"Искусство преступления". Впечатления от просмотра сериала [1-5 сезоны]
Примечание: возможны спойлеры
Есть у этого произведения небольшие странности. Вроде бы, это телевизионный сериал, хоть и французский, но количество серий в нём немного необычное. Если первые два сезона включают в себя по шесть серий, то, начиная с третьего, мы в сезоне получаем по две серии. При этом ещё и хронометраж этих серий изменился с 40 минут на полуторачасовой. Не самый привычный подход, как по мне, для телевизионного сериала, хотя, может, у них там во Франции подобное и нормально. Но есть тут и другая особенность. В России этот сериал явно не пользуется популярностью, потому что из пяти сезонов только первые три имеют русскую озвучку (3 сезон, если что, в 2019 году вышел). И то она любительская, и не самого лучшего исполнения. Поэтому 4-5 сезон мне пришлось смотреть с субтитрами (это был мой первый опыт такого просмотра; я всегда с сомнением относился к просмотру с субтитрами, так как думал, что, читая субтитры, от видеоряда будешь постоянно отвлекаться, или что придётся постоянно перематывать, чтобы пропущенную реплику прочитать; но я ошибался и вполне можно смотреть и субтитрами произведения). То есть, чтобы нормально посмотреть сериал, необходимо будет немного подготовиться.
Но зато вот сам сериал оказался очень даже неплохим. Это детектив про полицейские расследования, где в основу каждого дела закладываются произведения искусства (в основном живопись). И наверное, его можно назвать относительно простым. Сериал не особо захватывающий или приключенческий (у меня произведения об искусстве ассоциируются всегда с чем-то наподобие "Код Да Винчи"), это действительно по своей сути обычный полицейский детектив, где в основе сюжета находятся отношения полицейского и консультанта. Хотя стоит сказать, что всё же приключенческие элементы здесь присутствуют, но скорее в локальных сюжетах, а не в своей основе (и чем дальше от начала, тем их становится больше, потому что начинается всё совсем простенько). Но при этом сама детективная часть здесь очень даже интересная. Сериал всегда вводит обильное количество персонажей для подозрений, само расследование обычно проходит бодро, а развязка порой может оказаться даже неожиданной, но логичной, так как к ней тебя подводили до этого. К тому же, так как сериал про искусство, то отчасти он познавателен. Про картины и жизнь их авторов обязательно что-нибудь да расскажут. Таким образом, смешав всё это, получается вполне себе достойный детективный сериал. Не шедевр, но держится он крепко.
Структура же у сериала следующая. Так как это, по сути, детективный процедурал, где основой являются раскрытия преступлений, а общий сюжет всё это как-то вместе связывает, то, учитывая специфичность в количестве серий, о структуре сказать можно. Первые два сезона устроены по принципу: две серии — одно дело. А вот уже с учётом полуторачасового формата принцип меняется на: одна серия — одно дело. Таким образом получаем 12 раскрытых преступлений на все вышедшие сезоны. Казалось бы, что это небольшое количество, но зато качественно сделанное (нет такого ощущения, что всё хуже или избитее становится от сезона к сезону, я бы даже сказал наоборот).
Пересказ сюжета
Теперь же к самому сюжету. Из убойного отдела в отдел по борьбе с незаконным оборотом в сфере искусства (или как-то иначе он называется, но суть в том, что они расследуют все преступления — убийства, кражи, мошенничество и т.д. — где замешаны предметы искусства; хотя в самом сериале нам в основном убийства показывают) переходит полицейский (детектив, капитан). Вот только он совсем не разбирается в искусстве, поэтому ему на помощь в делах дают напарника — искусствоведа. И вот уже она отлично разбирается в этом, вот только во всём остальном она достаточно неуклюжая, а ещё она разговаривает с галлюцинациями в виде художников. И теперь они вместе раскрывают преступления. Сначала они притираются друг к другу. Затем налаживают отношения. Искусствовед влюбляется в полицейского, но тот является мужланом, который не только чужие чувства не замечает, но и в своих-то не разбирается. А когда она уже было собралась сделать шаг в развитии их отношений, то он нашёл себе другую. Дальше искусствовед сначала пытается что-то предпринять, но по итогу принимает имеющееся положение дел. А вот от полицейского, так как он в своих чувствах так и не разобрался, девушка всё же уходит. И вот уже он теперь наконец-то понимает, насколько сильно ему дорога напарница, хотя та уже смирилась и пытается жить дальше. Ну и попутно они дела раскрывают из серии в серию.
Конец пересказа сюжета
То есть из того, как я пересказал сюжет, сразу можно понять, что, помимо классики романтических отношений между напарниками по работе, здесь более ничего и нет. Всё внимание в общем сюжете сконцентрировано вокруг полицейского и искусствоведа, не уходя дальше развития их отношений (в этом плане мы чуть ли не романтическую комедию получаем на фоне раскрытия убийств и разговоров об искусстве, но только в общем представлении, а не по сути самого сериала).
И из этого вытекает следующее. Правда, я не знаю, к чему именно это отнести — к положительной стороне или отрицательной. Какое-либо отсутствие развитий историй второстепенных персонажей. Причём их самих по факту мало (на постоянной основе есть отец искусствоведа, начальник в отделе и где-то там на фоне ещё мелькает коллега из Лувра; ну и на пару сезонов девушка полицейского в сюжет входит). И, вроде бы, они есть, но как будто их истории не идут рядом с историей отношений полицейского и искусствоведа. Их вводят порой в сюжет, они включаются в расследования, но дальше этого, то есть в общий сюжет, их не продвигают, всё их участие остаётся только в рамках этого локального сюжета, не вводя предпосылок к ним и не отсылаясь на это в дальнейшем. То есть роли у них как у персонажей скорее эпизодические, чем обще сюжетные. И про всех остальных персонажей можно точно также сказать — они либо появляются на одно расследование, либо выполняют роль постоянных статистов без какого-либо минимального раскрытия их историй. Для меня это непривычный подход, где всё внимание направленно исключительно на двух главных действующих лиц. С одной стороны, нам не дают разнообразия и полноценного раскрытия персонажей, а с другой, концентрация только на главных лицах сам сюжет сериала не распыляет в разные стороны, давая больший простор для качественной проработки главных героев. Не знаю, как к этому относиться. Вроде бы, и всё отлично, но могло бы быть потенциально лучше.
Относительно же самого сюжета мне в целом всё понравилось. Но один вопрос у меня всё же возник. А это нормально, что полиция полноценно привлекает гражданского (искусствовед) к делу, при этом не даёт ему базовой полицейской подготовки? Ладно бы, если она выступала исключительно в качестве консультанта, но она привлекается к расследованию, она отправляется на выезды для задержания предполагаемого преступника, она является полноценным напарником, но при этом у неё нет подготовки и даже оружия для самозащиты в случае непредвиденных обстоятельств. Просто интересно: это является обыденной практикой или всё же художественной условностью. Всё же в сюжетах было много ситуаций, где её неподготовленность выходила боком.
Но как я и сказал, проработка главных героев здесь вполне качественная. Как персонажи они меня не сильно привлекают. Их дуэт в целом смотрится забавно — мужлан и неуклюжая во всех смыслах девушка. Но какой-то сильной симпатии или чего-то подобного я к ним не испытывал. А вот то, как нам показали связь между ними — это уже смогло моё внимание привлечь. Изначально связь между ними устанавливают на сближение. Искусствовед боится высоты, а полицейский выступает для неё противофобическим объектом, поэтому они вынуждены быть вместе. Но это только нужно для их сближения, так как оказывается, что их жизни намного больше переплетены схожестью событий (и я либо пропустил, либо забыл, либо это всё же не пояснили, но я не понял связь её страха высоты с её отцом, потому что её фобия исчезает, когда она устанавливает границы в отношении с ним). Главной же особенностью искусствоведа для сериала является то, что она видит галлюцинации (или имеет крайне богатую фантазию, которую переносит в реальность) в виде авторов картин, с которыми она общается. Тем самым для нас как для зрителя эта особенность является знакомством с автором, а для самого персонажа это является мыслительным процессом, способствующим продвижению расследования. И вот какое дело, эти галлюцинации появились не случайно. Они проявились у неё в день смерти матери (в детские годы, что также сопровождалось потерей памяти об этом травматическом опыте). И связано это было с картиной Клода Моне "Уголок квартиры".
А вот главная особенность полицейского — это полная неосведомлённость о мире искусства. И даже по отношению к нему вводится такое предположение, что он страдает чем-то наподобие дислексии, только связанной с нарушением восприятия объектов искусства. Только и это не случайно. Он также пережил травмирующий опыт, связанный с отцом, из-за чего впоследствии полностью забыл своё детство, которое было наполнено искусством. И какая же картина была для него дороже всего в детстве? Конечно же, Клод Моне "Уголок квартиры". И примечательно здесь то, что для него и для неё эта картина выступала побегом от одиночества. Оба они находили в ней друга, с которым можно поговорить.
Дальше нас немного по сюжету уводят от всех этих связей, включая в их отношения одну романтику, но в конце пятого сезона возвращают к ним. Новый травмирующий опыт для полицейского (невеста бросила у алтаря) вызывает в нём синдром Стендаля (стрессовое состояние вплоть до обморока от эстетических переживаний). Вызван этот синдром тем, что полицейский не может до самого конца осознать и принять свои чувства — предметы искусства у него однозначно ассоциируются с искусствоведом, поэтому, когда он смотрит на них, они в нём пробуждают его скрытые чувства к искусствоведу. И вот в конце он всё это собирает воедино и наконец-то осознаёт, что он чувствует. К тому же, возможно, так как нужно смотреть, как дальше события будут развиваться, с принятием этих чувств и его дислексия относительно предметов искусств прошла (в последней сцене у него любовь и искусство соединяется в единое целое, он проникается им через свои чувства, таким образом через любовь он начинает принимать мир искусства; но это лишь предположение). И вот всё это переплетение их жизней через небольшие схожести и связи мне действительно понравилось в этих персонажах. За этим приятно наблюдать, так как изначально явно не ожидаешь от полицейского детектива, что отношения коллег будут так прорабатывать.
Ну и пару слов нужно сказать про сами расследования и искусство в частности. В основном здесь используют два подхода к расследованиям: либо неподтверждённые теории из сферы искусства ("Мона Ванна" да Винчи, триптих Босха, обличающий церковь, споры вокруг самоубийства Ван Гога) и небольшие мистификации (ритуалы Древнего Египта или городские легенды вокруг скульптуры Дега "Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица"), с которыми создают занятные сюжеты, не переходя грань реальности, либо предметы искусства просто связаны с преступлением и имеют какой-то посыл в них (Ватто, Жерико, Курбе, Делакруа, Моне и другие). В основном расследования проходят обычно, но иногда подключают приключенческие шаблоны: злодей, оставляющий подсказки героям; планирование ограбления (французские полицейские ограбили казахстанского посла); или разгадывание загадок, чтобы получить шифр. То есть весьма занятно и разнообразно получается. К тому же вышел сериал достаточно познавательным. Здесь и про историю создания полотен говорят, и об их значении с интерпретацией, и о жизни их авторов. Да, подобное подаётся кусками, но весьма информативно. Лично для себя я очень многое узнал, о чём раньше даже и не слышал (хотя искусством я не интересуюсь, так что это не особо удивительно).
В общем, весьма занятный детектив про искусство, отлично подходящий для просмотра в качестве отдыха.
Источник: https://dzen.ru/a/YzO2xSWI-2Rtsj3g?yscl … 1989857514