Интервью Юрия Беленького, часть третья:
Жизнь и драматургия – это разные вещи.
Есть мнение, что ваша компания снимает мыльные оперы для домохозяек. Как вы относитесь к подобным отзывам?
Давайте подумаем, кто больше всего смотрит телевизор? Тот, кто сидит дома. То, что большую часть аудитории составляют домохозяйки и пенсионеры – это факт. И было бы глупо этот факт игнорировать. Я их уважаю, прислушиваюсь к их мнению и стараюсь им угодить. Рынок есть рынок. А на рынке делается тот продукт, который востребован потребителем. И ничего плохого в этом нет. В конечном счете, мелодрамы несут позитив.
Кого бы вы могли назвать своим конкурентом?
Несмотря на то, что все производители сериалов номинально являются конкурентами, они все между собой дружат и друг друга уважают.
Конечно, 10 лет назад работать было гораздо проще. «ТТО» было единственной компанией, производящей длинные сериалы в России. Когда мы в 1992-1994 году снимали в команде с продюсером Леонидом Поляковым телесериал «Горячев и другие», я понял, что потребность в сериалах на российском телевидении есть. «Клубничка», «Не выходя из дома», «Простые истины» - все эти вещи были сделаны еще до вспышки популярности сериалов на нашем ТВ. Да, приходилось стучать головой в разные стенки, был определенный снобизм в отношении сериалов поначалу. Сейчас ситуация более благоприятная.
Какие сериалы вы считаете лучшими, за исключением снятых вами?
Свои я-то как раз лучшими не считаю… Это как с ребенком. Нормальные родители любят его всем сердцем, готовы грудью защищать в случае необходимости, но недостатки знают лучше всех. И о них как раз всегда болит душа, о них больше думаешь.
А лучшими я считаю те сериалы, которые полюбила публика. В этом смысле я не согласен с советской установкой на то, что телевидение должно публику воспитывать и расширять ее кругозор. Получается, что телевидение ставит себя выше публики. Есть производитель, есть потребитель, и производитель должен потребителю угодить.
То есть, вы оправдываете большое количество «желтых» передач с элементами насилия и криминала, которые имеют высокие рейтинги?
«Оправдывать» или «не оправдывать» объективную реальность глупо. Никому не приходит в голову «оправдывать» или «осуждать» дождь или ураган. Зрители и пользователи Интернета могут выбирать по своему вкусу любое зрелище – в рамках закона. Выбор сейчас огромен, и за аудиторию идет непрекращающаяся борьба. Тот, кто будет презирать публику, ставить ниже себя, претендовать на «избранность» - просто не найдет денег на свои произведения. А если говорить о моих личных предпочтениях – люблю добрые истории со счастливым концом.
Как вам кажется, кто в мире сейчас задает тон в сериальном производстве?
В одном из самых «мыльных» произведений в истории, которое называется «Война и Мир», у Толстого есть очень интересная мысль на эту тему. Толстой говорит примерно следующее: огромной ошибкой было бы считать, что на судьбу мира влияют действия отдельного человека. Причины войны и любых событий таятся в глубинных процессах, в совокупных усилиях миллионов людских воль.
К чему я об этом вспомнил? Да к тому, что никто не задает тон. Я в этом убедился очередной раз, когда готовил для ВГИКА учебную программу по истории возникновения и развития индустрии производства телесериалов в России. Мы за 10 лет шаг за шагом прошли путь, повторяющий мировой опыт.
Когда вышла «Клубничка» - первый ситком в России - не было газеты, которая бы не посмеялась бы насчет «консервированного» смеха. А потом, как только телесериал «Моя прекрасная няня» побил все рекорды по рейтингам, волна ситкомов запрудила все каналы.
Наблюдаете ли вы за тем, что делают в Америке в плане сериалов?
Я стараюсь следить за тем, что делают мои коллеги и в России, и на западе. Западные сериалы я смотрю, чтобы знать, что нас ждет в скором будущем. Высокобюджетные американские телесериалы, о которых сейчас много говорят, на мой взгляд, не являются прорывом сами по себе. Они просто знаменуют волну больших бюджетов в сериальном производстве.
Сериал «Институт благородных девиц» тоже имеет бюджет, превышающий те, которые мы могли себе позволить на прошлых проектах.
Миллионные бюджеты и привлечение звездных режиссеров – это, прежде всего, пиар-ходы, которые привлекают зрителей. Насколько это значительные произведения и меняют ли они что-нибудь в мире кино и телевидения – об этом мы узнаем лет через пять. Или десять.
Вам присылают массу сценариев и сценарных заявок. Кто их читает?
Читает редактура, потом читаю я. Со всеми заявками мы работаем. Присылают много профессиональных работ, не попадающих под наш жанр. Наш главный редактор Татьяна Киселева каждую неделю кладет на стол группе редакторов пачку сценариев со своими комментариями. Мы за неделю эти сценарии прорабатываем, оцениваем перспективы.
Кому-нибудь из тех, кто присылал сценарии, повезло?
Конечно. Идею сериала «Обреченная стать звездой» прислала сценаристка, которая никогда раньше с нами не работала.
Вы следите за тем, что пишут о вас в Интернете?
Должен признаться, что нет. Я завидую тем людям, у которых хватает времени на общение в Интернете. Пользуясь случаем, прошу прощения у всех своих друзей, одноклассников и коллег, которые ищут меня в социальных сетях и не находят. Может быть на пенсии, лет через 10-15, я выложу все фотографии и начну общаться со всеми, кто желает, в Интернете.
Приходилось ли вам поступаться творчеством ради финансовой выгоды?
Жизнь и драматургия – это разные вещи. Когда мы ставим в сериале дилемму перед героем: долг или семья, любовь или деньги – мы либо ему сочувствуем, либо его осуждаем. В жизни все сложнее. Все проекты, которые я предлагаю на канал, они как мои дети - все родные. Если мне больше нравится первый, а каналу нравится третий – можно ли считать, что я выбрал финансовую выгоду? Если это выбор между деньгами и творчеством – тогда да, такое происходит постоянно.
Расскажите, почему хлопушки у вас на стене завязаны ленточками?
Не ленточками, а шнурками. Это традиция. Когда я снимал «Круг обреченных», он же «Туман гасит свечи», один из съемочных дней совпал с моим днем рождения. Актриса Анна Каменкова вместо букета цветов подарила мне пучок петрушки, перевязанный этим шнурком. Она объяснила свой выбор тем, что режиссеру пучок петрушки нужнее, чем цветы – для поддержания здоровья. Петрушку мы благополучно съели за обедом. Шнурок тоже пришелся очень кстати. У режиссеров очень нервная работа, и лучше руки чем-то занять во избежание разрушений. На съемках «Простых истин» я разбивал за неделю две пары наушников. Когда меня что-то категорически не устраивало в кадре, я срывал наушники с головы и бросал их на стол. Шнурок оказался полезен, потому что его удобно перебирать в руках.
С тех пор мне на каждом проекте дарят шнурок. По окончании проекта, я перевязываю соответствующую хлопушку этим шнурком. Это значит, что проект закрыт, завершен, и больше я к нему не возвращаюсь. Хлопушка «Института благородных девиц», как видите, пока не перевязана. Когда придет время, к ней тоже найдется свой шнурок.