испорченный медный браслет — очень, очень полезная вещь. И вот о пользе подобных предметов и пойдёт сейчас речь.
Помнится, создатели обещали, что нелогичных загадок не будет. Однако на определённом этапе игры от Антуанетты требуются навыки радиолюбителя, и метод починки сломанной аппаратуры при помощи статуэтки, апельсинового сока и чаши для пунша способен заставить задуматься о границах человеческих возможностей. Логика неспециалиста просто-напросто пасует перед столь причудливым набором деталей.
Наградой за интеллектуальные мучения будет редкой красоты натюрморт. И... есть подозрение, господа, что интернет и информационные поисковые системы изобрели ещё до Октябрьской революции. Потому что вторым призом за создание авангардной радиотехники станет общение с неким молодым, но подающим большие надежды юношей. Тот, помогая Антуанетте в меру своих скромных сил, без особенного труда находит ответы на столь дурно сформулированные вопросы, что автор сих строк склонен заподозрить талантливого парня не только в проникновении во Всемирную паутину, но и в экстрасенсорике.
На фоне этого Deus ex maсhina такие мелочи, как следы в сугробе, которые всю игру не может засыпать метель, или удачно обнаружившаяся неподалёку от поезда хижина, кажутся сущими пустяками.
Самое оригинальное прохождение игры здесь - https://www.igromania.ru/article/12083/ … resse.html
Отредактировано Кассандра (2024-01-17 20:31:13)