Золотая Орда
Конец XIII-го века. Древняя Русь под игом монголо-татар. Великий князь Ярослав мечтает объединить разрозненные русские княжества и скинуть ненавистное иго, но его врагами на этом пути становятся родной брат — опальный князь Борис, и старший сын Владимир.
В столицу Руси прибывает посланник Золотой Орды — Тенгри-Темир, красавец и ценитель женской красоты. Он приехал, чтобы угнать в Орду тысячи русских воинов, но готов довольствоваться лишь частью, если Великий князь отдаст ему княгиню Устинью, жену Бориса. Ярослав не готов нарушить законы Веры и Чести, но Борис сам идёт на этот шаг, надеясь, что эта жертва обеспечит ему княжеский престол. Устинья с караваном отправляется на чужбину…
Тенгри оставляет князю Ярославу «подарок» от Великого хана — юную Наргиз, которая пробуждает князя к жизни и ставит его перед роковым выбором. На одной чаше весов — любовь и страсть, на другой — престол и жизнь самой Наргиз, которую не принимает ни народ, ни законная жена Ярослава. Тем временем Великий хан Золотой Орды Берке чувствует приближение скорой смерти и отчаянно мечтает о наследнике. В степи он встречает 16-летнюю Айжан, дочь богатого купца. Жестокий, психически не здоровый старик делает юную красавицу своей третьей женой. Казалось бы, вместе с окончанием свадебного тоя жизнь прекрасной Айжан оборвётся, но юный художник Николка, пригнанный в Орду с посольством Тенгри-Темира, готов отдать жизнь за свободу и поцелуй прекрасной чужеземки…
В главных ролях: Александр Устюгов, Светлана Колпакова, Юлия Пересильд, Сергей Пускепалис, Сабина Ахмедова, Рамиль Сабитов, Аружан Джазильбекова, Марат Абдрахимов
Юлия Пересильд показала свои драгоценности
Актриса не смогла расстаться со своими украшениями даже во время съёмок.
Юлия Пересильд снялась в историческом сериале «Золотая Орда» в своих любимых серьгах. Жемчуга, которые Юля когда-то купила в Национальном музее Рима, удивительно хорошо подошли для роли русской княгини Устиньи. Как, впрочем, и скромное серебряное колечко, которое Пересильд привезла из поездки в Псков. В «Орде...», которую кинокомпании «МАРС МЕДИА» и «Амедиа» снимали для Первого канала, действие происходит, как можно догадаться, во времена монголо-татарского нашествия. А Пересильд играет непривычную для себя роль: её героиня одержима жаждой власти.
Ради неё Устинья живёт с постылым мужем и готова пережить любое унижение. «У моей героини при всём её женском обаянии абсолютно мужской склад ума, — рассказывает Пересильд. — Она стратег и поэтому мой антипод: я-то человек эмоциональный, живу чувствами, а у неё во всём расчет. Перевоплотиться в такую женщину было непросто»… Интерьеры Древней Руси и Золотой Орды снимали в Москве — в павильонах возвели большие терема из брёвен, с резными окнами и расписными узорами на стенах. А натуру — в московском парке «Лосиный остров» и в Караларском заповеднике под Керчью, где в открытой степи построили целый город: избы, церкви, юрты.
Исполнителю роли воеводы Еремея Сергею Пускепалису пришлось мчаться по полям на коне в доспехах весом более сорока килограммов! «Я впервые в жизни сел на лошадь — спасибо каскадёрам, которые научили держаться в седле», — признался Пускепалис.
Несмотря на историческую точность, создатели картины утверждают, что снимали не документальную историю, а масштабное фэнтези о человеческих страстях. Например, у главного героя картины князя Ярослава нет точного прототипа. «Мой персонаж — образ собирательный. По-моему, он больше всего похож на Александра Невского и Владимира Красное Солнышко, — говорит актёр Александр Устюгов. — «Золотая Орда» — это не исторический документ, а красивая, хотя и жестокая сказка».
Инна Фомина, журнал "7 дней"
Сердце воина
Сразу стоит сказать, что ни один из главных героев не имеет конкретного исторического прототипа. И хотя в подготовке к съёмкам принимали участие три историка-консультанта, создатели утверждают, что это скорее фэнтези, чем реалистичная историческая драма. Например, великий князь Владимирский Ярослав — не отец и не брат Александра Невского, которых тоже звали Ярославами. "Это собирательный образ, вымышленный герой, — рассказывает креативный продюсер сериала Елена Денисевич. — Мы не реставрируем исторический период, не претендуем на полное соответствие исторической действительности давно ушедшего в прошлое времени".
Масштаб проделанной работы впечатляет. Главную декорацию — деревянный город в натуральную величину — построили на территории московского лесопарка "Лосиный Остров". Раньше там располагалась военная часть, теперь — храм, избы, княжеский терем и баня. В Крыму была создана декорация ставки Сарай-Берке. Потом работа продолжилась в павильоне "Амедиа", где выстроили интерьеры "русской" и "ордынской" частей.
Что касается актёрского состава, то создатели решили не отказываться от стереотипов, которые сложились в зрительском восприятии, и на роли татаро-монголов пригласили актёров с выраженной монголоидной внешностью. "Но наши ордынцы — не кровожадные неопрятные кочевники, презирающие всех, кто не является представителем их племён, — уверяет Елена Денисевич. — Это государство со своими героями, которым при этом свойственны те же человеческие качества, которые проявляют и наши "русичи". Среди них есть и герои, и предатели. Они так же любят и так же ненавидят".
В "Золотой Орде" более десятка сюжетных узлов, и в центре каждого свой главный герой. К примеру, есть мелодраматическая линия юного иконописца Николки и татарской девушки Айжан. Но всё же основных героев обозначить можно. Это главные "властители" — великий князь Ярослав и великий хан Берке. И того, и другого терзают внутренние противоречия между необходимостью быть примером для своих подданных и желанием испытывать простое человеческое счастье — любить и быть любимым. "Кино в первую очередь про любовь, а всё остальное — декорация, среда, в которую это чувство помещено, — рассказывает исполнитель князя Ярослава Александр Устюгов. — Ярослав не совсем правитель, вся эта история с княжением — миссия тяжёлая и не особо их любимая, но об обязан управлять, когда вокруг враг". Актрисе Юлии Пересильд, которая играет русскую княгиню Устинью, тоже пришлось непросто. "Основная сложность для меня в этой роли заключалась именно в характере героини. У неё на первом месте разум, логика и точный расчёт. Я же человек эмоциональный. А тут мне приходилось думать немного по-мужски. Она жестокий человек, для неё главное — власть. Но её путь к власти, к сожалению, тяжёлый и унизительный. Во-первых, потому что она женщина. Во-вторых, потому что в её жизни нет любви. Только в финале моя героиня влюбляется в человека, который априори должен быть её врагом, а в итоге становится её страстью".
Юлия Красновская, журнал "ОК"
О чём кино
Конец XIII века. Древняя Русь под игом татаро-монгол. Великий князь Ярослав мечтает объединить разрозненные русские княжества и выгнать иноземных завоевателей.Но его врагами на этом пути становятся родной брат Борис и старший сын Владимир. Все персонажи вымышленные. Так, великий князь Ярослав не имеет прототипа, это собирательный образ. Он не отец и не брат Александра Невского, которых тоже звали Ярославами.
- Мы не реставрируем исторический период, не претендуем и не ставим своей целью полное соответствие исторической действительности, — отмечает режиссёр ленты Тимур Алпатов. — Главной целью было показать, что человечество по большому счёту не изменилось на протяжении веков, всё так же остались потребность любить, стремление к подвигам, алчность, жажда власти...
«АМБИЦИИ, ВОЙНЫ И ПРЕДАТЕЛЬСТВА — ВСЁ АКТУАЛЬНО»
Актриса Юлия Пересильд, сыгравшая главную женскую роль в сериале «Золотая Орда», показ которого завершился на Первом канале, рассказала о съёмках картины.
О СВОЕЙ ГЕРОИНЕ
- Устинья - гипертяжёлый, отрицательный персонаж, словно вышедший из античных трагедий. Мы с ней абсолютно разные. Если я — человек эмоций, то она — мозг, особенно в темах политических интриг. Она говорит как человек, ведущий предвыборную кампанию: её тексты убеждают, переворачивают, просчитаны до каждой запятой и паузы.
Устинья не остановится ни перед чем ради власти: если нужно убить ребёнка — пойдет и на это. Важно, что на Руси она - нереализованная женщина, была отдана замуж за человека, которого не любит. И эта нелюбовь в ней взрастила сильнейшие лидерские качества. У неё серьёзные амбиции для захвата престола и управления большим количеством людей.
Когда думала о прообразе героини, то сразу же представила себе Екатерину Великую. Они обе — харизматичные сильные женщины, которые умело используют свою манкость, сексуальность в общении с мужчинами. Это очень важная часть в манипуляциях Устиньи, рычаг управления, то, через что она быстро поднимается на самый верх.
О СЕРИАЛЕ
- Темы, которые затрагиваются в сериале, всегда актуальны. Амбиции, войны, политические интриги, предательства, любовь, измены... Отмечу, что создатели картины сознательно ушли от прямого следования историческим фактам, не в этом смысл. Суть в борьбе: как брат может предать брата, а муж — жену, когда все ради борьбы за власть.
Просто в XIII веке, когда происходят события, эти чувства и действия были менее цивилизованными, более открытыми. Тогда легче было убить человека, не объясняя причин. Сейчас все эти же чувства остались, только люди стали более изощрёнными и умело скрывают следы преступления.
О КОСТЮМАХ
- Художником по костюмам на «Золотой Орде» работала Мария Юреско, и я рада, что она была в нашей истории. До «Орды» мы вместе работали на сериале «Людмила Гурченко» и съели на нём пуд соли. То, что Маша делала там, сложно передать!
Никогда не забуду этот случай: она на свои деньги пошила платье, в котором мне предстояло на следующее утро танцевать. Примерка у нас была в районе полуночи, сразу после завершившейся смены. И вот ужас: надеваю платье и понимаю, что в нём невозможно танцевать.
Внутри всё замирает: как сказать об этом человеку, который уже выложился на все сто? Что сказать? И всё же я сказала: «Маша, это не то...» Она побледнела, но ничего не ответила. Я не спала всю ночь, переживая о сказанном. Но, знаете, к утру Маша, не знаю каким образом, сделала другое платье - идеальное!
Если говорить про «Орду», то здесь всё было спокойнее, увереннее. Я знала, что за спиной — крутые продюсеры, что есть деньги на то, что хочется, что у Маши есть время подготовиться. Согласитесь, если женщины в кино некрасивые, то кому будет это интересно смотреть? А в «Золотой Орде» у нас все невероятно красивы!
Ирина Иванова, газета "Мир новостей"
«ЗОЛОТАЯ ОРДА»: КАКИМ НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО ИГО?
Историк, научный сотрудник Института славяноведения РАН, профессор Владимир Петрухин рассказал об исторической достоверности ленты и прокомментировал спорные моменты.
1. Иноземные завоеватели показаны вполне цивилизованными.
- До недавнего времени в большинстве отечественных литературных источников монголо-татар описывали дикими необразованными варварами. Они таковыми не были. В этом плане данный сериал более достоверен. Во-первых, Орда была государством, ордынцы не совершали хаотичных набегов. Напротив, военной науке там учили буквально с младенчества, а использовали современную китайскую технологию войны. Во-вторых, у них имелись свои города — золотоордынские столицы. Мне лично доводилось участвовать в раскопках. Могу констатировать, что мы, историки и археологи, обнаруживали там в числе прочего даже каменные дома с отоплением, где горячий воздух проходил под полами. На Руси того периода о подобном и мечтать не могли.
2. Женщины показаны забитыми, права голоса не имеющими. Если женщина смела высказать прилюдно своё мнение о чём-либо, это считалось верхом неприличия.
- Мир принадлежал вооружённым мужчинам. Женщины могли интриговать внутри своих семей. Но в обществе действительно права голоса не имели.
3. Тенгри-Темира привлекает жена русского князя Бориса, и ордынский посланник требует отдать ему Устинью.
- Такого быть не могло. Взять чужую жену считалось нарушением правил брака в Орде, а правила они чтили и соблюдали неукоснительно.
4. «Татары половину русских сёл сожгли!» — жалуется один из героев.
- Не только сёла: были сожжённая Рязань, разорённый Киев — в первую очередь страдали города. Но просто так не уничтожали, а только в отместку, если население оказывало жёсткое сопротивление. «В рабы» жителей ордынцы не брали, уводили только мастеров, чтобы те помогали обустраивать им свои города. Обязывали платить дань — это всё равно что современные налоги. Ещё раз повторюсь: господство Орды над Русью было вполне цивилизованным, насколько возможно говорить о цивилизованности в Средние века.
5. Русь была ослаблена бесконечными распрями между родными братьями-князьями.
- Так и было в течение нескольких веков. Даже несколько сыновей Владимира — крестителя Руси — погибли в братоубийственных распрях. И первые русские князья Борис и Глеб были убиты своим единокровным братом. Братоубийственная война губила Русь. Это же погубило в конечном счёте и Золотую Орду: один род правителей не сумел мудро разделить власть, и начали уничтожать друг друга. Но что тут удивительного, в любой семье делёж наследства может насмерть рассорить ближайших родственников.
***
- Мне вполне понятен интерес авторов сериала к той эпохе. И изучать историю нужно — всё-таки наши корни. Только повествовать надо аккуратно, не возбуждая националистических чувств рассказами, что один народ умнее, сильнее, храбрее... У каждого времени, каждого правителя и каждого народа были свои ошибки, просчёты, но были и достижения. Поэтому подход к изложению (даже в художественном кино) должен быть комплексным.
Виктория Катаева, газета "Мир новостей"
ТАЙНЫ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
Закончившийся на ТВ сериал «Золотая орда» возродил интерес к истории монгольского нашествия на Русь.
Золотоордынское владычество над русскими землями (1238-1480 гг.) мы поколениями считали чем-то трагическим, уничижительным, отбросившим наше развитие на столетия. Но так ли это на самом деле и не пора ли разоблачить мифы и раскрыть некоторые исторические тайны XIII-XIV веков на Руси?
Многие современные исследователи отрицают сам термин «иго», рассуждая о «взаимовыгодном сотрудничестве» русских князей и восточных ханов. Ну отстёгивали мы им от своих доходов 10% налогов — и что?
Как говорится, это была дань за крышу, зато никто с Запада и помыслить не смел о завоевании Руси. Ну а земли наши были и в самом деле раздроблены постоянными мелкими стычками и разборками князей, которые не смогли во время нашествия хана Бату в 1237-1240 годах противопоставить свою общую армию огромному войску, спаянному железной дисциплиной и воспитанному ещё Чингисханом.
«Огромная монгольская империя с территорией от Пекина до Волги тенью нависала над Русью. Монгольские ханы выдавали русским князьям ярлыки на княжение, множество раз нападали на Русь, чтобы грабить и разбойничать».
Так столетиями писали наши историки, и в этой картине была немалая доля истины, — комментирует ситуацию профессор, доктор исторических наук Андрей Красин. — Но при этом пора уже развеять ряд мифов, прочно укоренившихся в головах наших людей. Нужно чётко сказать в первую очередь о том, что среди татар было много христиан, а потому отдельные русские князья завязывали с ордынскими властелинами дружеские отношения, становясь даже их побратимами».
МИФ №1.
«Захватчики навязывали русским православным чуждую религию и культуру».
Ничего подобного не происходило. Ордынцы не жили на нашей территории, только поначалу наезжали за десятиной, но вскоре и это перестали делать, отдав собирание дани русским князьям.
Не только наши купцы и дипломаты, но и священнослужители пользовались в Орде правом неприкосновенности. Есть исторические данные о том, что дипломатам, священникам и купцам постоянно меняли казённых лошадей на этапах («ямах») их тысячевёрстного пути через степи. Кстати, именно отсюда наше слово «ямщик».
Посольство Дмитрия Донского однажды поехало в Константинополь утвердить у патриарха своего митрополита. Так им не только не чинили препятствий, но татары их усиленно охраняли на пути через Орду, снабжали съестными припасами.
Влияние русской церкви распространялось даже в землях Золотой Орды, активно росло количество новообращённых христиан, и для управления ими в конце XIII века была учреждена Сарайская епископия (Сарай - столица Золотой Орды!).
Стоит ли говорить, что храмы на Руси никто не рушил, священников не казнил и не пытал, а церковь получала свою законную десятину, как и сами крышеватели из Орды. Для истово верующих русских людей такое положение вещей было одной из главных причин, почему они очень долго мирились с положением данников Орды.
МИФ №2.
«Орда была замкнута и чужда просвещению, под её влиянием и грамотность на Руси стала минимальной».
В 1266 году внук Чингисхана, верховный хан Хубилай, правивший тогда ещё и Китаем, попросил Папу Римского прислать ему сто учителей различных наук. Просьбу передали венецианские путешественники, братья Никколо и Маттео Поло.
Великая культура древнего Китая превосходила западную по многим параметрам, и Орда под управлением Хубилая впитывала в себя лучшие знания Востока и Запада. Всё это отражалось и на уровне образования и просвещения Руси.
Вообще, интересный факт: чисто юридически на тот момент Русь и Китай находились в составе единого монгольского государства, как бы «Соединённых Штатов Азии», и продлись такая уникальная историческая ситуация ещё на 2-3 века, ещё неизвестно, какая часть света сегодня доминировала бы на исторической сцене!
А мораль и нравственность?! Не только братья Поло, но и иные иностранные путешественники XIII века отмечали положительные качества монголов: непримиримость к воровству, любовь к правосудию, целомудрие их жён, личную честность воинов-мужчин. Это не могли не заметить и не впитать в себя подвластные монгольской империи народы.
МИФ №3.
«Ордынское иго помешало торговым и культурным связям Руси с бурно развивавшейся Европой».
Не было такого, как не было и пресловутого «многовекового отставания России из-за ига». Наша земля и населяющие её народы развивались в рамках своей самобытной культуры и особенностей экономики на данной географической территории.
Проклинаемое лукавыми историками «зловещее ордынское владычество» не препятствовало свободе сообщения между русскими князьями, их землями и Западной Европой. Примеров тому немало.
Именно в XIII-XIV веках расцвела активная взаимовыгодная торговля Новгорода и Пскова с Ганзейским cоюзом богатейших государств Северной Европы. Не случилось и ослабления связей западных частей страны (будущих Украины и Белоруссии) с Западной Европой.
В этот период временно образуется на будущей российской территории Великое княжество Литовское, которое тесно втягивается в орбиту западной цивилизации. Скорее, кстати, именно оно мешало общению россиян с Западом, иго здесь ни при чём.
МИФ №4.
«Ордынский способ управления и нравы элиты предопределили появление в России деспотии, самодержавия, традиций раболепства подданных перед государем».
В Орде царили не только личности, но и «органы представительной власти», как сказали бы сегодня демократы. Органы родоплеменного управления — кланы, советы старейшин — играли первостепенную роль, они нередко участвовали в назначении или избрании верховного правителя.
Как пишет историк Юрий Одоевский, «согласно концепции верховной власти средневековых монголов, право на царство имел любой представитель «золотого рода» Чингисхана, если он будет признан большинством алтан уруга достойнейшим по своим качествам и утверждён на курултае царевичей и высшей аристократии».
Ордынцы не смогли навязать Руси свои внутренние политические отношения — куда больше сыграли роль контакты с Византией. Именно оттуда Русь ещё раньше получила и церковь, и духовенство, и книжную образованность, и политические идеи. А также принцип богоравности государя-царя и истовое ему поклонение, как божественно помазанному.
МИФ №5.
«Разорительные нашествия, грабежи и пленения русских людей столетиями сопровождали иго».
Да, есть, например, «Повесть о разорении земли Рязанской» и ещё ряд свидетельств так называемого Батыева погрома. Тогда, преодолевая слабое сопротивление отдельных княжеств, Орда действительно взяла под протекторат русские земли, которые «плохо лежали».
В те первые годы насилия было много, но вскоре оно почти сошло на нет, не считая мелких стычек. Но вот наибольшим известным в истории разорениям Русь подвергалась после «свержения ига» в результате походов крымских ханов в конце XV-XVI вв.
Да и сами русские князья, что касается убийств, грабежей и насилия, пожалуй, и превзошли кое в чём ордынцев. Они сами часто приводили с собою на русские земли половцев. Так, в 1169 году суздальский князь Андрей Боголюбский взял Киев приступом, и в течение трёх дней его воины грабили древнюю столицу Руси, её храмы и монастыри.
В 1204 году князь Рюрик Ростиславич взял Киев с помощью половцев, которые вторично разграбили город, убив там множество людей и выведя оттуда многотысячную толпу пленных. Ко времени Батыя Киев уже был незначительным городом, в котором не было даже своего князя.
В 1207 году суздальский князь Всеволод Большое Гнездо изгнал всех жителей из Рязани, а город сжёг дотла. А ведь хан Бату пришёл только спустя 30 лет...
В общем, «вредные влияния ига» при более тщательном рассмотрении оказываются обычно придуманными либо имеющими источник не в Орде. Ну а когда пришло историческое время русским землям окрепнуть, объединившись, то наши новые правители просто отказались платить дань ослабевшим восточным ханам — вот и всё «иго», которое просто испарилось...
Кстати
В 1273 году беклярбек Ногай, женившись на дочери византийского императора Евфросинии, признал гербом Византии —двуглавого Орла — эмблемой Золотой Орды. На монетах государства активно использовалось изображение нового герба.
Это интересно!
Регулярные путешествия русских князей со свитой к ханам в Центральную Азию и на Нижнюю Волгу за ярлыком способствовали развитию географических представлений на Руси. К тому же результату вели и участия русских князей в военных походах по призыву ханов. Так, в 1277 году несколько русских князей во главе с сыном Александра Невского Андреем участвовали в экспедиции хана Менгу-Тимура в нынешние Дагестан и Осетию.
Евгений Малякин, газета "Мир новостей"